Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-481/2022 ~ М-450/2022 от 05.05.2022

        РЕШЕНИЕ

        Именем Российской Федерации

    г. Губкинский ЯНАО                        18.07.2022

Губкинский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа

в составе председательствующего судьи Молоковой Е.А.

при ведении протокола помощником судьи Сташкевич А.А.,

с участием прокурора Уваловой А.И.,

рассмотрев гражданское дело № 2-481/2022 по исковому заявлению прокурора г. Губкинский в интересах Боля Е.А. к обществу с ограниченной ответственностью «Главная жилищная компания» о возложении обязанностей,

        установил:

прокурор г. Губкинский, действуя в интересах Боля Е.А., обратился с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Главная жилищная компания" (далее - ООО "ГЖК", Общество) о возложении обязанности по проведению поверки общедомовых приборов учета тепловой энергии в многоквартирном доме по адресу: <адрес> в срок до 15 мая 2022 года; в срок до 15 июня 2022 года ввести в эксплуатацию общедомовой прибор учета тепловой энергии в многоквартирных домах по адресу: <адрес>. В обоснование исковых требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой города проверки исполнения управляющей компанией ООО "ГЖК" требований жилищного законодательства выявлены нарушения закона. Управляющая компания «ГЖК» согласно лицензии № 89-000161 от 17.01.2019 осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами. Согласно договору № 15-7/2019 от 26.02.2019 ООО «ГЖК» осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: <адрес>. Пунктом 2.3.1 договора установлено, что управляющая компания выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонт общего имущества собственников в многоквартирном доме. Пунктом 4.2. установлена плата за обслуживание общедомовых приборов учета в размере 1,20 рублей за 1 кв.м. В ходе проведения прокурорской проверки подготовки учреждениями и организациями жилищного фонда, расположенного на территории МО г. Губкинский, к зимнему отопительному сезону 2021-2022 годов установлено, что срок поверки общедомовых приборов учета теплоэнергии в многоквартирном доме по адресу: <адрес> истек, в связи с чем показания по таким приборам не подлежат учету и расчет оплаты теплоэнергии производится по нормативу, что противоречит требованиям законодательства об энергосбережении. По указанному факту в адрес управляющей компании ООО «ГЖК» от 30.09.2021 внесено представление № 246-2021. Согласно ответу управляющей компании следует, что обязанность по поверке общедомовых приборов учета возложена на собственников, поэтому обязанности по поверке у управляющей компании, не имеется. Из ответа филиала АО «Ямалкоммунэнерго» в г. Губкинский» от 16.02.2022 следует, что ООО «Главная жилищная компания» заявки на принятие ОДПУ и составлении акта их ввода, в домах по вышеуказанному адресу, не поступало. Таким образом, управляющей компанией ООО «ГЖК» мер к проведению поверки общедомовых приборов учета до настоящего времени не предпринято, представление прокурора не исполнено. Боля Е.А. является пенсионером и ей в силу возраста тяжело самостоятельно защищать свои права.

Прокурор г. Губкинский в судебном заседании уточнил исковые требования в части сроков возложения обязанностей. Просил возложить на управляющую компанию ООО «ГЖК» обязанность по проведению поверки общедомовых приборов учета тепловой энергии в многоквартирном доме по адресу: <адрес> в срок до 1 сентября 2022 года; обязать ООО «ГЖК» в срок до 1 октября 2022 года ввести в эксплуатацию общедомовой прибор учета тепловой энергии в многоквартирном доме по адресу: <адрес>. Настаивал на удовлетворении исковых требований по указанным в исковом заявлении основаниям.

Истец и представитель ответчика ООО «ГЖК», извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Суд, изучив материалы дела, заслушав прокурора, приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.

В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ).

Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 1.2 ст. 161 ЖК РФ).

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем (ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ).

Согласно пункту 3 ст. 9 Федерального закона от 23.11.2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", (далее- Федеральный закон от 23.11.2009 года N 261-ФЗ) государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности по учету используемых энергетических ресурсов.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Частью 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 года N 261-ФЗ предусмотрено, что до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в ч. 6 названной статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу этого Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

В силу п. 11 ст. 2 Федерального закона от 23.11.2009 года N 261-ФЗ лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.

Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.

Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом (ч.ч. 1, 2 ст. 192 ЖК РФ).

На основании ст. 162 Жилищного кодекса РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме (часть 2).

В соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 23.11.2009 года N 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий в силу ст. 158 Жилищного кодекса РФ, п. п. 28 и 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.

Пунктом 10 указанных Правил также предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Согласно подпунктам "и", "к" пункта 11 Правил, содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий: обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

Из приведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.

Таким образом, после вступления в силу Федерального закона от 23.11.2009 года N 261-ФЗ работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться управляющей компанией независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

Судом установлено, что ответчик ООО "Главная жилищная компания" является юридическим лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке, на основании лицензии N 089-000161 от 17.01.2019, выданной Департаментом государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа, осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами (л.д. 38-39).

В управлении ООО "ГЖК" находится многоквартирный жилой № , расположенный по адресу: <адрес>, на основании договора управления многоквартирным домом № 15-7/2019 от 26.02.2019. Управляющая компания приняла на себя обязанности по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Эти обстоятельства ответчиком признаны и не оспариваются (л.д. 23-37).

В соответствии с п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491, в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме входит общедомовая система отопления, в том числе коллективные (общедомовые) приборы учета тепловой энергии.

Ответственность за обслуживание, содержание системы отопления, эксплуатация общедомовых приборов учета тепловой энергии дома несет ООО "ГЖК", взявшее на себя обязательства по содержанию и текущему ремонту общего имущества жилого дома.

В перечень работ, выполняемых для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах, согласно утвержденному Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. N 290 Минимальному перечню услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, входят, в том числе, проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета.

В связи с обращением жителя многоквартирного дома № , расположенного по адресу: <адрес> Боля Е.А. к прокурору города Губкинский, прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства в отношении ООО "ГЖК" (л.д. 46, 12).

По результатам проверки 30.09.20201 прокурором города Губкинского было внесено представление об устранении выявленных нарушений закона в адрес директора ООО "ГЖК" (л.д. 13-17), с которым ответчик не согласился и сообщил прокурору о том, что обязанность по поверке общедомовых приборов учета возложена на собственников, поэтому обязанности по поверке у управляющей компании не имеется. При этом ООО «ГЖК» известило жителей многоквартирных домов об окончании срока поверки общедомовых приборов учета тепловой энергии и последствиях окончания такого срока, посредством размещения соответствующих уведомлений на стендах в местах общего пользования. Жителями многоквартирного дома не принято решение о финансировании проведения процедуры поверки средств измерения потребления ресурсов (л.д. 18-20).

Однако, как следует из доводов иска, ответа ответчика, поверка общедомового узла (прибора) учета тепловой энергии в указанном многоквартирном доме ответчиком не проведена, вследствие чего собственниками помещений в доме лишены возможность оплачивать за оказание коммунальной услуги по теплоснабжению на основании показаний прибора учета. Таким образом, цели, предусмотренные Федеральным законом от 23.11.2009 года N 261-ФЗ, не достигнуты.

Вопреки доводам представителей ООО "ГЖК", независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований жилищного законодательства и законодательства об энергосбережении.

Согласно ч. 4 ст. 12 Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.

При этом в отношениях по управлению многоквартирным домом управляющая организация выступает как специализированная коммерческая организация, осуществляющая управление в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре управления должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома, с учетом его естественного износа и других обстоятельств, является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.

Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 предусмотрено, что под вводом в эксплуатацию узла понимается процедура проверки соответствия узла учета тепловой энергии требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, включая составление акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии.

Пунктами 61 - 65, 67, 68 указанных Правил установлен порядок ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, на смежных тепловых сетях и на перемычках. Так, смонтированный узел учета, прошедший опытную эксплуатацию, подлежит вводу в эксплуатацию. Ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией, создаваемой владельцем узла учета. Для ввода узла учета в эксплуатацию владелец узла учета представляет комиссии проект узла учета, согласованный с теплоснабжающей организацией, выдавшей технические условия и паспорт узла учета или проект паспорта.

Документы для ввода узла учета в эксплуатацию предоставляются в теплоснабжающую организацию для рассмотрения не менее чем за 10 рабочих дней до предполагаемого дня ввода в эксплуатацию. При отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя. Акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания. При подписании акта о вводе в эксплуатацию узел учета пломбируется. Пломбирование узла учета осуществляется представителем теплоснабжающей организации, если узел учета принадлежит потребителю; представителем потребителя, у которого установлен узел учета.

АО "Ямалкоммунэнерго" является теплоснабжающей организацией на территории г. Губкинский и в силу закона должна входить в состав комиссии по вводу в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, участвовать в подписании акта ввода в эксплуатацию узла учета.

Анализ исследованных в судебном заседании доказательств свидетельствует о том, что в результате бездействия ООО "ГЖК", в настоящее время не проведена поверка общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном жилом доме № расположенном по адресу: <адрес>. Бездействием ответчика ООО "ГЖК" в области энергосбережения нарушены интересы Боля Е.А., проживающей в вышеуказанном многоквартирном жилом доме, для которой неиспользование приборов учета влияет на стоимость предоставляемой услуги по теплоснабжению.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

В силу подп. 1 и 3 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от государственной пошлины по нормативу 100 процентов по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).

Поскольку истцом заявлены требования неимущественного, исходя из содержания подп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в доход местного бюджета муниципального образования г. Губкинский подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 206 Гражданско-процессуального кодекса РФ, суд

        решил:

удовлетворить требования иска.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Главная жилищная компания» провести поверку общедомовых приборов учета тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> в срок до 1 сентября 2022 года.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Главная жилищная компания» ввести в эксплуатацию общедомовой прибор учета тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> в срок до 1 октября 2022 года.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Главная жилищная компания» в доход местного бюджета муниципального образования город Губкинский государственную пошлину в размере 6 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Губкинский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.

Судья                                      Е.А. Молокова

2-481/2022 ~ М-450/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Боля Елена Александровна
Прокурор г. Губкинский
Ответчики
ООО "Главная жилищная компания"
Суд
Губкинский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Молокова Елена Александровна
Дело на сайте суда
gubkinskiy--ynao.sudrf.ru
05.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.05.2022Передача материалов судье
11.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.06.2022Судебное заседание
18.07.2022Судебное заседание
18.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее