Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-145/2023 ~ М-106/2023 от 04.04.2023

Дело № 2-145/2023

УИД: 75RS0014-01-2023-000162-18

                                    

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 апреля 2023 года с. Красный Чикой

Красночикойский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Рязанова А.И.,

при секретаре Перминовой О.О.,

с участием прокурора Пушкарева В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красночикойского района в интересах ФИО4 к муниципальному образовательному учреждению «Красночикойская средняя общеобразовательная школа», администрации муниципального района «Красночикойский район» об обязании выплатить компенсацию за оплату прохождения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, об обязании финансирования МОУ «Красночикойская средняя общеобразовательная школа»,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Красночикойского района обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, ссылаясь на следующее.

В ходе проведенной проверки соблюдения требований трудового законодательства установлено, что ФИО4 является работником МОУ Красночикойская СОШ на основании трудового договора. 15.02.2023 указанный работник прошел профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию в рамках заключенного с НОЧУ ДПО «Учебно-методический центр» договора на оказание платных образовательных услуг. В связи с отсутствием у работодателя - МОУ Красночикойская СОШ средств для оплаты данного договора, работником произведена оплата последнего за собственный счет в размере 1100 рублей. Соответствующая компенсация работнику не выплачена. МОУ Красночикойская СОШ является муниципальным бюджетным образовательным учреждением и финансируется за счет средств местного бюджета муниципального района «Красночикойский район». Статус образовательного учреждения подразумевает зависимость его финансового положения от полноты и своевременности перечисления денежных средств из бюджета. 18.02.2023 прокуратурой района по факту выявленных нарушений внесено представление об устранении нарушений трудового законодательства. 28.02.2023 поступил ответ администрации муниципального района «Красночикойский район» согласно которому, в связи со сложной финансовой ситуацией в районе выделение средств на указанные цели не представляется возможным.

27.02.2023 прокуратурой района также внесено представление в адрес директора МОУ Красночикойская СОШ, учреждение согласилось с доводами прокурора, но фактически их не исполнило, что влечет нарушение трудовых прав работников МОУ Красночикойская СОШ муниципального района «Красночикойский район». Ссылаясь на ст.ст. 45 ГПК РФ, ст. 35
Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской
Федерации», просит обязать МОУ Красночикойская СОШ выплатить ФИО4 компенсацию в размере 1100 рублей за
оплату прохождения профессиональной гигиенической подготовки и
аттестации, обязать администрацию муниципального района «Красночикойский район» профинансировать МОУ «Красночикойская СОШ» для осуществления выплаты компенсации ФИО4 за оплату прохождения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации.

В судебное заседание ФИО4 не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Помощник прокурора Пушкарев В.А. исковые требования поддержал в полном объеме, привел доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика МОУ Красночикойская СОШ директор Лунева О.Г., действующая на основании прав по должности, представила суду заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствии ответчика, а также указала, что ответчик не возражает против удовлетворения исковых требований в полном объеме.

В судебное заседание ответчик администрация муниципального района «Красночикойский район» своего представителя не направили, представили заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя, а так же в заявлении выразили свое отношение к исковому заявлению, согласно которого исковые требования не признают по следующим основаниям. Обязанность по обучению работников лежит на работодателе, соответственно, оплата за прохождение санитарно-гигиенического обучения возложена на МОУ Красночикойская СОШ. Финансирование МОУ Красночикойская СОШ производится согласно муниципальному заданию и бюджету муниципального района «Красночикойский район». В бюджете средства на указанные расходы не были предусмотрены, лимиты до школы не были доведены, в связи с чем школа не имела право заключать договора в отсутствии лимитов.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие материального истца ФИО4, извещенной о дате, времени и месте судебного заседания, представителей ответчиков МОУ Красночикойская СОШ, администрации муниципального района «Красночикойский район».

Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В силу требований ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Согласно ч. 2 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих общеобразовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

Кроме того, ч. 4 ст. 41 указанного Федерального закона предусмотрено, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают: наблюдение за состоянием здоровья обучающихся; проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в РФ; соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Частью 1 ст. 209 ТК РФ определено, что охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Статьей 214 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

В соответствии со ст.216, ч. 5 ст. 225 ТК РФ каждый работник имеет право на обучение по охране труда за счет средств работодателя, работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

В соответствии со статьями 11 и 36 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны осуществлять гигиеническое обучение работников.

Гигиеническое воспитание и обучение граждан осуществляются при профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.

Приказом Минздрава РФ от 29.06.2000 № 229 «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций» утверждена Инструкция о порядке проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, согласно которой профессиональная гигиеническая подготовка проводится при приеме на работу и в дальнейшем 1 раз в 2 года для категорий работников организаций, деятельность которых не связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией мясо - молочной и кремово - кондитерской продукции, детского питания, питания дошкольников.

Как следует из материалов дела, ФИО4 состоит в трудовых отношениях с МОУ Красночикойская СОШ в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе, что подтверждено трудовым договором -А от ДД.ММ.ГГГГ. В обязанности работника, в том числе, входит выполнение правил и норм охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, и противопожарной защиты и обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса. Работодатель, в свою очередь, обязан обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда.

Обучение по профессиональной гигиенической подготовке и аттестацию ФИО4 прошла 15.02.2023 в Негосударственном образовательном частном учреждении дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр», с которым был заключен договор на оказание платных образовательных услуг от 15.02.2023. По указанному договору ФИО4 была произведена оплата услуг в размере 1100 рублей, что подтверждается товарным и кассовым чеками от 15.02.2023,

Прохождение обучения подтверждается также копией личной медицинской книжки ФИО4 , где имеется штамп об аттестации ФИО4 по специальности учитель ООУ, дата очередной аттестации указана 15.02.2023.

В феврале 2023 года прокуратурой Красночикойского района была проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства МОУ Красночикойской СОШ, в результате которой были выявлены нарушения закона в части невозмещения работникам расходов на прохождение профессиональной гигиенической подготовки аттестации и вынесено представление директору МОУ Красночикойская СОШ и Врио главы муниципального района «Красночикойский район» об устранении этих нарушений в срок до 06.03.2023 и 27.02.2023 соответственно.

Как следует из ответа Врио главы муниципального района «Красночикойский район» В.М.Тюрикова от 28.02.2023 № 534 на представление, в связи со сложной финансовой ситуацией в районе выделить дополнительны ассигнования на прохождение профессиональной гигиенической подготовки не представляется возможным. Из ответа директора МОУ Красночикойская СОШ за № 6 от 02.03.2023 следует, что нарушения закона признаны обоснованными, заявка на поступление финансирования на обучение педагогов по программе санитарно-гигиенического обучения была подана главным бухгалтером несвоевременно, меры к устранению нарушения приняты.

28.02.2023 ФИО4 обратилась к прокурору Красночикойского района с заявлением об обращении в суд с требованием взыскать с работодателя средств, затраченных на обучение.

До настоящего времени указанные расходы истцу работодателем не возмещены.

Учитывая изложенное, исковые требования прокурора об обязании МОУ Красночикойская СОШ выплатить компенсацию за оплату прохождения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Разрешая исковые требования в части возложения на администрацию муниципального района «Красночикойский район» обязанности профинансировать МОУ Красночикойская СОШ средствами для возмещения работнику расходов на санитарно-гигиеническое обучение, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района;

В п. 11 ч. 1 ст. 15 Закона № 131-ФЗ указано, что к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

Согласно ч. 2 ст. 18 Закона № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

В силу статей 139 и 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

МОУ Красночикойская СОШ является муниципальным бюджетным образовательным учреждением и финансируется за счет средств местного бюджета муниципального района «Красночикойский район», что подтверждается п.п. 1.4, 1.6, 8.2 Устава МОУ Красночикойская СОШ. Статус образовательного учреждения подразумевает зависимость его финансового положения от полноты и своевременности перечисления денежных средств из бюджета.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 162 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств отнесено принятие и (или) исполнение в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.

Статьей 6 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. Расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

В соответствии с ч. 3 ст. 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Учитывая приведенные требования законодательства, обязанность по финансовому обеспечению образовательного учреждения возложена на администрацию муниципального района, как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, выполняющий, в том числе, функции учредителя образовательного учреждения и собственника имущества.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика МОУ Красночикойская СОШ, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет муниципального района «Красночикойский район» в размере 400 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Красночикойского района в защиту интересов ФИО4 удовлетворить.

Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Красночикойская средняя общеобразовательная школа» ИНН 7509000912 ОГРН 1027500599939, находящееся по адресу ул.Советская, д. 69 с.Красный Чикой Забайкальского края, выплатить ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки с.<адрес> (паспорт <данные изъяты>) компенсацию в размере 1100 (одна тысяча сто) рублей за оплату прохождения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации.

    Обязать администрацию муниципального района «Красночикойский район» профинансировать муниципальное общеобразовательное учреждение «Красночикойская средняя общеобразовательная школа» для осуществления выплаты компенсации ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., за оплату прохождения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации.

    Взыскать с муниципального образовательного учреждения «Красночикойская средняя общеобразовательная школа» ИНН 7509000912 ОГРН 1027500599939, находящегося по адресу ул.Советская, д. 69 с.Красный Чикой Забайкальского края в доход бюджета муниципального района «Красночикойский район» государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Красночикойский районный суд Забайкальского края.

Решение суда принято в окончательной форме 26 апреля 2023 года.

Судья:          А.И.Рязанов

2-145/2023 ~ М-106/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Красночикойского района
Ковалева Наталья Валерьевна
Ответчики
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Красночикойская средняя общеобразовательная школа"
Администрация Муниципального района "Красночикойский район"
Суд
Красночикойский районный суд Забайкальского края
Судья
Рязанов Алексей Игоревич
Дело на странице суда
chikoy--cht.sudrf.ru
04.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.04.2023Передача материалов судье
07.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.04.2023Судебное заседание
26.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.10.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее