Судья: Дешевых А.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
Гражданское дело № 33-2318
(номер дела, присвоенный судом первой инстанции – 2-4132/2020)
9 марта 2021 года город Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Евдокименко А.А.,
судей – Ивановой Е.Н. и Ефремовой Л.Н.,
при секретаре – Саблиной М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе – Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» на решение Промышленного районного суда города Самары от 1 декабря 2020 года, которым постановлено:
«Исковые требования Крупнова Ф.Г. к Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа», соответчику Командующему Центральным военным округом Лапину А.П., с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно спора, Государственной инспекции труда в Самарской области о взыскании выплат стимулирующего характера, удовлетворить частично.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» выплатить в пользу Крупнова Ф.Г. заработную плату в виде премиальных выплат за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы по итогам 2019 года, за счёт средств, предусматриваемых на эти цели фондом оплаты труда от приносящей доход деятельности в размере 809 938 (восемьсот девять тысяч девятьсот тридцать восемь) рублей 33 копейки.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» выплатить в пользу Крупнова Ф.Г. заработную плату в виде премиальных выплат за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы в системе ОМС по итогам 2019 года, за счет средств, предусматриваемых на эти цели фондом оплаты труда в размере 344 588 (триста сорок четыре тысячи пятьсот восемьдесят восемь) рублей 93 копейки.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» выплатить в пользу Крупнова Ф.Г. заработную плату в виде премии за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы в системе ОМС по итогам 6 месяцев 2020 года в размере 94 398 (девяносто четыре тысячи триста девяносто восемь) рублей 27 копеек.
В исковых требованиях к Командующему войсками Центральным военным округом Лапину А.П. отказать.»,
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда – Евдокименко А.А., возражения на доводы жалобы представителя истца – Крупнова М.Г. и его представителей – Родионова А.И, Ивановой Т.Д., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Истец – Крупнов М.Г. обратился в суд с иском о взыскании выплат стимулирующего характера к ответчику – ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» в обоснование своих требований указав, что истец работал в Федеральном государственном бюджетном учреждении «Санаторно-курортный комплекс «Приволжский» Министерства обороны Российской Федерации в должности <должность>. В соответствии с дополнением к трудовому договору от 19 июля 2015 года работодателем Крупнова М.Г. является командующий войсками Центрального военного округа. Согласно п.5.1 трудового договора (в редакции дополнительного соглашения от 23 декабря 2014 года) условия оплаты труда руководителя производится в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года №255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года №583». Указанный документ утратил силу в связи с изданием приказа Министра обороны РФ от 18 сентября 2019 года №545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации». Согласно п. 5.2 трудового договора, заработная плата <должность> состоит из должностного оклада и выплат компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаемых в соответствии с настоящим трудовым договором. Пунктами 5.5, 5.6 трудового договора истцу предусмотрены выплаты стимулирующего характера, в том числе, устанавливаемые федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации. Такими нормативными правовыми актами будут являться, в частности, Приказ Минздравсоцразвития от 29 декабря 2007 года №818, Приказ Министра обороны РФ от 18 сентября 2019 года №545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», согласно которым за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы работнику производится выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год). Крупнов М.Г. неоднократно обращался к работодателю за положенными ему по закону и условиям трудового договора выплатами, однако его рапорта оставались без ответа. Кроме того, с 2017 года ФГБУ «СКК «Приволжский» МО РФ осуществляет деятельность в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования. Работникам учреждения, оказывающим услуги в рамках ОМС и принимающему участие в оказании медицинской помощи в рамках ОМС предусмотрены выплаты стимулирующего характера. Настоящие выплаты согласовывались Крупнову М.Г. работодателем в период январь-апрель 2019 года, после чего в их согласовании было отказано без указания причин, рапорта работника оставались без ответа. Истец считает отказ работодателя в производстве выплат стимулирующего характера безосновательным и противоречащим нормам трудового законодательства.
В ходе производства по делу, в порядке предусмотренном ст. 40 ГПК РФ, по ходатайству стороны истца к участию в деле в качестве соответчика привлечен - командующий Центральным военным округом - Лапин А.П..
На основании изложенного, с учетом последующих уточнений и дополнений, истец просил суд: 1) обязать Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа», командующего войсками Центрального военного округа Лапина А.П. выплатить в пользу Крупнова Ф.Г. заработную плату в виде премиальных выплат за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы по итогам 2019 года, за счёт средств, предусматриваемых на эти цели фондом оплаты труда от приносящей доход деятельности в размере 809 938 рублей 33 копейки; 2) обязать Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа», командующего войсками Центрального военного округа Лапина А.П. выплатить в пользу Крупнова Ф.Г. заработную плату в виде премиальных выплат за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы в системе ОМС по итогам 2019 года, за счет средств, предусматриваемых на эти цели фондом оплаты труда в размере 344 588 рублей 93 копейки; 3) обязать Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа», командующего войсками Центрального военного округа Лапина А.П. выплатить в пользу Крупнова Ф.Г. заработную плату в виде премии за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы в системе ОМС по итогам 6 месяцев 2020 года в размере 94 398 рублей 27 копеек.
Судом постановлено вышеуказанное решение, которое ответчик – ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» считает неправильным, просит его отменить и принять новое решение, которым отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы – ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене как постановленное с нарушением норм материального права.
Работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей; обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами и т.д. (ст. 22 Трудового кодекса РФ).
В соответствии со ст. 136 Трудового кодекса РФ при выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника: 1) о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период; 2) о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику; 3) о размерах и об основаниях произведенных удержаний; 4) об общей денежной сумме, подлежащей выплате. Заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором. Место и сроки выплаты заработной платы в неденежной форме определяются коллективным договором или трудовым договором. Заработная плата выплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается федеральным законом или трудовым договором. Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
В силу ст. 132 Трудового кодекса РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Статьей 57 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.
Таким образом, из содержания указанных норм права в их системной взаимосвязи следует, что система оплаты труда применительно к ст. 135 Трудового кодекса РФ включает: фиксированный размер оплаты труда (оклад, тарифные ставки) с учетом квалификации, сложности, количества и качества выполненной работы (ст. 143 Трудового кодекса РФ); доплаты, надбавки компенсационного характера (ст.ст. 146 - 149 Трудового кодекса РФ); доплаты и надбавки стимулирующего характера (ст. 191 Трудового кодекса РФ). Стимулирующие выплаты, в отличие от компенсационных, зависят от усмотрения работодателя.
Пунктом 2 Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года №583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» определено, что порядок определения системы оплаты труда лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации относится к прерогативе Министерства обороны Российской Федерации.
Во исполнение указанного Постановления Правительства Российской Федерации Министром обороны Российской Федерации 18 сентября 2019 года издан приказ №545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации». Приложение № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года предусмотрено, что руководителям воинских частей и организаций размеры компенсационных и стимулирующих выплат устанавливаются приказами должностных лиц, наделенных в отношении руководителей воинских частей и организаций полномочиями работодателя, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. При этом руководителям воинских частей и организаций устанавливаются следующие выплаты стимулирующего характера: надбавка за выслугу лет - до 40 процентов должностного оклада в порядке, установленном настоящим приложением; надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы - 100 процентов должностного оклада в пределах средств, предусмотренных на указанные цели фондом оплаты труда; премии по результатам работы за установленный период (месяц, квартал, год) - в пределах средств, направляемых на указанные цели; единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года - до двух должностных окладов в порядке, установленном настоящим приложением.
Приложением № 3 приказу Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года предусмотрено, что при формировании фонда оплаты труда учитываются выплаты стимулирующего характера, в том числе установленные названным приказом, кроме выплачиваемых за счет средств экономии фонда оплаты труда.
Приказом Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 года №818 «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях» определен перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях (приложение № 1): выплаты за интенсивность и высокие результаты работы. выплаты за качество выполняемых работ. выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет, премиальные выплаты по итогам работы. Приложением №2 к приказу Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 года №818 предусмотрено, что выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствием с Перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях согласно приложению №1 в пределах фонда оплаты труда. Выплаты стимулирующего характера устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы, с учетом рекомендаций соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Следовательно, по смыслу названных норм права условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера руководителям воинских частей и организаций регламентируются специальными нормами права - п. 1 Приложения №2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года №545, которые должны быть конкретизированы в соответствующих трудовых договорах.
Из материалов дела видно, что согласно трудового договора от 24 сентября 2010 года №№, и дополнительных соглашений к нему от 23 декабря 2014 года, 19 июня 2015 года и 27 декабря 2017 года истец в 2019 и первой половине 2020 года являлся <должность> ФГБУ «Санаторно-курортный комплекс «Приволжский».
Условия оплаты труда Крупнова М.Г. регулируются разделом 5 названного трудового договора (в редакции дополнительного соглашения от 23 декабря 2014 года), которым установлено что заработная плата истца состоит из должностного оклада и выплат компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаемых в соответствии с настоящим трудовым договором. Согласно п. 5.5 названного трудового договора, в качестве поощрения, при достижении определённых условий, руководителю устанавливаются в том числе: - надбавка за сложность, напряженность и специальный режим (при условии выполнения установленных показателей); - премия по результатам работы за квартал (при условии достижения значений показателей, предусмотренных пунктом 2.6. настоящего трудового договора). Кроме того, п. 5.6 установлено, что руководителю могут производиться иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации.Из материалов дела усматривается, что в соответствии с приказами командующего войсками Центрального военного округа от 29 января 2020 года № 34, от 29 января 2020 года № 35, от 29 января 2020 года № 36, от 1 июня 2020 года № 311 предусмотренные трудовым договором выплаты произведены истцу соответственно за 1 квартал 2019 года, 2 квартал 2019 года, 3 квартал 2020 года и по итогам 2019 года в полном объеме.
Также из материалов дела видно, что в соответствии с Положением о распределении средств, полученных от оказания медицинских услуг в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, утвержденным приказом начальника ФГБУ «СКК Приволжский» от 1 апреля 2019 года №34 предусмотрена стимулирующая выплата за услуги в конкретных размерах (процентах) от суммы оказанных услуг по линии обязательного медицинского страхования, которая не имеет отношения к стимулирующим выплатам за счет экономии фонда оплаты труда. Согласно разъяснениям ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу» от 12 ноября 2020 года исх. № 11313/2, в соответствии с письмом Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации от 8 февраля 2013 года №№ решение Министра обороны Российской Федерации от 24 января 2019 года об установлении ограничений в максимальных размерах выплат премий и стимулирующих выплат работникам, устанавливаемых за счет экономии фонда оплаты труда и средств, от приносящей доход деятельности, распространяется на работников воинских частей, учреждений, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, за исключением гражданского персонала, замещающего должности руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера, которым при установлении размеров премий и стимулирующих выплат необходимо руководствоваться приказом Министра обороны Российской Федерации от 20 августа 2018 года №№. Порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года №545 (приложение №3), которым определены виды выплаты стимулирующего характера (в расчете на год) по всем должностям (профессиям), включенным в расчет фонда оплаты труда. Премии и стимулирующие выплаты работникам, устанавливаемые за счет экономии фонда оплаты труда и средств, от приносящей доход деятельности, при формировании фонда оплаты труда не учитываются. В соответствии с пунктом 2 приложения №2 к Приказу №545 размеры выплат надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы и премии по результатам работы руководителям воинских частей и организаций определяются приказами должностных лиц, наделенных в отношении руководителей воинских частей и организаций полномочиями работодателя. Учитывая источники формирования средств от приносящей доход деятельности, выплата премий и стимулирующих выплат не является гарантированной для работника. Размеры, период, за который они назначаются, определяется работодателем. При этом не выплата данных денежных средств не может рассматриваться как лишение части заработной платы, определенной трудовым договором (указанное сообщение представлено в материалы гражданского дела).
Вместе с тем, из материалов дела видно, что финансовые средства, полученные на обеспечение государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи за счет средств ОМС поступают в ФГБУ «СКК Приволжский» путем безналичных расчетов на его лицевой счет в органах Федерального казначейства (раздел 2 Положения). Средства, полученные от оказания медицинских услуг по ОМС, расходуются ежемесячно согласно утвержденного Плана финансово-хозяйственной деятельности ФГБУ «СКК Приволжский» на очередной финансовый год пропорциональной объему оказанных услуг. Поступления, полученные за счет средств ОМС направляются на следующие расходы: на формирование фонда оплаты труда персонала, включая начисления на оплату труда - до 60 % от полученных средств; на оплату услуг по организации питания - до 12 % от полученных средств; на оплату коммунальных услуг, работ - до 3 % от полученных средств; на прочие текущие расходы - до 25 % от полученных средств. Распределение и расчет выплат стимулирующего характера в рамках производятся на основании индивидуальной оценки качества, сложности и напряженности труда каждого работника. Стимулирующие выплаты за объем и качество оказанных услуг по итогам работы за отчетный период распределяются и выплачиваются в периоде, следующем за отчетным. Стимулирующие выплаты по итогам работы осуществляются в случае достижения работником показателей при безупречном выполнении им трудовых обязанностей в рамках программы системы ОМС.
Приложением № 2 к приказу начальника ФГБУ «СКК Приволжский» от 1 апреля 2019 года №34 утвержден Регламент по формированию и распределению фонда оплаты выплаты стимулирующего характера за оказание медицинских услуг в рамках территориальной программы ОМС по Самарской области филиала «Клинический санаторий «Волга» ФГБУ «СКК Приволжский» (далее - Регламент), в соответствии с которым выплаты стимулирующего характера подразделяются на: выплаты стимулирующего характера за качество выполненных работ по долечиванию в условиях санатория; выплаты стимулирующего характера за качество выполненных работ по медицинской реабилитации; выплаты стимулирующего характера за интенсивность работы при оказании (предоставлении) услуг в порядке амбулаторно-поликлинической помощи (п. 1 Регламента). В соответствии с п. 2 Регламента стимулирующие выплаты персоналу за качество выполненных работ по долечиванию в условиях санатория и медицинской реабилитации (включая начисления на оплату труда) осуществляется за счет и в пределах суммы денежного фонда, направляемого на стимулирующие выплаты в размере не более 60 % от полученных доходов, из них начальнику ФГБУ «СКК Приволжский» указанные стимулирующие выплаты установлены в размере 2 %. В соответствии с п. 3 Регламента стимулирующие выплаты персоналу за интенсивность работы при оказании услуг в порядке амбулаторно-поликлинической помощи в рамках системы ОМС (включая начисления на оплату труда) осуществляется за счет и в пределах суммы денежного фонда, направляемого на стимулирующие выплаты в размере не более 60 % от полученных доходов, из них начальнику ФГБУ «СКК Приволжский» указанные стимулирующие выплаты установлены в размере 1 %. При этом п. 4 Регламента особо оговорено, что распределение денежного фонда стимулирующих выплат работников, не принимающих непосредственного участия в оказании медицинской помощи (услуги), осуществляется на основании показателей оценки эффективности деятельности по бальной системе согласно Приложений 6, 7 Регламента в соответствии с Методикой оценки эффективности деятельности работников и определения размеров выплат стимулирующего характера, установленной п. 5 Регламента. В свою очередь, согласно п. 5 Регламента оценка эффективности деятельности управленческого, административно-хозяйственного, обслуживающего и прочего персонала проводится согласно Приложению 7 Регламента, которым установлены соответствующие показатели оценки эффективности деятельности (для руководителя учреждения максимальное значение показателя установлено в 60 баллов). Для проведения контроля за оценкой эффективности деятельности в учреждении/филиале создается Комиссия по выплатам стимулирующего характера (далее - Комиссия). Размер выплат определяется Комиссией ежемесячно (ежеквартально) по результатам проводимой оценки эффективной деятельности работников по соответствующей установленной формуле. Стимулирующие выплаты работникам Управления СКК (согласно п.п. 2, 3 Регламента к категории Управления СКК относятся: начальник комплекса, начальник ФЭС - главный бухгалтер, ведущий экономист, ведущий бухгалтер, экономист) производятся на основании приказа начальника учреждения согласно рапорта председателя Комиссии по выплатам стимулирующего характера.
При этом здесь в силу положений п. 1 Приложения №2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года №545, а также положений трудового договора, для истца установлен несколько иной порядок выплаты указанных стимулирующих выплат в части определения должностного лица, уполномоченного издавать соответствующий приказ об их выплате. Так, в данном случае приказ о производстве начальнику ФГБУ «СКК «Приволжский» выплат стимулирующего характера за оказание медицинских услуг в рамках территориальной программы ОМС издается командующим войсками Центрального военного округа. Данный приказ является распорядительным актом для производства указанных выплат, при этом сама выплата производится финансово-экономической службой ФГБУ «СКК Приволжский» из средств, полученных данным учреждением от оказания медицинских услуг в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено, что истцом в адрес командующего войсками Центрального военного округа не направлялись необходимые для принятия решения об издании приказа о выплате, сведения об оценке эффективной деятельности Крупнова М.Г. как <должность> ФГБУ «СКК «Приволжский» при определении размера выплат стимулирующего характера, а также соответствующие рапорта председателя Комиссии по выплатам стимулирующего характера (в нарушение порядка, установленного Положением о распределении средств, полученных от оказания медицинских услуг в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом начальника ФГБУ «СКК Приволжский» от 1 апреля 2019 года №34), а направлялись только рапорта с итоговыми суммами выплат стимулирующего характера. Однако учитывая правовую природу и порядок формирования фонда денежных средств, за счет которых работникам ФГБУ «СКК Приволжский» производятся выплаты стимулирующего характера командующий войсками Центрального военного округа в данном случае не располагал бы объективными сведениями об объеме фактически полученных ФГБУ «СКК Приволжский» в тот или иной период денежных средств от приносящей доход деятельности в системе ОМС, в связи с чем фактически был бы лишен возможности проверки корректности произведенных расчетов и сумм выплат стимулирующего характера, и, как следствие был бы лишен возможности принятия обоснованного решения о размере этих выплат.
Кроме того, согласно имеющейся в материалах дела справке - доклад, подписанной начальником ФГБУ «СКК «Приволжский» ФИО1 и главным бухгалтером ФИО2, по итогам 2019 года запланированные учреждением денежные средства на оплату труда за счет средств от приносящей доход деятельности освоены в полном объеме.
Также из материалов дела усматривается, что между ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» и ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу» заключен договор №№ от 2017 года на соответствующее финансовое обслуживание. По условиям указанного договора управление финансового обеспечения осуществляет финансово-экономическое обеспечение ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа»: ведение лицевых счетов, планирование и истребование бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, ведение расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в апелляционном порядке, в соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения и заключаются они в следующем.
Так заслуживают внимания доводы апелляционной жалобы ответчика о неправильности выводов суда первой инстанции о том, что спорные стимулирующие выплаты являются обязательной частью заработной платы истца, поскольку данные выводы противоречат вышеприведенным нормам трудового права, между тем, суд первой инстанции применил нормы права не подлежащие применению к спорным правоотношениям, поскольку условия, размер и порядок осуществления выплат стимулирующего характера истцу регламентируются специальными нормами права - п. 1 Приложения №2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года №545, конкретизированными в вышеуказанном трудовом договоре, в связи, с чем ссылка суда первой инстанции на п. 38 вышеуказанного приказа Министра обороны Российской Федерации в рамках рассматриваемого гражданского дела является необоснованной.
Также судом первой инстанции необоснованно принят расчет, представленный истцом, относительно общего дохода, полученного ФГБУ «Санаторно-курортный комплекс «Приволжский» Министерства обороны Российской Федерации от приносящей доход деятельности. В тоже время, порядок определения данного критерия определен ведомственным актом Министерства обороны Российской Федерации - приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 сентября 2018 года №520 «Об утверждении Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Министерство обороны Российской Федерации», изданным в развитие приказа Министра финансов Российской Федерации от 31 августа 2018 года №186н. В соответствии с данными распорядительными актами предусмотрено, что размер поступивших денежных средств, полученных бюджетным учреждением в результате осуществления приносящей доход деятельности отражается в Плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения. При этом особо оговорено, что в случае превышения фактических кассовых показателей по поступлениям денежных средств над плановыми, утвержденными в Плане бюджетного учреждения, в течение 5 рабочих дней со дня их превышения вносятся изменения в План. Указанный финансовый документ подлежит учреждению Департаментом финансового планирования Министерства обороны Российской Федерации. Таким образом, документом, который достоверно может подтвердить обоснованность производимых истцом расчетов является утвержденный установленным порядком Департаментом финансового планирования Министерства обороны Российской Федерации План финансово-хозяйственной деятельности ФГБУ «Санаторно-курортный комплекс «Приволжский» Министерства обороны Российской Федерации. Однако указанный финансовый документ судом первой инстанции не был исследован. Не представлен указанный План и в адрес командующего войсками Центрального военного округа. Указанный порядок проверки обоснованности заявленной цены исковых требований нарушен судом первой инстанции и в части касающейся определения выплат, полученных в системе обязательного медицинского страхования. В данном случае, доводы истца о том, что бюджетным учреждением от оказания услуг в системе обязательного медицинского страхования получено 28 911 551 рублей 21 копейка ни чем не подтверждены.
Также заслуживают внимание доводы апелляционной жалобы о не привлечении судом первой инстанции к участию в деле всех лиц заинтересованных в исходе дела, поскольку стороной истца не оспаривается, что спорные стимулирующие выплаты должны производится за счет фондов оплаты ФГБУ «Санаторно-курортный комплекс «Приволжский», так как истец не состоит в штате ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа», однако ни ФГБУ «Санаторно-курортный комплекс «Приволжский», ни ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу» к участию в процессе не привлечены.
Кроме того, суд первой инстанции обязал ответчика - ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» выплатить спорные стимулирующие выплаты, то есть фактически взыскал названные выплаты с ненадлежащего ответчика, так как истцом избран к данному ответчику ненадлежащий способ защиты предполагаемых нарушений его прав, что является самостоятельным и достаточным основанием к отказу в удовлетворении рассматриваемого иска в полном объеме.
Также обоснованны доводы апелляционной жалобы о том, что ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» по смыслу ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не относится к числу медицинских организаций, осуществляющих деятельность в системе обязательного медицинского страхования, что также свидетельствует о предъявлении иска к ненадлежащему ответчику.
Следовательно, несостоятельны выводы суда первой инстанции о необходимости частичного удовлетворения иска в ответчику - ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа».
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции допущено неправильное применение норм материального права, выразившееся в не применении закона подлежащего применению, применении закона не подлежащего применению, неправильном истолковании закона, что в соответствии с п. 4 ч. 1 и п. 1, 2 и 3 ч. 2 ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке, поэтому в соответствии с п. 2 ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение, которым отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
о п р е д е л и л а :
Решение Промышленного районного суда города Самары от 1 декабря 2020 года - отменить и принять новое решение, которым: в удовлетворении исковых требований Крупнова Ф.Г. к Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» и Командующему Центральным военным округом Лапину А.П. о взыскании выплат стимулирующего характера – отказать в полном объеме.
Председательствующий –
Судьи -