УИД: 60RS0003-01-2024-000332-94
Дело № 2-229/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Остров, Псковской области ДД.ММ.ГГГГ 2024 года
Островский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Мучициной Н.О.,
при секретаре Андреевой И.И. ,
с участием: истца - старшего помощника Островского межрайонного прокурора Богдановой М.М. ,
представителей ответчиков - Управления образования Островского района Васильева А.А. , действующего на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ, МБОУ «Средняя школа № 3» Кожановой Е.А. , действующей на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Островского межрайонного прокурора, действующего в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя школа № 3» муниципального образования «Островский район», Иному органу местного самоуправления Управление образования Островского района о возложении обязанности,
установил:
Заместитель Островского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском, в котором просит возложить на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 3» муниципального образования «Островский район» (далее – МБОУ «СШ № 3») с исполнением в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязанность устранить допущенные в области пожарной безопасности нарушения путем обеспечения работоспособности кабельных линий и электропроводки систем противопожарной защиты, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в здании школы, расположенном по адресу: <адрес>, обеспечить ширину эвакуационного выхода 1 этажа здания согласно пункту 4.2.19 Свода правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденных приказом МЧС России от 19.03.2020 № 194, на Иной орган местного самоуправления Управление образования Островского района обязанность обеспечить финансирование данных расходов.
В обоснование иска указано, что Островской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения МБОУ «СШ № 3» законодательства в области пожарной безопасности, в ходе которой выявлены нарушения, для устранения которых необходимо проведение комплекса мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объекте защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара в здании школы. В нарушение ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации в здании школы не соответствуют требованиям пожарной безопасности, поскольку не способны сохранить работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций. Кроме того, ширина эвакуационного выхода 1-го этажа здания СОШ № 3 составляет 0,6 м., в то время как пунктом 4.2.19 свода правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденных приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №, в данном случае предусмотрена минимальная ширина эвакуационных выходов из помещений при числе эвакуирующихся через указанные выходы 50 человек и более - не менее 1,2 м.
В иске констатируется, что несоблюдение установленных законом требований противопожарной безопасности влечет существенное снижение уровня противопожарной защищенности данного объекта, в случае возгорания может повлечь значительное увеличение количества пострадавших лиц, в том числе сотрудников учреждения, несовершеннолетних обучающихся и их законных представителей, причинение вреда их здоровью, материального ущерба, а также снижает уровень антитеррористической защищенности объекта образования.
В судебном заседании процессуальный истец – прокурор Богданова М.М. заявленные требования и доводы в их обоснование подержала, отмечая при этом, что, учитывая процедуру выделения финансирования на расходные цели и принятия бюджета муниципального образования «Островский район», характер выявленных нарушений, требующих значительных материальных затрат, срок исполнения ответчиками обязанности по устранению выявленных нарушений может быть увеличен.
В судебном заседании представители ответчиков – МБОУ «СШ № 3» Кожанова Е.А. , ИОМС Управление образования Островского района – Васильев А.А. аналогично друг другу, не отрицая допущенные нарушения пожарной безопасности в здании школы, по требованиям прокурора не возражали, при установлении срока устранения выявленных нарушений и финансирования производства необходимых работ просили увеличить его до ДД.ММ.ГГГГ, указав, что бюджет муниципального образования «Островский район» на 2024 год и последующие периоды утвержден в декабре 2023 года, который не предусматривает финансирование расходов на устранение нарушений требований пожарной безопасности в общеобразовательном учреждении. Отметили, что на 2025 год запланировано проведение капитального ремонта школы, включающего в себя замену системы пожарной сигнализации.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства и материалы дела в целом, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. ст. 2, 45 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита его прав и свобод – обязанностью государства.
Согласно ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ), граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ определены следующие понятия: пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; обязательные требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Как следует из ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ, руководители организаций обязаны, в том числе: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
На основании ст. 38 указанного выше Федерального закона, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Как указано в п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ) к полномочиям органов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Пунктом 10 ч. 1 ст. 4 Устава муниципального образования «Островский район», принятым постановлением Островского районного Собрания депутатов от 13.08.1996 (в ред. решения Островского районного Собрания депутатов от 06.03.2024 № 111) предусмотрено, что в ведении района находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. К вопросам местного значения относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Данные полномочия в силу ч. 2 ст. 27.1 Устава муниципального образования «Островский район» возложены на Иной орган местного самоуправления Управление образования Островского района.
Согласно п.п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, а также создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
В силу п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ предусмотрена обязанность образовательной организации создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В силу ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
Как следует из статьи 6 указанного Федерального закона, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из следующих условий: 1) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в п. 1 ч. 3 ст. 4 настоящего Федерального закона; 2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 3) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; 4) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; 5) результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с ч. 7 настоящей статьи.
В ч. 6 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ закреплено, что пожарные извещатели и иные средства обнаружения пожара должны располагаться в защищаемом помещении таким образом, чтобы обеспечить своевременное обнаружение пожара в любой точке этого помещения.
Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на прибор приемно-контрольный пожарный, устанавливаемый в помещении дежурного персонала, или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре (ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ).
Статьей 82 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ предусмотрены требования пожарной безопасности к электроустановкам зданий и сооружений.
Кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций (ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ).
Согласно ч. 7, 8 ст. 82 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, горизонтальные и вертикальные каналы для прокладки электрокабелей и проводов в зданиях и сооружениях должны иметь защиту от распространения пожара. В местах прохождения кабельных каналов, коробов, кабелей и проводов через строительные конструкции с нормируемым пределом огнестойкости должны быть предусмотрены кабельные проходки с пределом огнестойкости не ниже предела огнестойкости данных конструкций. Кабели, прокладываемые открыто, должны быть не распространяющими горение.
Как следует из п. 2, 3 ч. 1 ст. 80 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, конструктивные, объемно-планировочные и инженерно-технические решения зданий и сооружений должны обеспечивать в случае пожара возможность проведения мероприятий по спасению людей, а также доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение зданий и сооружений.
Для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство средств подъема личного состава подразделений пожарной охраны и пожарной техники на этажи и на кровлю зданий и сооружений (п. 2 ч. 1 ст. 90 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ).
Приказом МЧС России от 19.03.2020 № 194 утвержден свод правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».
Пунктом 4.2.19 СП 1.13130 предусмотрено, что ширина эвакуационных выходов должна быть, как правило, не менее 0,8 м. Из технических помещений и кладовых площадью не более 20 м2 без постоянных рабочих мест, туалетных и душевых кабин, санузлов, а также из помещений с одиночными рабочими местами, допускается предусматривать эвакуационные выходы шириной не менее 0,6 м. Минимальная ширина эвакуационных выходов из помещений при числе эвакуирующихся через указанные выходы 50 человек и более должна быть не менее 1,2 м.
Установлено, что согласно информации от ДД.ММ.ГГГГ ОНД и ПР по Островскому, Пыталовскому, Печорскому и Палкинскому районам УНД и ПР Главного управления МЧС России по Псковской области, кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации в здании МБОУ «СШ № 3», в нарушение ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, выполнены с нарушением требований пожарной безопасности, поскольку не сохраняют работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения функций, ширина эвакуационного выхода 1 этажа здания не соответствует своду правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденных приказом МЧС России от 19.03.2020 № 194. (л.д. 44-52)
ДД.ММ.ГГГГ заместителем Островского межрайонного прокурора в адрес и.о. начальника ИОМС Управление образования Островского района внесено представление об устранении нарушений требований законодательства в области пожарной безопасности. (л.д. 63-71)
Как усматривается из сообщения от ДД.ММ.ГГГГ Управления образования Островского района, указанные выше нарушения в части обеспечения пожарной безопасности не устранены. (л.д. 72-74)
Таким образом, именно на МБОУ «СШ № 3» подлежит возложению обязанность устранить допущенные нарушения противопожарной безопасности, которые в силу вышеприведенного законодательства, являются существенными, влияющими на степень защищенности здания школы и находящихся в ней людей в случае возникновения пожара.
Разрешая заявленные требования суд также принимает во внимание следующее.
Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ) определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы, профилактики терроризма и борьбы с ним, поставлены задачи минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно подп. «а» п. 4 и п. 6 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ, противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти, органов публичной власти федеральных территорий и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования федеральной территории, поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
В силу ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ, юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Как указано в п. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ, органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
Пунктом 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) определено, что муниципальный район наделен полномочиями по участию в профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений на территории муниципального района.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию муниципальных учреждений, осуществлению финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными муниципальными учреждениями.
В соответствии с п. 1.5 Устава МБОУ «СШ № 3» учредителем и собственником имущества образовательной организации является муниципальное образование «Островский район». Функции и полномочия учредителя осуществляет Иной орган местного самоуправления Управление образования Островского района. (л.д. 13-39)
Несоблюдение установленных законом требований противопожарной безопасности влечет существенное снижение уровня противопожарной защищенности данного объекта и в случае возгорания может повлечь значительное увеличение количества пострадавших лиц, в том числе сотрудников учреждения, несовершеннолетних обучающихся и их законных представителей, степени тяжести вреда, причиненного их здоровью, а также размера причиненного материального ущерба, а также снижает уровень антитеррористической защищенности объекта образования.
С учетом совокупности установленных по делу обстоятельств, позиции ответчиков, которые по существу заявленных требований не возражали, суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности по финансированию работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности на ИОМС Управление образования Островского района.
Обсуждая заявленное ответчиками ходатайство о представлении срока, в течение которого подлежат исполнению обязанности по устранению нарушений и финансированию соответствующих видов работ, представитель процессуального истца Богданова М.М. , с учетом процедуры выделения финансирования и принятия бюджета муниципального образования «Островский район», характера нарушений, планируемого срока проведения капительного ремонта здания школы, не возражала по увеличению его продолжительности.
Разрешая вопрос о продолжительности срока для устранения нарушений требований пожарной безопасности и обеспечения финансирования для этих целей, суд находит доводы сторон заслуживающими внимания, поскольку имеются обстоятельства, объективно препятствующие исполнению судебного решения в более короткие сроки, в связи с чем полагает разумным и достаточным срок для принятия ответчиками направленных на исполнение решения суда мер до ДД.ММ.ГГГГ.
Установление данного срока, по мнению суда, будет отвечать интересам неопределенного круга лиц, в том числе сотрудников учреждения, несовершеннолетних обучающихся и их законных представителей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 320, 321 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования заместителя Островского межрайонного прокурора, действующего в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя школа № 3» муниципального образования «Островский район», Иному органу местного самоуправления Управление образования Островского района о возложении обязанности - удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 3» МО «Островский район» в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать обеспечение сохранения работоспособности кабельных линий и электропроводки систем противопожарной защиты, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в здании школы, расположенном по адресу: <адрес>, обеспечить наличие ширины эвакуационного выхода 1 этажа здания согласно пункту 4.2.19 Свода правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденных приказом МЧС России от 19.03.2020 № 194.
Обязать Иной орган местного самоуправления Управление образования Островского района в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить финансирование расходов МБОУ «СШ №3» по устранению нарушений требований законодательства в области пожарной безопасности.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Островский городской суд Псковской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Н.О. Мучицина
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ 2024 года