УИД 31MS0083-01-2023-003236-50 Дело № 2-2567/2023
11-107/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
3 июня 2024 г. г. Белгород
Судья Октябрьского районного суда г. Белгорода Погорелова С.С., рассмотрев в порядке упрощенного производства гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Центр Экологической Безопасности» Белгородской области к Ругаль Ольге Николаевне о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, пени, судебных расходов, с апелляционной жалобой Ругаль Ольги Николаевны на решение мирового судьи судебного участка № 11 Западного округа г. Белгорода от 15 декабря 2023 г.,
У С Т А Н О В И Л:
общество с ограниченной ответственностью «Центр Экологической Безопасности» Белгородской области (далее по тексту - ООО «ЦЭБ») обратилось в суд с иском к Ругаль О.Н. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 1 января 2019 г. по 28 февраля 2023 г. в размере 25 355 руб. 57 коп., пени за просрочку платежей за период с 11 февраля 2019 г. по 28 февраля 2023 г. в сумме 5 784 руб. 40 коп., расходов по оплате государственной пошлины в размере 1 134 руб. 20 коп., почтовых расходов по отправке искового заявления ответчику - 63 руб.
Исковое заявление предъявлено после отмены судебного приказа от 18 июля 2023 г. определением от 25 августа 2023 г.
Ответчик Ругаль О.Н. не представила возражения относительно исковых требований.
Решением мирового судьи судебного участка № 11 Западного округа г. Белгорода от 15 декабря 2023 г., постановленным по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства в соответствии с положениями главы 21.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), исковые требования ООО «ЦЭБ» удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Ругаль О.Н., ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит его отменить и принять по делу новое решение.
В соответствии с положениями части 1 статьи 335.1 ГПК РФ апелляционная жалоба Ругаль О.Н. на решение мирового судьи от 15 декабря 2023 г. рассмотрена в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив материалы дела по доводам апелляционной жалобы, суд не находит основания к отмене обжалуемого судебного решения.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно пунктам 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты, подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Принятое по делу решение суда отвечает приведенным требованиям статьи 195 ГПК РФ.
При разрешении данного спора суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что к правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, применимы положения Гражданского кодекса Российской Федерации о публичном договоре.
Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» устанавливает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора (пункт 1 статьи 24.7). Кроме того, статьи 42 и 58 Конституции Российской Федерации закрепляют право граждан на благоприятную окружающую среду и обязанность каждого сохранять природу, окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам.
Согласно положениям части 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Статьей 10, частью 2 статьи 21 и частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В соответствии с абзацем 16 статьи 6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, и захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно пунктам 1, 4, 5, 6 статьи 24.6 вышеназванного Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В целях реализации задач, предусмотренных Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также в связи с изменением правового регулирования и необходимостью определения статуса регионального оператора Правительством Российской Федерации 12 ноября 2016 г. принято постановление № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641», утвердившее Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливающие порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на территории Российской Федерации.
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (пункт 3 раздел I). При этом, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями (пункт 4 раздел I).
Согласно части 4 статьи 24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы (далее по тексту - ТКО) и находятся места их накопления. То есть, действующее законодательство Российской Федерации закрепляет императивную обязанность заключения указанных договоров именно с тем региональным оператором, в зоне деятельности которого такие ТКО образуются и находятся места их накопления.
В силу части 20 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 1 января 2019 г.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2016 г. № 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами», в мае 2018 г. проведен конкурсный отбор на присвоение статуса регионального оператора на территории Белгородской области, по результатам которого выбрано ООО «ЦЭБ».
С ООО «ЦЭБ» 1 июня 2018 г. департаментом жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Белгородской области сроком на 10 лет. Региональный оператор приступил к деятельности 1 января 2019 г. В соответствии с заключенным соглашением ООО «ЦЭБ» является единственным юридическим лицом, которое вправе осуществлять деятельность по обращению с ТКО на территории Белгородской области.
Приказом департамента ЖКХ Белгородской области от 19 декабря 2018 г. № «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Белгородской области», вступившим в законную силу и начавшим свое действие с 1 января 2019 г., утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Белгородской области: - на 1 человека, проживающего в индивидуальном жилом доме - 2,4 куб. м в год; - на 1 человека, проживающего в многоквартирном жилом доме - 2,2 куб. м в год.
Приказом Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 14 декабря 2018 г. № установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для ООО «ЦЭБ», оказывающего услуги в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Белгородской области, с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2019 г. в размере 533 руб. 44 коп. за куб. м.; приказом от 19 декабря 2019 г. № в размере 510 руб. 38 коп. за куб.м.; приказом от 18 декабря 2020 г. № в размере 480 руб. 29 коп. за куб.м.; приказом от 17 декабря 2021 г. № в размере 480 руб. 29 коп. за куб.м. с 1 января 2022 г. по 30 июня 2022 г. и с 1 июля 2022 г. по 30 ноября 2022 г. в размере 506 руб. 25 коп.; приказом от 22 ноября 2022 г. № в размере 550 руб. 92 коп. за куб.м. с 1 декабря 2022 г. по 31 декабря 2023 г.
Во исполнение вышеназванных норм 10 июля 2018 г. предложение (публичная оферта) для физических лиц о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора были размещены истцом в газете «Белгородские известия» (№ 073) и на его официальном сайте истца в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в вышеуказанное предложение были внесены соответствующие изменения, опубликованные 18 декабря 2018 г. в газете «Белгородские известия» (№ 141) и на официальном сайте истца в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами мирового суда о том, что вышеперечисленные сведения являются общедоступной информацией и желающим ее получить не нужно обладать специальным разрешением или определенным статусом, поэтому при должной внимательности ответчик мог своевременно подать в ООО «ЦЭБ» документы о заключении с ним договора по обращению с твердыми коммунальными отходами, на условиях отличных от условий типового договора.
Форма договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждена постановлением Правительства Российской Федерации 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641». Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами предусмотрен разделом 1 (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 8 (17) указанных Правил региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации. Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора. Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5 - 8.7 настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8.8 - 8.16 настоящих Правил. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5 - 8.7 настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно телекоммуникационной сети «Интернет». До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период, исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 8.18 Правил).
Таким образом, учитывая вышеприведенные нормы законодательства Российской Федерации и фактические обстоятельства дела, жители Белгородской области должны были обратиться с заявкой потребителя и приложенными к ней документами не позднее 16 января 2019 г.
Доказательств, подтверждающих направление ответчиком региональному оператору заявки потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5 - 8.7 указанных Правил в установленный данными Правилами срок, не представлено ни суду первой, ни суду апелляционной инстанций.
Таким образом, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу с 17 января 2019 г.
Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 г. (статья 23 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ).
Как следует из материалов дела и не оспаривалось ответчиком, собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, является Ругаль О.Н. с 2013 г.
Между сторонами заключен публичный договор на оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на условиях типового договора.
Частью 1 статьи 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 утверждены Правила, которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, а также регламентируют иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг (пункт 1).
Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с разделом XV (1) Правил (введен постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 г. № 232).
Согласно пунктам 148 (34), 148 (36) Правил №, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении, а при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание положения статей 30, 153, 154, 157 ЖК РФ, ответчик несет ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования указанным жилым помещением.
По информации стороны истца, по вышеуказанному жилому помещению начисления за услугу по обращению с ТКО производятся с 1 января 2019 г. по 28 февраля 2023 г. на 5 человек.
Согласно представленного истцом расчета, задолженность ответчика по оплате коммунальной услуги - обращение с твердыми коммунальными отходами за период с 1 марта 2019 г. по 28 февраля 2023 г. (включительно) составила 25 355 руб. 57 коп.
За несвоевременную оплату услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке части 14 статьи 155 ЖК РФ за период с 11 февраля 2019 г. по 28 февраля 2023 г. истцом начислена неустойка в сумме 5 784 руб. 40 коп.
Контррасчеты ответчиком судебным инстанциям не представлены. Данные расчеты ответчиком не оспорены и признаются судом апелляционной инстанции правильными и обоснованными.
В связи с удовлетворением основных требований у суда первой инстанции имелись основания и для взыскания с ответчика в пользу истца понесенных судебных расходов.
Относимых и допустимых доказательств предоставления истцом ответчику услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества в расчетном периоде и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность либо не предоставления данной услуги вообще, а также доказательств, опровергающих наличие у ответчика задолженности по оплате коммунальной услуги - обращение с твердыми коммунальными отходами за вышеуказанный период, судебным инстанциям также не представлено.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела по существу правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка с учетом норм права, регулирующих возникшие правоотношения, в результате чего постановлено законное и обоснованное решение, не подлежащее отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 335.1 ГПК РФ,
О П Р Е Д Е Л И Л:
решение мирового судьи судебного участка № 11 Западного округа г. Белгорода от 15 декабря 2023 г. по гражданскому делу по иску общества с ограниченной ответственностью «Центр Экологической Безопасности» Белгородской области (ИНН 3114011097) к Ругаль Ольге Николаевне (паспорт серии №) о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, пени, судебных расходов - оставить без изменения, апелляционную жалобу Ругаль О.Н. - без удовлетворения.
Данное определение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Апелляционное определение Октябрьского районного суда г. Белгорода может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Судья
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 3 июня 2024 г.