Дело № 2-43/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 февраля 2016 года
Бийский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего: Фоменко Г.В.,
при секретаре: Орловой Н.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Пятышева ФИО8 к Администрации Бийского района, Межведомственной комиссии Администрации Бийского района по формированию и утверждению списков граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Бийского района Алтайского края в мае-июне 2014 года о признании решения незаконным, о признании права на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка в мае-июне 2014 года, о возложении обязанности включить в список граждан на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка в мае-июне 2014 года
У С Т А Н О В И Л:
Пятышев С.Н. обратился в суд с иском к Администрации Бийского района, Межведомственной комиссии Администрации Бийского района по формированию и утверждению списков граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Бийского района Алтайского края в мае-июне 2014 года о признании решения незаконным, о признании права на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка в мае-июне 2014 года, о возложении обязанности включить в список граждан на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка в мае-июне 2014 года.
В обоснование своих требований ссылаются на то, что имеет в собственности жилой дом по <адрес>, проживает в нем. В мае-июне 2014 года в Алтайском крае было наводнение. Жилое помещение попало в зону наводнения, в результате которого жилому помещению требуется капитальный ремонт. На обращение с просьбой произвести социальную выплату для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка в мае-июне 2014 года межведомственная комиссия Администрации Бийского района ему отказала, мотивировав тем, что не подтверждено право собственности на поврежденное жилое помещение на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплата. С решением комиссии не согласен, поскольку постоянно проживает в <адрес> и является собственником. Полагает, что отказом ответчика нарушено его право на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории <адрес>.
Просил признать решение комиссии незаконным, признать за ним право на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка в мае-июне 2014 года, возложить на Администрацию Бийского района обязанность включить в список граждан на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка в мае-июне 2014 года.
В судебном заседании Пятышев С.Н. исковые требования поддержал.
Представители ответчиков Администрации Бийского района, Межведомственной комиссии по формированию и утверждению списков граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Бийского района Алтайского края в мае-июне 2014 года, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора Администрации Усятского сельсовета, Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, Управления социальной защиты населения по городу Бийску и Бийскому району, Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите (Главтрудсоцзащита), Главного управления Министерства Российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю, МП УФМС России по Алтайскому краю в Бийском районе в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением Администрации Алтайского края № 254 от 29 мая 2014 года в связи с обильными осадками, выпавшими в Республике Алтай и юго-восточных районах Алтайского края, значительным повышением уровня воды в верховьях рек Бия, Катунь, Чарыш и Ануй, превышением критических отметок уровня воды в реках в Бийском, Красногорском, Краснощековском, Солонешенском, Солтонском, Чарышском муниципальных районах и г.Бийске с 29 мая 2014 года введен режим чрезвычайной ситуации.
Согласно ст. 18 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации №447 от 07 мая 2015 года утверждены Правила предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации, согласно п.п. «а» п.5 которых трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, поврежденных в результате паводков и требующих проведения капитального ремонта, которые проживают в населенных пунктах, подвергшихся паводкам, и не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеют другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводков и требующее проведения капитального ремонта, в виде капитального ремонта указанных жилых помещений и (или) финансовой поддержки его проведения.
Постановлением Администрации Алтайского края N 234 от 17 июня 2015 года утвержден Порядок предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края (далее по тексту - Порядок предоставления гражданам социальных выплат).
Согласно п.4 Порядка предоставления гражданам социальных выплат право на получение социальной выплаты имеют граждане, отвечающие в совокупности следующим условиям:
являющиеся собственниками поврежденных жилых помещений на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
проживавшие в населенных пунктах, подвергшихся паводку, на день объявления режима чрезвычайной ситуации;
не имеющие другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющие другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводка и требующее проведения капитального ремонта, на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
включенные в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года, и требуют проведения капитального ремонта.
Согласно справке Администрации Усятского сельсовета Бийского района Алтайского края жилое помещение по <адрес> находилось в зоне подтопления в период весенне-летнего наводнения 2014 года.
По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю жилое помещение по <адрес> на праве собственности принадлежит Пятышеву С.Н. на основании постановления администрации Усятского сельсовета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. Право зарегистрировано в Едином государственном реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что истец зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.
Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства <адрес> определено уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> по организации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края.
Распоряжением Администрации Бийского района № 254-р от 01 июля 2015 года утвержден состав межведомственной комиссии по формированию и утверждению списков граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Бийского района Алтайского края в мае-июне 2014 года.
Согласно п.4 Порядка предоставления гражданам социальных выплат при отсутствии гражданина в списке граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года, и требуют проведения капитального ремонта и наличии оснований, указанных в абзацах втором - четвертом настоящего пункта, гражданин вправе подать в администрацию городского округа или муниципального района Алтайского края (далее - "орган местного самоуправления") в срок не позднее 30 дней с даты вступления в силу настоящего Порядка заявление по форме, установленной уполномоченным органом, о включении его в список граждан, жилые помещения которых требуют проведения капитального ремонта. К заявлению прилагается акт обследования поврежденного жилого помещения в результате паводка в мае - июне 2014 года на территории Алтайского края.
Орган местного самоуправления принимает от граждан указанные заявления, документы и в течение 10 дней с даты их получения принимает решение о включении или об отказе во включении собственника(ов) в список по форме, установленной уполномоченным органом.
Решение об отказе во включении собственника(ов) в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года, принимается при отсутствии оснований, предусмотренных абзацами вторым - четвертым настоящего пункта, а также в связи с пропуском срока, указанного в абзаце шестом настоящего пункта.
Согласно п.7 Порядка предоставления гражданам социальных выплат для получения социальной выплаты граждане подают в орган местного самоуправления по месту нахождения поврежденного жилого помещения следующие документы:
а) заявление о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения по форме, установленной уполномоченным органом;
б) копии документов, удостоверяющих личность собственника(ов) поврежденного жилого помещения (с предъявлением оригиналов, если копии нотариально не заверены);
в) копии документов, подтверждающих проживание в населенных пунктах, подвергшихся паводку, на день объявления режима чрезвычайной ситуации (с предъявлением оригиналов, если копии нотариально не заверены);
г) копии правоустанавливающих документов (договоры купли-продажи, мены, дарения, в том числе выписки из похозяйственной книги) на поврежденное жилое помещение, право собственности на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (с предъявлением оригиналов, если копии нотариально не заверены);
д) копии документов, содержащие сведения о размере общей площади поврежденного жилого помещения (копия технического паспорта либо кадастрового паспорта, либо кадастрового плана), - в случае отсутствия данных сведений в документах, указанных в подпункте «г» настоящего пункта (с предъявлением оригиналов, если копии нотариально не заверены).
Истец обратился в Администрацию Бийского района с заявлением о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения по <адрес>.
Решением межведомственной комиссии Администрации Бийского района по формированию и утверждению списков граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Бийского района Алтайского края в мае-июне 2014 года № от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано во включении в вышеуказанный список как несоответствующей условиям предоставления социальной выплаты, установленной пунктом 4 Порядка предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта, а именно: не подтверждено право собственности на поврежденное жилое помещение на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплата
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно п.1, 2 ст.218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В силу п. 2 ст. 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Согласно абз.2 п.1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Из изложенного следует, что предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт дома возможно при одновременном соблюдении названных выше условий, одно из которых является нахождение в собственности у заявителя жилого помещения, пострадавшего в результате паводка и требующего капитального ремонта, как на момент чрезвычайной ситуации, так и на момент подачи заявления.
В данном случае право собственности у Пятышева С.Н. на жилой дом, как на момент чрезвычайной ситуации, так и на момент подачи заявления отсутствовало.
Отказ межведомственной комиссии Администрации Бийского района во включении его в список граждан на предоставление социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого дома является правомерным.
Кроме того, по сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Пятышев С.Н. имеет на праве общей долевой собственности 1/4 долю жилое помещение по <адрес> <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ.
Социальная выплата гражданам на проведение капитального ремонта жилых помещений, поврежденных в результате паводка в мае - июне 2014 года на территории <адрес>, несет в себе в первую очередь социальную функцию, а именно по смыслу п. 4 Порядка предоставления гражданам социальных выплат на ее получение имеют право только граждане - не имеющие другого жилого помещения, пригодного для проживания на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты.
Из представленных материалов дела усматривается, что на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты ДД.ММ.ГГГГ Пятышев С.Н. имел в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания.
Довод истца о том, что решение Администрации Бийского района незаконно, поскольку при его принятии не учтено положение п.5 Правил предоставления в 2015 году трансфертов.., утв. Постановлением Правительства Российской Федерации №447 от 07 мая 2015 года, которое не содержат такого условия предоставление социальной выплаты гражданам как «не имеющим другого жилого помещения, пригодного для проживания на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты», суд находит несостоятельным, поскольку указанным постановлением Правительством урегулированы межбюджетные отношения между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Республикой Алтай и Алтайским краем, связанные с финансовым обеспечением реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, повреждённого в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации.
Решением Алтайского краевого суда от 14 сентября 2015 года заявление Смоленцевой Т.Н., Смоленцева Д.В., Соловова К.Ю., Михайловой Н.С. удовлетворено, абзац четвёртый пункта 4 Порядка предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, повреждённого в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края, утверждённого постановлением Администрации Алтайского края от 17 июня 2015 года № 234, в части слов «и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты» признан недействующим.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, отменяя решение Алтайского краевого суда и отказывая в удовлетворении требований заявителя, в определении от 09 декабря 2015 года не согласилась с выводами Алтайского краевого суда о том, что Администрация Алтайского края, принимая оспариваемое правовое регулирование, вышла за пределы предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий и изменила установленные Правительством Российской Федерации условия получения мер социальной поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, повреждённых в результате паводков и требующих проведения капитального ремонта, установив дополнительное условие, касающееся даты подачи заявления о предоставлении социальной выплаты.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации указала на то, что Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 данного Федерального закона), в связи с чем Администрация Алтайского края, утверждая своим постановлением от 17 июня 2015 года № 234 Порядок предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, повреждённого в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края, действовала в рамках компетенции, предоставленной субъекту Российской Федерации в области законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.»
Поскольку данная выплата предоставляется гражданам не в связи с улучшением их жилищных условий, а гражданам, нуждающимся в оказании государственной поддержки, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, являющимся собственниками жилых помещений, то не имеет юридического значения для разрешения настоящего спора и факт проживания истца в жилом помещении, пострадавшем от наводнения, а также фактическое пользование другим жилым помещением иными лицами
Таким образом, отсутствует совокупность необходимых условий, дающих право истцу на получение мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта жилого помещения.
Пунктом 9 Порядка предоставления гражданам социальных выплат установлено, что основанием для отказа в предоставлении социальной выплаты является, в том числе несоответствие условиям предоставления социальной выплаты, установленным пунктом 4 настоящего Порядка.
При таких обстоятельствах суд считает, что решение № от ДД.ММ.ГГГГ, принятое на заседании Межведомственной комиссии Администрации Бийского района по формированию и утверждению списков граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Бийского района Алтайского края в мае-июне 2014 года законно и обоснованно, поскольку принято в соответствии с Постановлением Администрации Алтайского края N 234 от 17 июня 2015 года об утверждении Порядка предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края и не нарушает право истца на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Правовые основания для его отмены отсутствуют.
Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Пятышеву ФИО9 в удовлетворении исковых требований к Администрации Бийского района, Межведомственной комиссии Администрации Бийского района по формированию и утверждению списков граждан, нуждающихся в оказании социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Бийского района Алтайского края в мае-июне 2014 года о признании решения незаконным, о признании права на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка в мае-июне 2014 года, о возложении обязанности включить в список граждан на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка в мае-июне 2014 года отказать.
С мотивированным решением лица, участвующие в деле вправе ознакомиться 19 февраля 2016 года в помещении суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд с подачей жалобы через Бийский районный суд.
Судья Г.В.Фоменко