Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-295/2022 ~ М-310/2022 от 12.07.2022

Дело №2-295/2022

Кизеловского городского суда

Пермского края

УИД59RS0022-01-2022-001138-57

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 сентября 2022 года город Кизел

Кизеловский городской суд Пермского края

в составе председательствующего судьи Лесниковой Е.А.,

при секретаре Старковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле гражданское дело №2-295/2022 по исковому заявлению Государственного казенного учреждения Краснодарского края «Центр занятости населения города Краснодара» Министерства труда и социального развития Краснодарского края к Логошину А. В. о взыскании денежных средств, незаконно полученных в виде пособия по безработице

у с т а н о в и л :

Государственное казенное учреждение Краснодарского края «Центр занятости населения города Краснодара» Министерства труда и социального развития Краснодарского края обратилось в суд с исковым заявлением к Логошину А. В. о взыскании незаконно полученного пособия по безработице в размере 53 500 руб. 01 коп.

В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что Логошин А.В. обратился с заявлением в электронной форме №72 854 через Общероссийскую базу вакансий «Работа в России» (www.trudvsem.ru) в ГКУ КК ЦЗН города Краснодара для регистрации в качестве безработного, указав местом своего жительства: <адрес>, подтвердив достоверность этих сведений. При направлении заявления в электронной форме Логошин А.В. поставил все галочки в заявлении, подтвердив тем самым, что он предупрежден, что в случае подтверждения недостоверности сведений, содержащихся в его заявлении, центр занятости населения может отказать в постановке на регистрационный учет в качестве безработного. Приказом ГКУ КК ЦЗН города Краснодара от 21.04.2020 года «О признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным и назначении, размерах и сроках выплаты пособия по безработице» Логошин был признан безработным с 11.04.2020 года (личное дело получателя государственных услуг от 11.04.2020 года). Приказом ГКУ КК ЦЗН города Краснодара от 21.07.2020 года «Об оказании дополнительной материальной поддержки в виде выплаты» в связи с тем, что Логошин А.В. имеет двух детей в возрасте до 18 лет, ему была назначена единовременная материальная помощь в размере 6 000 руб. на основании поданных документов в электронном виде (заявление на оказание материальной помощи и свидетельства о рождении детей). Логошин А.В. с 11.04.2020 года по 05.11.2020 года был зарегистрирован в ГКУ КК ЦЗН города Краснодара в качестве безработного и получил пособие по безработице с 11.04.2020 года 30.09.2020 года. При личном обращении Логошина А.В. 06.11.2020 года в ГКУ КК ЦЗН города Краснодара при проверке его паспорта РФ выявлен факт незаконного получения пособия по безработице, поскольку согласно паспорту РФ у Логошина А.В. регистрация по месту жительства: <адрес>, что в соответствии с действующим законодательством (постановление Правительства РФ от 07.09.2012 года №891) исключает возможность получения им пособия по безработице в ГКУ КК ЦЗН города Краснодара. Таким образом, являясь зарегистрированным в ГКУ КК ЦЗН города Краснодара в качестве безработного, Логошин А.В. скрыл факт отсутствия места жительства в г. Краснодаре и получил пособие по безработице в ГКУ КК ЦЗН города Краснодара в период с 11.04.2020 года по 30.09.2020 года в размере 47 500 руб. 01 коп., а также единовременную помощь на несовершеннолетних детей из краевого бюджета в размере 6 000 руб. незаконно. За время нахождения в качестве безработного Логошин А.В. получил от ГКУ КК ЦЗН города Краснодара из государственного бюджета за денежные средства на общую сумму 53 500 руб. 01 коп. В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора 04.12.2020 года в адрес ответчика была направлена претензия. Претензия не была удовлетворена. Согласно ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Важно отметить, что сотрудники службы занятости населения неуполномочены устанавливать место жительства и место пребывания граждан. Вместе с тем, следует учитывать, что место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами. Из этого следует, что сотрудники службы занятости основываются лишь на тех сведениях, которые предоставлены гражданами в их заявлениях в электронной форме на портале Работа в России, которые заполняются гражданами самостоятельно, а также на сведениях, представленных государственными органами, полученных путем межведомственного электронного взаимодействия.

Представитель истца в судебное заседание явку не обеспечил, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. В материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Ответчик явку в суд не обеспечил, извещен надлежащим образом. Представил письменные доказательства. В судебном заседании 29.08.2022 года ссылался на правомерность своих действий. Указал место проживания в <адрес>. Тогда был период пандемии, документы подавал через портал Госуслуги, в котором указана регистрация <адрес>. Квартиру в <адрес> снимали. После подачи заявки установлен 10-ый срок для проверки всех документов. Представил копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по ст. 159.2 УК РФ.

Суд, в соответствии со ст. 113-115, 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Исследовав материалы дела, оценив их в совокупности на предмет относимости, достоверности и допустимости, суд в процессе рассмотрения дела установил следующие обстоятельства.

Согласно ч.3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

На основании ч.3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, 11.04.2020 года в 19:18 Логошин А.В. обратился с заявлением № 72 854 в электронной форме, способ подачи: портал Работа в России в ГКУ КК ЦЗН города Краснодара для регистрации в качестве безработного, указав местом своего жительства (пребывания): <адрес>, отдел трудоустройства Карасунского округа г. Краснодар, подтвердив достоверность этих сведений (л.д. 7).

Приказом ГКУ КК ЦЗН города Краснодара № 118Д2502/202104 от 21.04.2020 года «О признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным и назначении, размерах и сроках выплаты пособия по безработице» Логошин А.В. был признан безработным с 11.04.2020 года (личное дело получателя государственных услуг от 11.04.2020 года), назначено пособие по безработице в соответствии со ст. ст. 30,31, 33, 34, 34.1, 34.2 Закона РФ от 19.04.1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» с 11.04.2020 года. Установлен период выплаты пособия по безработице 3 месяца с 11.04.2020 года по 10.07.2020 года. В размере минимальная величина пособия (1500 руб.) с 11.04.2020 года по 30.04.2020 года; в размере минимальная величина пособия (4500 руб.) с 01.05.2020 года по 10.07.2020 года (л.д. 9).

21.07.2020 года Приказом ГКУ КК ЦЗН города Краснодара № 203Л209/202104 «Об оказании дополнительной материальной поддержки в виде доплаты» Логошину А.В. оказана дополнительная материальная поддержка в связи с выплатой безработным, имеющим детей в возрасте до 18 лет (л.д. 13).

Приказом ГКУ КК ЦЗН города Краснодара № 203П190/202104 от 21.07.2020 года «Об изменении продолжительности периода выплаты пособия по безработице гражданину, признанному в установленном порядке безработным, его размере и сроках выплаты» изменен приказа о назначении пособия по безработице о 11.04.2020 года, начисление пособия по безработице производить с 10.07.2020 года: с 11.04.2020 года по 30.04.2020 года в размере минимальная величина пособия (1500 руб.) в месяц; с 01.05.2020 года по 31.05.2020 года в размере минимальная величина пособия (4500 руб.) в месяц; с 01.06.2020 года по 31.08.2020 года в размере минимальная величина пособия (4500 руб.), доплата на детей 6 000 руб. 10 500 руб. в месяц и с 01.09.2020 года по 30.09.2020 года в размере 10 500 руб. в месяц (л.д. 10, 11, 12, 14).

На основании приказа ГКУ КК ЦЗН города Краснодара №311Д143/202104 от 06.11.2020 года Логошин А.В. снят с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного) в связи с попыткой получения пособия по безработице обманным путем. Указано примечание: прописка <адрес> (л.д. 15).

В адрес Логошина А.В. со стороны ЦЗН направлена претензия от 25.11.2020 года в течение 30 дней в добровольном порядке с момента получения претензии вернуть в ГКУ КК ЦЗН города Краснодара незаконно полученное пособие по безработице в размере 47 500 руб. 01 коп. и единовременную помощь на несовершеннолетних детей в сумме 6 000 руб. (л.д. 19). 04.12.2020 года претензия направлена по адресу регистрации получателя услуги, оставлена без исполнения (л.д. 22).

Из справки от 15.06.2022 года о расчете выплат следует, что в период с 04.2020 года по 09.2020 года Логошин А.В. получил 53 500 руб. 01 коп. (л.д. 20).

В соответствии с ч.1 ст. 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции, действующей на момент спорных правоотношений) безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Согласно ч.2 указанной нормы закона решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.

В соответствии с п. 1 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 года № 460 (действующих на период спорных правоотношений, далее - Временные правила) настоящие Временные правила устанавливают порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

В целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее - центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территории субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.

Пунктом 2 Правил установлено, что регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме).

Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Согласно п. 4 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 года № 460, центры занятости населения запрашивают с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным, в установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации. Для целей настоящих Временных правил указанные сведения о заработке (доходе) гражданина приравниваются к сведениям, содержащимся в справке о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месяцу работы (службы).

Срок подготовки и направления сведений, указанных в пунктах 4 и 4(1) Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 года № 460, по запросу центра занятости населения не может превышать 5 рабочих дней со дня поступления такого запроса (пункт 5).

В силу п. 8 Временных правил № 460 решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме.

В случае подтверждения недостоверности сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, центр занятости населения отказывает гражданину в постановке его на регистрационный учет в качестве безработного и уведомляет о принятом решении в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала (п. 9 Временных правил).

В силу п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 27.03.2020 года № 346 « О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 года» на 2020 год установлена минимальная величина пособия по безработице в размере 1500 руб. При этом минимальная величина пособия по безработице в мае - августе устанавливается в размере 4500 руб.

Гражданам, признанным в установленном порядке безработными и имеющим детей в возрасте до 18 лет, размер пособия по безработице в июне - сентябре 2020 года увеличивается пропорционально количеству таких детей из расчета 3000 руб. за каждого ребенка одному из родителей, приемных родителей, усыновителей, а также опекуну (попечителю) п.1.1 постановления.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 ГК РФ.

В соответствии с п.1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 кодекса.

Согласно п. 3 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

Между тем, ответчиком в материалы дела представлена копия постановления от 13.10.2021 года об отказе по спорному факту (незаконное получение денежных средств в размере 53 500 руб. 01 коп.) в возбуждении уголовного дела по ст. 159.2 УК РФ в отношении Логошина А.В. в соответствии с п.2 ч.1 ст. 24 УПК РФ (л.д. 50-53).

Посредством электронного документооборота ответчиком также направлен договор от 14.08.2019 года найма жилого помещения по адресу: <адрес> за плату во временное пользование. Наймодатель ФИО4, наниматель ФИО5 В договоре указан номер свидетельства о государственной регистрации права. Срок найма с 14.08.2019 года по 14.08.2020 года. При истечении срока действия данного договора, договор считается продленным на 11 месяцев, если ни одна из сторон не заявила о намерении его расторгнуть (л.д. 58 об).

Также направлены сведения о заключении договора в отношении данного жилого объекта с АО «НЭСК» Филиала АО «НЭСК», указана последняя оплата 21.01.2020 года (л.д. 59). Направлен счет-квитанция на оплату ЖКУ на данную квартиру за октябрь 2019 года (л.д. 60).

Постановлением Главы администрации (Губернатора) Краснодарского края от 13.03.2020 года №129 введен режим повышенной готовности на территории Краснодарского края и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Учитывая приведенные правовые нормы, суд считает, что для принятия решения о признании гражданина безработным орган занятости населения принимает во внимание сведения, полученные от Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке межведомственного электронного взаимодействия, и при установлении недостоверности сведений, представленных гражданином, отказывает в постановке на соответствующий учет.

Идентификация участников в Общероссийской базе вакансий «Работа в России» происходит посредством регистрации с использованием программы Госуслуги, что соответствует положением ст. 16.2 Закона РФ от 19.04.1991 года №1032-1 «О занятости населения в российской Федерации».

Федеральный законодатель, реализуя свою компетенцию по регулированию этой сферы общественных отношений, определил в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации» такие гарантии, как предоставление органами службы занятости бесплатных консультаций, бесплатной информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения, проведение в целях обеспечения временной занятости оплачиваемых общественных работ, организуемых органами службы занятости. Указанные гарантии распространяются на граждан, ищущих работу, независимо от того, признаны они в установленном порядке безработными или нет, а также независимо от места их жительства. Что касается права на получение пособия по безработице, то законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» определено, что назначение и выплата этого пособия производится только гражданину, зарегистрированному в целях поиска подходящей работы и признанному безработным органами службы занятости по месту его жительства (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2011 года № 1167-О-О).

В Законе РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» содержится понятие места жительства, под которым понимается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства (статья 2).

При этом положения п.2 ст. 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» устанавливают, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Исходя из системного толкования перечисленных выше нормативных актов, позиции Конституционного Суда Российской Федерации, следует, что отсутствие регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства, не исключает возможности установления органом службы занятости фактического места жительства такого гражданина на основании иных сведений и документов, представленных гражданином (в отсутствие регистрации по месту жительства).

Таким образом, место жительства лица, которое претендует на получение мер социальной поддержки при безработице, определяется исходя из совокупности доказательств, подтверждающих его место жительства, а не только из данных регистрационного учета миграционной службы.

С учетом вышеприведенных доказательств, суд считает, что местом жительства Логошина А.В. в спорный период времени являлся адрес, указанный им в заявлении в электронной форме от 11.04.2020 года №72 854. Вследствие чего его заявление по содействию в поиске подходящей работы и выплате пособия по безработице обоснованно рассмотрено истцом, по итогам чего ему выплачено социальное пособие.

Приведенная в исковом заявлении ссылка на судебную практику судом во внимание не принимается, поскольку обстоятельства дела в каждом случае устанавливаются судом, судебные постановления по иным делам, преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела не имеют.

Таким образом, истцом не доказан факт незаконного получения пособия по безработице (ст. 1102 ГК РФ).

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Государственного казенного учреждения Краснодарского края «Центр занятости населения города Краснодара» Министерства труда и социального развития Краснодарского края о взыскании с Логошина А. В. незаконно полученного пособия по безработице в размере 53 500 руб. 01 коп. отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Е.А. Лесникова

2-295/2022 ~ М-310/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ГКУ Краснодарского края "Центр занятости населения г. Краснодара" Министерства труда и социального развития Краснодарского края
Ответчики
Логошин Антон Васильевич
Суд
Кизеловский городской суд Пермского края
Судья
Володина Екатерина Александровна
Дело на странице суда
kizel--perm.sudrf.ru
12.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.07.2022Передача материалов судье
13.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.08.2022Подготовка дела (собеседование)
02.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.08.2022Судебное заседание
06.09.2022Судебное заседание
09.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.10.2022Дело оформлено
26.10.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее