Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
25 марта 2022 года <адрес>
Советский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи - Алимова Р.М., при секретаре судебного заседания – ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству здравоохранения Республики Дагестан об обязании обеспечить бесплатными лекарственными средствами, компенсации морального вреда и обращения решения суда к немедленному исполнению,
установил:
ФИО2 обратилась в суд с иском Министерству здравоохранения Республики Дагестан об обязании обеспечить бесплатными лекарственными средствами, компенсации морального вреда и обращения решения суда к немедленному исполнению.
Иск мотивирован тем, что ФИО2 является материю ребенка-инвалида ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страдающего заболеванием сахарным диабетом 1 типа.
Ребенку было назначено лечение врачами ГБУ РД «ДРКБ» на основании медицинской документации следующими лекарственными средствами и средствами логистики: 1. Новорапид (Аспарт) – 1шт. в мес., 2. Деглудек (Тресиба) – 5 ед., 3. Тест-полоски-Акку-чек Перфома – 24 уп./год. (по 100 шт. в уп.), 4. Иглы для шприц-ручек – 22 уп./год по 50 шт., 5. система Flash мониторинга глюкозы FreeStyle Libre, предназначенная для измереия уровня глюкозы: датчик FreeStyle Libre, кетоновые тест-полоски FreeStyle, FreeStyle оптиум тест полоски глюкозы; 6. Ланцеты для забора крови – Акку чек; 7. Инъекционный порт iport advance 6 мм.
Ребенок прикреплен к Детской поликлинике ГБУ РД «Каспийская ЦРБ». При обращении в поликлинику врачом на имя ребенка были выданы льготные ребепты, № от 20.05.2021г. на Medtronik Iport Advance (60 уп.), № от 20.05.2021г. на ланцеты (22 уп.), № от 19.11.2021г. на сенсоры Freestyle Lidre (4 уп.), № от 22.11.2021г. на спиртовые салфетки (50 шт.), № от ДД.ММ.ГГГГ на Niltac (спрей, 1 уп.).
Однако рецепты были обслужены не в полном объеме, в связи с чем поставлены на отсроченное обслуживание. На дату подачи настоящего искового заявления часть рецептов не обслужены, в связи с чем истцу неоднократно приходилось приобретать лекарственные медицинские изделия за свой счет.
Так как ребенок истца является ребенком-инвалидом, на основании Приложения № Постановления Правительства №, все лекарственные средства должны выдаваться ему бесплатно.
07.12.2021г. истец письменно обратилась в ТО Росздравнадзжора по РД и Минздрав РД для регулярного получения лекарств и медизделий в соответствии с назначением врача.
По фактам, изложенным в досудебной жалобе и по итогам внеплановой проверки истца на получение лекарственных средств «Колекальциферол» игл для шприц-ручки, в связи с чем вынес в адрес Минздрава РД предписание об устранении нарушения законодательства в сфере здравоохранения.
Согласно Положению о Министерстве здравоохранения РД, утвержденному Постановлением Правительства РД от 25.10.2018г. № Министерство здравоохранения РД является органом исполнительной власти РД, осуществляющим функции по выработке государственной политики управлению сферы охраны здоровья граждан РД. Одной из основных задач Минздрава РД является организация лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения и населения РД, в том числе льготного при амбулаторном обслуживании.
Таким образом, Минздрав РД не выполнил возложенных на него законом обязанностей по организации обеспечения граждан бесплатными лекарственными препаратами.
Из-за невыдачи лекарственных препаратов возникли пропуски в курсовом приеме препаратов, из-за чего истец сильно переживала за ухудшение состояния здоровья своего ребенка, при этом испытывала стресс и нервничала, тем самым претерпела нравственные страдания. Моральный вред истцом определен в размере 10 000 рублей.
В судебном заседании представитель истицы по доверенности ФИО6 исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель Министерства здравоохранения РД в судебное заседание не явилась.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, ФИО1 - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с ч. 1 ст. 39, ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) основными принципами охраны здоровья являются - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; доступность и качество медицинской помощи.
Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона № 323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Статьей ст. 43 Федерального закона № 323-ФЗ предусмотрено, что гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Пункт 4 ч. 2 ст. 73 Федерального закона № 323-ФЗ обязывает медицинских работников назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статьей 6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон №- ФЗ) определено право инвалидов на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В соответствии с и. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ, в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 данного Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона № 178-ФЗ установлен Приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» (далее - Порядок).
При этом процедура получения инвалидами лекарственных препаратов, установленная пунктами 2.1 - 2.8 Порядка, не содержит условия о том, что количество выдаваемых препаратов рассчитывается исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами.
Обеспечение инвалидов лекарственными препаратами производится в соответствии со стандартами медицинской помощи и, по смыслу пункта 2.7 Порядка, должно осуществляться бесперебойно. Таким образом, право ФИО3 на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями не поставлено законом в зависимость от указанного выше норматива и не ограничено размером субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета.
Документом, подтверждающим право гражданина на бесплатное получение необходимого лекарственного препарата в определенном количестве, является льготный бесплатный рецепт установленного образца. Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ, и порядки формирования таких перечней (ч. 2 ст. 6.2. Федерального закона № 178-ФЗ).
В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 6.4 Федерального закона № 178-ФЗ). В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона № 178-ФЗ полномочия по осуществлению закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, и организации обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 9, ч.ч.1,3 ст. И указанного Федерального закона органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица 4 организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской ФИО1.
Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.
За нарушение требований ст. 11 данного федерального закона медицинские организации и медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня социально - значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» «Сахарный диабет» включен в перечень социально - значимых заболеваний. Раздел «Категории заболеваний» Перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», предусматривает бесплатный за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации отпуск всех лекарственных средств, а также средств диагностики больным диабетом.
Согласно п.2.2 Приказа Министра здравоохранения Российской Федерации №н от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении стандарта медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа (диагностика и лечение)» необходимо исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования.
Согласно п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», оплата лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно, возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что истица ФИО2 является матерью ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно справке МСЭ-2020 № ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является инвалидом, категория «ребенок-инвалид», инвалидность установлена на срок до ДД.ММ.ГГГГ
Согласно выписки из истории болезни № от 29.10.2021г. МЗ РД «ГБУ РД «Детская республиканская клиническая больница им.ФИО7»» ФИО3 установлен диагноз: сахарный диабет 1 типа, стадия судкомпенсации.
Согласно протокола № от 17.11.2021г. на 2022г. ГБУ РД «Каспийская ЦГБ» ФИО3 назначены лекарственные препараты по торговому наименованию: Фиасп р-р подкожного введения 100 Ед/мл/3мл №.
Вместе с тем, как указано в иске и не оспорено ответчиком, ребенок инвалид ФИО8 не обеспечивается положенными ему лекарственными препаратами регулярно и в полном объеме.
При таких обстоятельствах исковые требования ФИО2 в этой части подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Принимая во внимание довод истца о том, что из-за невыдачи лекарственных препаратов возникли пропуски в курсовом приеме препаратов, что не может не вызывать у нее нравственных волнений и страданий, а также учитывая, что обязанность по обеспечению лекарственными препаратами действующим законодательством на Министерство здравоохранения Республики Дагестан, суд находит возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
В связи с состоянием здоровья ФИО3 ему требуется непрерывное обеспечение лекарственными препаратами, замедление исполнения настоящего решения может привести к ухудшению его здоровья.
В связи с этим настоящее решение следует обратить к немедленному исполнению в части обеспечения лекарственными препаратами.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО2 к Министерству здравоохранения Республики Дагестан об обязании обеспечить бесплатными лекарственными средствами, компенсации морального вреда и обращения решения суда к немедленному исполнению – удовлетворить частично.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Дагестан регулярно и в полном объеме обеспечивать ФИО3 лекарственными средствами в соответствии с медицинскими показаниями бесперебойно и в полном объеме.
Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Дагестан в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в сумме 3 000 (три) тысячи рублей.
Решение суда в части обязания Министерство здравоохранения Республики Дагестан обеспечивать истца лекарственными средствами в соответствии с медицинскими показаниями бесперебойно и в полном объеме и обязании при каждом обращении истца выдавать бесплатные рецепты на лекарственные средства по медицинским показаниям обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его вынесения в мотивированной форме через Советский районный суд <адрес>.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Р.М. Алимов