УИД 24RS0056-01-2023-004753-38
Дело № 2-6439/2023
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 октября 2023 г. г. Красноярск
Центральный районный суд города Красноярска в составе председательствующего судьи Балюта И.Г.
при ведении протокола секретарем ФИО6
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Березовского района в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1, ФИО2 о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку,
установил:
<адрес>, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к ФИО1, ФИО2, в котором просит обязать ответчиков ликвидировать свалку отходов строительства и ремонта путем организации сбора, транспортирования, утилизации, обезвреживания и захоронения отходов, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером N №, расположенного по адресу: <адрес>, район летних лагерей с\з Красноярский, в течении двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда по данному исковому заявлению.
Заявленные исковые требования мотивированы тем, прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в части обращения с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на вышеуказанном земельном участке обнаружено несанкционированное накопление отходов от строительства и ремонта (грунт насыпной, загрязнение отходами строительных материалов; отход (мусор) от строительных и ремонтных работ; мусор от сноса и разборки зданий битый кирпич, б\у асфальтовое покрытие и пр..). Установлено, что земельный участок с кадастровым номером N 24:04:0401001:385, расположенный по адресу: <адрес>, район летних лагерей с\з Красноярский, относящийся к категории земель сельскохозяйственного использования, находится в собственности ФИО1 и ФИО2 Нахождение земельного участка в собственности лиц, деятельность которого привела к загрязнению или иной порче земельного участка, само по себе не может служить основанием для освобождения этих лиц от обязанности привести земельный участок в первоначальное состояние и возместить вред, причиненный окружающей среде.
В судебное заседание прокурор <адрес> не явился, о времени, дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Интересы по поручению представлял помощник прокурора <адрес> ФИО7, которая требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Ответчики ФИО1, ФИО2 в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещались о времени и месте слушания дела.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о дате и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом и заблаговременно.
<адрес> ранее направила ходатайство о рассмотрении гражданского дела в их отсутствие, исковые требования прокурора поддержала, просила их удовлетворить.
Руководствуясь ст. 233 ГПК РФ, суд нашел возможным рассмотрение дела в отсутствие ответчика, в порядке заочного производства.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 42 Конституции РФ закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.
Указанные положения Конституции РФ конкретизированы в Федеральном законе от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно ч. 1 ст. 11 которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Частью 1 ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии со ст. 51 указанного Федерального закона отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия их на здоровье человека и окружающую среду определены в Федеральном законе от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Пунктом 7 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абз. 2, 4, 8 ст. 42 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" возмещение вреда, причиненного окружающей среде, осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации (далее - ЛК РФ), Водным кодексом Российской Федерации (далее - ВК РФ), Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), иными законами и нормативными правовыми актами об охране окружающей среды и о природопользовании.
При рассмотрении таких споров судам следует учитывать принципы охраны окружающей среды, на которых должна основываться хозяйственная и иная деятельность. К их числу в соответствии со статьей 3 Закона об охране окружающей среды относятся, в частности, платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" согласно статье 75 Закона об охране окружающей среды за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.
Не привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде. Равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред.
В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" нахождение земельного участка в собственности лица, деятельность которого привела к загрязнению или иной порче земельного участка, само по себе не может служить основанием для освобождения этого лица от обязанности привести земельный участок в первоначальное состояние и возместить вред, причиненный окружающей среде (статья 1064 ГК РФ, пункт 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды).
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из представленных истцом материалов, в частности согласно выписке из ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером N № относится к категории земель для сельскохозяйственного использования, собственниками вышеуказанного земельного участка являются ФИО1, ФИО2
ДД.ММ.ГГГГ инженером по земельному контролю Управления по АГЗ и имущественным отношениям <адрес> ФИО8 проведен осмотр земельного участка по адресу: <адрес>, район летних лагерей с\з Красноярский, кадастровый N № по результатам осмотра установлено: несанкционированное накопление отходов от строительства и ремонта (грунт насыпной, загрязнение отходами строительных материалов; отход (мусор) от строительных и ремонтных работ; мусор от сноса и разборки зданий битый кирпич, б\у асфальтовое покрытие и пр.). Участок собственниками по назначению не используется.
Таким образом, виды разрешенного использования и категория спорного участка не подразумевают его использование для целей размещения на нем строительных отходов.
Установив, что несанкционированная свалка отходов потребления расположена на территории земельного участка, принадлежащего на праве собственности ответчикам, на основе анализа приведенного законодательства, суд приходит к выводу, что обязанность по сбору и вывозу отходов потребления и мусора, должна быть возложена на собственников земельного участка.
Поскольку ответчиками не предпринимаются меры к сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, и это влечет нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, суд считает возможным удовлетворить требования истца.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 233 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ФИО3, ФИО2 о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку удовлетворить.
Обязать ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ СНИЛС №, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ,СНИЛС № ликвидировать свалку отходов строительства и ремонта, путем организации сбора, транспортирования, утилизации, обезвреживания и захоронения отходов, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, район летних лагерей с\з Красноярский.
Установить срок исполнения решения - в течение двух месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья И.<адрес>
Мотивированное решение изготовлено 10.11.2023г.