60RS0015-01-2023-000806-57
№ 5-35/2023
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 ноября 2023 г. г.Пустошка
Псковская область
Судья Опочецкого районного суда Псковской области Круглова Н.В.,
рассмотрев в порядке подготовки к рассмотрению дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ, в отношении Козловой Светланы Александровны,
УСТАНОВИЛ:
**.**.**** в Опочецкий районный суд Псковской области поступил материал об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ в отношении Козловой С.А.
Проверив в порядке ст. 29.1 КоАП РФ представленный в суд протокол об административном правонарушении и прилагаемые к нему материалы прихожу к следующему.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом
В силу п.п.3 и 5 ст.29.1 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья должен выяснить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, правильно ли оформлены иные материалы и достаточно ли их для рассмотрения дела по существу, а также отсутствуют ли иные обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела об административном правонарушении.
Согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в порядке подготовки дела к рассмотрению судья, помимо прочего, должен установить правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола. Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
Статьей 28.2 КоАП РФ регламентирован порядок составления протокола об административном правонарушении, гарантии защиты прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно положениям статей 26.2, 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, фиксирующим событие правонарушения и факт его совершения лицом, привлекаемым к ответственности.
В силу ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья названного кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Статья 12.24 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.
Диспозиция нормы, предусмотренной ч. 1 ст. 12.24 КоАП РФ является бланкетной, направляющей правоприменителей к положениям Правил дорожного движения.
Таким образом, в случае привлечения лица к административной ответственности по статье с бланкетной диспозицией должно быть точно установлено, какой пункт Правил нарушен, каким подзаконным актом они предусмотрены, а также описание события административного правонарушения.
В данном случае, объективная сторона правонарушения должна быть описана с помощью бланкетной диспозиции как нарушение конкретного пункта Правил дорожного движения, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, которые раскрываются в Правилах дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ 23.10.1993 г. № 1090 (с последующими изменениями и дополнениями).
Из протокола об административном правонарушении <адрес> от **.**.**** следует, что водитель ФИО1, **.**.**** г.р., управляя транспортным средством Фольксваген Поло, г.р.з. В333АК198, **.**.**** в 16 ч. 30 мин. на 471 км.+900 м а/д Санкт-Петербург-Псков-Пустошка-Невель, в нарушение п.п. 10.1 и 1.5 ПДД РФ совершила ДТП – наезд на транспортное средство Скутер АВМ без г.р.з. под управлением Потерпевший №1, в результате чего Потерпевший №1 получил телесные повреждения, повлекшие средней тяжести вред здоровью.
В тоже время из иных представленных материалов дела об административном правонарушении усматривается, что дорожно-транспортное происшествие произошло вследствие того, что водитель автомобиля **.**.****, **.**.**** в **.**.**** мин. нарушила правила проезда нерегулируемого перекрестка.
Таким образом объективная сторона вменяемого ФИО1 правонарушения не описана в протоколе должным образом.
Протокол об административном правонарушении – это процессуальный документ, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение
В силу ч.4 ст.28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Исходя из положений ст.28.2, ч.1 ст.25.1 КоАП РФ, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.
Несоблюдение требований, предъявляемых ст.28.2 КоАП РФ к содержанию протокола об административном правонарушении, ненадлежащее указание описания события вменяемого административного правонарушения может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу правонарушения.
Отсутствие в протоколе четкого описания события административного правонарушения является по смыслу ст. ст. 26.1, 28.2 КоАП РФ его существенным недостатком, что является основанием возвращения протокола об административном правонарушении должностному лицу, его составившему. Указанные недостаток влияет на полное и всестороннее рассмотрение дела об административном правонарушении. Данный недостаток не может быть восполнен при рассмотрении дела и не позволяет всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, поскольку суд не наделен полномочиями по проведению административного расследования и обязанностями по устранению недоработок правоохранительных органов, суд в силу своего процессуального нейтралитета не может выйти за пределы вменения, определенные в протоколе об административном правонарушении, в существующем виде не позволяющим привлечь на основании него к административной ответственности виновное лицо.
Кроме того, в протоколе не определен надлежащим образом статус Потерпевший №1, поскольку в графе «Свидетели, понятые, потерпевшие», где указаны его данные, вопреки требованиям подчеркнуть нужное, выполнено только зачеркивание слова «потерпевшие».
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Данные недостатки не могут быть восполнены при рассмотрении дела, в связи с чем, материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ в отношении Козловой С.А. подлежат возвращению должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении.
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ № ░░ **.**.**** ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 2 ░░.12.24 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░