Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-240/2020 (3а-2590/2019;) ~ М-2304/2019 от 17.12.2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 февраля 2020 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Родиной Т.А.

при секретаре Матвеевой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

административное дело № 3а-240/2020 по административному исковому заявлению Ивановской Н.Ф. о признании недействующими нормативных правовых актов в части,

с участием прокурора Роговой О.В.

представителя Ивановской Н.Ф. и заинтересованного лица Петрова П.В. по доверенности Филиппова В.С.,

министерства имущественных отношений Самарской области Муртазина Ф.Р.,

У с т а н о в и л :

Ивановская Н.Ф. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907, в части включения в него под пунктом нежилого помещения с кадастровым номером , Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый    приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, в части включения в него под пунктом нежилого помещения с кадастровым номером .

Требования обоснованы тем, что в указанные пункты Перечней включено нежилое помещение, не отвечающее критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Фактическое использование нежилого помещения на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов не проверялось, доказательства использования нежилого помещения в качестве офисного объекта, торгового объекта или объекта общественного питания и бытового обслуживания отсутствовали. Включение указанного объекта в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц и нарушает права и законные интересы административного истца.

В судебном заседании представитель административного истца Ивановской Н.Ф. и заинтересованного лица Петрова П.В. по доверенности Филиппов В.С поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области Муртазин Ф.Р. заявленные требования не признал и пояснил, что нежилое помещение включено в Перечни как офисное помещение, что отражено в особых отметках выписки из Единого государственного реестра недвижимости, а также в договорах долевого участия в строительстве.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования Ивановской Н.Ф. подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.

В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 14 ноября 2016 года № 1907, которым утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год.

Приказом от 18 октября 2017 года № 1647 утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2018 год.

Нежилое помещение с кадастровым номером включено в пункт Перечня на 2017 год, в пункт Перечня на 2018 год.

Приказ министерства от 14 ноября 2016 года № 1907 официально опубликован в изданиях "Волжская коммуна", N 313 (29859), 24.11.2016, на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 24.11.2016, в издании "Волжская коммуна", N 316 (29862), 29.11.2016 (продолжение), в издании "Волжская коммуна", N 318 (29864), 30.11.2016 (продолжение).

Приказ министерства от 18 октября 2017 года № 1647 опубликован в изданиях "Волжская коммуна", N 281 (30176), 31.10.2017 (Приказ, приложение (пп. 1 - 90)),"Волжская коммуна", N 283(30178), 01.11.2017 (Приложение (пп. 91 - 16435)), "Волжская коммуна", N 285 (30180), 02.11.2017 (Приложение (пп. 16436 - 20775)), "Волжская коммуна", N 297(30192), 16.11.2017 (Приложение (пп. 20776 - 34378)).

В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

Пунктами 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса российской Федерации предусмотрено, что в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из материалов дела следует, что Ивановская Н.Ф. являлась собственником нежилого помещения с кадастровым номером площадью 211,4 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>.

С 29 января 2018 года собственником данного нежилого помещения является Петров П.В., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости нежилое помещение с кадастровым номером имеет назначение и наименование - нежилое помещение.

По сведениям технического паспорта в указанном нежилом помещении располагаются лоджии, помещения (без указания их назначения), коридоры, санузлы, лестничные клетки, умывальник.

В особых отметках выписки из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 20 января 2020 года и на 19 августа 2019 года нежилое помещение значится как офисное помещение.

Между тем, такие сведения в особых отметках выписки из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на дату утверждения оспариваемых Перечней отсутствовали, что подтверждается выпиской из ЕГРН по состоянию на 30 января 2018 года.

С учетом положений пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

Нежилое помещение с кадастровым номером располагается в многоквартирном жилом доме, который, в свою очередь, располагается на земельном участке с кадастровым номером с видом разрешенного использования: для строительства жилого дома со встроено-пристроенными нежилыми помещениями и трансформаторной подстанции, который не подразумевает размещение на нем офисных, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.

Мероприятия по определения фактического использования нежилого помещения на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов административным ответчиком не проводились.

Из пояснений представителя административного истца следует, что на момент утверждения оспариваемых Перечней нежилое помещение с кадастровым номером не использовалось, оно находилось в черновой отделке, и в таком виде оно было передано Петрову П.В., что следует из предварительного договора купли-продажи от 3 декабря 2017 года.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца о признании недействующими Перечней на 2017, 2018 годы в части включения в них нежилого помещения с кадастровым номером подлежат удовлетворению.

Ссылка представителя административного ответчика на то, что в договорах долевого участия в строительстве жилого дома имеется указание на офисное помещение, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку к сведениям, которые в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации являются основанием для включения объектов недвижимости в Перечни, не относятся сведения, содержащиеся в договорах долевого участия в строительстве.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2017, 2018 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р е ш и л :

Требования ивановской Н.Ф. удовлетворить.

Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907, в части включения в него под пунктом нежилого помещения с кадастровым номером , со дня принятия.

Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, в части включения в него под пунктом нежилого помещения с кадастровым номером , со дня принятия

Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: Т.А.Родина

Мотивированное решение изготовлено 6 марта 2020 года.

3а-240/2020 (3а-2590/2019;) ~ М-2304/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ивановская Н.Ф.
Прокуратура Самарской области
Ответчики
Министерство имущественных отношений Самарской области
Другие
Межрайонная ИФНС № 18 по Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Судья
Родина Т. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
17.12.2019Регистрация административного искового заявления
18.12.2019Передача материалов судье
19.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
19.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.12.2019Подготовка дела (собеседование)
30.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.01.2020Судебное заседание
17.02.2020Судебное заседание
27.02.2020Судебное заседание
06.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее