Судья Кузьмина Т.В. Дело № 7-399/2022
РЕШЕНИЕ
10 октября 2022 года город Новосибирск
Судья Новосибирского областного суда Конева Ю.А., рассмотрев протест и.о. прокурора Новосибирской области Коростылева С.Г. на решение судьи Дзержинского районного суда города Новосибирска от 15 июня 2022 года,
установил:
13 августа 2021 года руководителем территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Новосибирской области Хрусталевой Е.Я. вынесено постановление № о привлечении ООО «Аптека «Печора» к административной ответственности по части 1 статьи 14.4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Первым заместителем прокурора Новосибирской области Коростылевым С.Г. подан протест на указанное постановление.
Решением судьи Дзержинского районного суда города Новосибирска от 15 июня 2022 года постановление должностного лица оставлено без изменения, протест прокурора – без удовлетворения.
В порядке статьи 30.10 КоАП РФ в Новосибирский областной суд на решение судьи принесен протест, в котором поставлен вопрос об отмене постановления и направлении дела на новое рассмотрение.
Прокурором указано, что проверочная закупка проведена вне рамок законной процедуры лицом, не наделенным в установленном порядке функциями по осуществлению соответствующего контроля. Контроль осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и ее территориальными органами (согласно положениям Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»). Порядок проведения контрольной закупки регулируется нормами Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Также проведение контрольной закупки не предусмотрено нормами КоАП РФ. Наименование акта (проверочная покупка) не имеет значения, поскольку не меняет правового смысла контрольного мероприятия.
Вывод суда о том, что задачей проверочной закупки является сбор информации об административном правонарушении, не подтверждается материалами дела.
Положенные в основу оспариваемого постановления акт проверочной закупки и протокол осмотра помещения не могут расцениваться как полученные в соответствии с требованиями закона доказательства, подтверждающие событие правонарушения, поскольку получены вне рамок законной процедуры, являются недопустимыми.
Просит постановление должностного лица, решение районного суда отменить, производство прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Протест подан в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ десятидневный срок со дня получения копии постановления судьи районного суда, препятствий для его рассмотрения не имеется.
Изучив доводы протеста, а также проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, заслушав прокурора Баландина Е.И., поддержавшего доводы протеста, прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с требованиями статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Частью 1 статьи 14.4.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных правил оптовой торговли лекарственными средствами и порядка розничной торговли лекарственными препаратами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.33 настоящего Кодекса и частью 4 настоящей статьи.
Порядок розничной торговли лекарственными препаратами установлен положениями статьи 55 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», а также «Правилами отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность», утвержденных Приказом Минздрава России от 11 июля 2017 года № 403н (в редакции от 07 июля 2020 года, действовавшей на момент совершения административного правонарушения).
Пунктом 4 указанных Правил отпуска лекарственных препаратов установлено, что по рецептам, выписанным на рецептурных бланках формы №107-1/у, отпускаются иные лекарственные препараты, не указанные в абзацах первом, третьем-девятом настоящего пункта, за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта.
Как следует из материалов дела, ООО «Аптека «Печора» осуществляет фармацевтическую деятельность по адресу: <адрес>, по лицензии № от 18 августа 2020 года на следующие оказываемые услуги: отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения, розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения, хранение лекарственных препаратов для медицинского применения.
Руководителем Росздравнадзора по Новосибирской области 17 мая 2021 года издан приказ № 165/21 «О выделении специалистов», согласно которому в соответствии с запросом УМВД России по г. Новосибирску от 17 мая 2021 года о выделении специалистов для участия в оперативно-профилактическом мероприятии «Пангея» при проведении проверки соблюдения требований законодательства в сфере обращения лекарственных средств в ООО «Аптека «Печора» по адресу: <адрес>, и на основании пункта 34 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции» направлены для работы в составе комиссии с целью обеспечения исполнения федерального законодательства Ильгова Л.А. и Бессоненко Ю.А.
Оперативным уполномоченным отделения № 5 ОЭБиПК УМВД России по г. Новосибирску Тишковым М.Х. 19 мая 2021 года, в присутствии представителей общественности Дмитриева К.Г. и Ходжиназаровой Н.А., с участием покупателя Чеботарева В.К., в аптеке «Экона» (юридическое лицо ООО «Аптека «Печора»), расположенной по адресу: <адрес>, проведена проверочная покупка таблеток «<данные изъяты>» по цене <данные изъяты> руб. у продавца Самсоновой Е.А., о чем составлен соответствующий акт, выдан кассовый чек. Отпуск лекарственного препарата произведен без рецепта врача.
ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 11 час. 30 мин. до 12 час. 06 мин. был произведен осмотр помещения аптеки «Экона», расположенной по адресу: <адрес>.
По результатам проведенных мероприятий старшим оперуполномоченным отделения № 5 ОЭБиПК УМВД России по г. Новосибирску Степановым Е.В. составлен рапорт о факте нарушения установленного порядка розничной торговли лекарственными препаратами, данное деяние содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4.2 КоАП РФ, материал проверки направлен в Управление Росздравнадзора по Новосибирской области.
Руководитель Росздравнадзора по Новосибирской области, рассмотрев поступившие материалы, усмотрел признаки административного правонарушения, о чем уведомил ООО «Аптека «Печора», после чего в рамках своей компетенции составил административный протокол, затем вынес постановление о назначении административного наказания.
Доводы протеста прокурора основаны на нарушении процедуры проведения контрольно-надзорных мероприятий. Указанные доводы не принимаю.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с целями и задачами полиции, определенными в Федеральном законе от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», Инструкции о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений (приложение № 1 к Приказу МВД России от 17.01.2006 № 19) сотрудники полиции осуществляют действия по профилактике правонарушений и преступлений; пунктом 34 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции» для выполнения возложенных на нее обязанностей полиции предоставляется право, в числе прочего, привлекать для консультаций в установленном порядке специалистов государственных и муниципальных органов, организаций.
В ходе рассмотрения дела судья районного суда пришел к выводу о наличии в действиях ООО «Аптека «Печора» состава административного правонарушения, наличия вины Общества в его совершении, а также об отсутствии нарушений процедуры привлечения к административной ответственности.
С выводами судьи районного суда соглашаюсь.
Согласно части 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи.
Вопреки доводам протеста прокурора, основанием возбуждения дела об административном правонарушении не является проведение контрольно-надзорных мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также статьей 9 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», таким основанием является сообщение правоохранительного органа, содержащее данные о наличии события административного правонарушения.
Ссылки в протесте прокурора на положения Федерального закона от 31 июля 2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» не являются основанием для признания действий по возбуждению дела об административном правонарушении и привлечения к ответственности незаконными, поскольку данный закон вступил в действие с 1 июля 2021 года, то есть после поступления сообщения из органов полиции, в котором содержалось указание на наличие события административного правонарушения.
Составление протокола осмотра помещений аптеки сотрудником полиции, не уполномоченным на составление протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 14.4.2 КоАП РФ, не свидетельствует об отсутствии иных доказательств, на основании которых должностное лицо Росздравнадзора пришло к выводу о наличии события административного правонарушения. В материалах имеется акт проверочной закупки, а также кассовый чек на отпуск лекарственного препарата ООО «Аптека «Печора» с указанием наименования лекарственного препарата, даты и времени отпуска, сведений о юридическом лице; объяснениями представителя ООО «Аптека «Печора» факт отпуска лекарственного препарата без рецепта врача подтвержден.
Действия ООО «Аптека «Печора» правильно квалифицированы по части 1 статьи 14.4.2 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и законодательства в сфере обращения лекарственных средств.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов должностного лица и судьи районного суда о наличии события и состава административного правонарушения и доказанности вины ООО «Аптека «Печора», не имеется.
Административное наказание назначено в пределах санкции статьи, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, то есть в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 названного Кодекса. Правовых оснований для снижения размера назначенного административного штрафа и для признания совершенного правонарушения малозначительным, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 15 ░░░░ 2022 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░ «░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░