Дело № 2-5057/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 октября 2023 года г. Ялта
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи: ДВИРНЫК Н.В.
при секретаре Макарове В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чабан Тамары Ивановны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании факта принадлежности вкладыша трудовой книжки, возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
<дата> Чабан Т.И. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя его следующим. С целью реализации своих прав на пенсионное обеспечение. истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением ОСФР по Республике Крым от <дата> истцу с <дата> была назначена в соответствии со ст. 8 Закона № 400-ФЗ бессрочная страховая пенсия по старости в размере 7 567,33 рублей. Письмом Клиентской службы (на правах отдела) в г. Ялта Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым от <дата> истцу сообщено, что при принятии решения, не были учтены в страховой стаж периоды работы из вкладыша в трудовую книжку, так как отсутствует отметка о выдаче вкладыша. Полагает решение в указанной части незаконным. Просит суд установить факт принадлежности Чабан Тамаре Ивановне <дата> г.р. листка (вкладыша) №<номер> от №<номер>. к трудовой книжке от <дата>., выданного на имя Чабан Тамара Ивановна, <дата> года рождения, за период работы с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата>; обязать ответчика включить в страховой стаж истца указанные периоды работы; обязать ответчика произвести перерасчет размера пенсии истца с учетом периодов, указанных в листке (вкладыше) №<номер> от №<номер>. к трудовой книжке от №<номер>., начиная со дня установления страховой пенсии по старости, то есть с 02.03.2023г..
В судебном заседании истец поддержала исковые требования, просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения искового заявления, в части требований об установлении факта принадлежности трудовой книжки полагался на усмотрение суда.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении иска по следующим основаниям.
Судом установлены следующие обстоятельства и соответствующие им правоотношения.
<дата> Чабан Т.И. обратилась в Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, в соответствии со ст. 8 ФЗ от <дата> №<номер> - ФЗ «О страховых пенсиях» (далее ФЗ № 400-ФЗ).
Решением Отделом Управления установления пенсий Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым от <дата> №<номер> Чабан Т.И. установлена страховая пенсия по старости. Вместе с тем, при принятии решения ответчиком в страховой стаж истца не были учтены периоды работы из вкладыша в трудовую книжку, в связи с отсутствием отметки о выдаче вкладыша (л.д. 16-17).
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Чабан Т.И., <дата> года рождения, является гражданином Российской Федерации, документирована паспортом серии №<номер>
Согласно Уведомлению о регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета Чабан Т.И. зарегистрирована <дата> (л.д. 6).
<дата> на имя Чабан Т.И., <дата> года рождения, выдана трудовая книжка (л.д. 7-9).
Впоследствии <дата> на имя Чабан Т.И., <дата> года рождения, выдан Вкладыш в трудовую книжку серии №<номер>, однако в трудовой книжке отсутствует указание на то, что такой вкладыш выдан (л.д. 10-15).
В силу п. 1 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ в порядке особого производства суд рассматривает дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
Согласно ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ суд рассматривает дела об установлении факта принадлежности правоустанавливающих документов (за исключением воинских документов, паспорта и выдаваемых органами записи актов гражданского состояния свидетельств) лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении.
В соответствии со ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты.
Факт осуществления Чабан Т.И. трудовой деятельности, внесенной во вкладыш серии АТ-I №<номер> от <дата> к трудовой книжке, подтверждается представленным в материалы настоящего гражданского дела реестром застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования (форма ОК-5) на имя Чабан Т.И. (л.д. 18-22).
Оценив приведенные выше доказательства по делу в их совокупности, суд находит их последовательными, непротиворечивыми, а учитывая сведения, содержащиеся в них, такими, что полностью согласуются между собой и подтверждают факт принадлежности истице вкладыша серии №<номер> от <дата> к трудовой книжке от <дата>, выданного на имя Чабан Т.И..
Установление факта принадлежности имеет для заявителя юридическое значение, поскольку с установлением данного факта связано разрешение вопроса относительно начисления пенсии. В ином порядке установить данный факт у заявителя возможность отсутствует.
Что касается требований истца о возложении на ответчика обязанности включить периоды работы, отраженные во вкладыше к трудовой книжке в страховой стаж, а также возложении обязанности осуществить перерасчет ранее назначенной пенсии, судом установлено следующее.
Право каждого члена общества на пенсионное обеспечение нашло отражение и в ст. ст.22, 25, 29 Всеобщей декларации прав человека 1948 года.
Порядок и условия возникновения и реализации права на пенсионное обеспечение определены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно части 1 статьи 8 которого право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Статья 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", подлежащего применению в части, регулирующей исчисление размера трудовых пенсий, для определения размеров страховых пенсий, закрепляет порядок реализации права граждан на пенсионное обеспечение исходя из благоприятного варианта исчисления размера пенсии и направлено на наиболее полный учет их интересов и сохранение прав, приобретенных гражданами до введения в действие данного Федерального закона. Для расчета пенсии применяется тот вариант оценки пенсионных прав, который позволяет установить гражданину пенсию в наибольшем размере.
С 01 января 2015 г. на территории Российской Федерации пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с <дата>
Особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь, установлены Федеральным законом от 21 июля 2014 № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Статья 19 Конституции РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств.
Пенсионное обеспечение граждан, постоянно проживающих в Российской Федерации, при наличии у них страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории государств-участников Содружества Независимых Государств, осуществляется с применением Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992г.
В силу пункта 2 статьи 6 вышеназванного Соглашения от 13 марта 1992 года, для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992года.
Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от <дата> разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от <дата>, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до <дата>, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения от <дата>.
Согласно пункту 5 Распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от <дата> №<номер>р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от <дата>, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от <дата> №<номер>).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
В силу пункта 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> №<номер> (действовавшего до 01 января 2015 года), при подсчете страхового стажа подтверждаются периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном «персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» «далее именуется - до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица) - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (на бумажном носителе либо в форме электронного документа).
Периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний, пунктом 6 Правил предусмотрено, что основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Аналогичная норма содержится в пункте 11 Постановления Правительства Российской Федерации №<номер> от 02 октября 2014 года «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», вступившего в законную силу с <дата>.
Пунктом 11 Постановления Правительства Российской Федерации №<номер> от <дата> «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).
При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Пунктами 27, 28, 29 «Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 № 225 предусмотрено, что в случае выявления неправильной или неточной записи в трудовой книжке исправление ее производится по месту работы, где была внесена соответствующая запись, либо работодателем по новому месту работы на основании официального документа работодателя, допустившего ошибку; исправленные сведения должны полностью соответствовать документу, на основании которого они были исправлены. Согласно пункту 45 данных Правил ответственность за организацию работы по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек и вкладышей в них возлагается на работодателя.
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определённых законом случаях и размерах.
В соответствии со ст.2 ГПК РФ, задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых нрав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.
В силу части 1 статьи 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
При этом, согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерацией в Постановлениях от <дата> 8-П, от <дата> №<номер>-П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Страховая часть пенсии за период работы до <дата> исчисляется в соответствии со ст.30 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от <дата> N 173-ФЗ, из среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными муниципальными) органами.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (действующего с <дата>) размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
В силу ч. 10 ст. 15 данного закона величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до <дата>, определяется с учетом размера страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), исчисленного по состоянию на <дата> по нормам Федерального закона от <дата> N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с п. 9, ст. 21 Федерального закона N 400-ФЗ от <дата> "О страховых пенсиях", орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
Таким образом, учитывая положения ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" и п. 19 Правил N 884н, в их взаимосвязи, назначение гражданину пенсии будет осуществляться пенсионным органом со дня возникновения у него права на пенсию, что гарантирует своевременное пенсионное обеспечение.
Иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Иск Чабан Тамары Ивановны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании факта принадлежности вкладыша трудовой книжки, возложении обязанности совершить определенные действия, удовлетворить.
Установить факт принадлежности Чабан Тамаре Ивановне, <дата> года рождения, вкладыша №<номер> от <дата> к трудовой книжке от <дата>, выданного на имя Чабан Тамары Ивановны.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым включить в страховой стаж для назначения пенсии Чабан Тамаре Ивановне периоды работы, указанные во вкладыше №<номер> от <дата> к трудовой книжке от <дата>, выданного на имя Чабан Тамары Ивановны, и произвести перерасчет размера пенсии со дня ее установления, с <дата>.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым в пользу Чабан Тамары Ивановны государственную пошлину в размере 600 рублей.
Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено 23 октября 2023 года.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд РК в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через суд первой инстанции.
СУДЬЯ Н.В.ДВИРНЫК