Дело № 2-621/2021 07 июня 2021 года
УИД 29RS0022-01-2021-000659-94
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Приморский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Шитиковой О.А.,
при секретаре Точиловой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску заместителя Архангельского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к акционерному обществу «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» о возложении обязанности обеспечить гидроизоляцию защитного сооружения,
установил:
заместитель Архангельского транспортного прокурора обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» о возложении обязанности в течение 17 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить гидроизоляцию имущества гражданской обороны - встроенного убежища <адрес> (класс III, номер по соответствующему регистру 14, вместимость 700, количество 1), расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с п. 2 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21 июля 2005 года № 575. В обоснование требований указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства по устранению нарушений закона по ранее внесенному представлению. В ходе проверки установлены нарушения федерального законодательства в деятельности АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» в части поддержания защитного сооружения объекта гражданской обороны - встроенного убежища <адрес> в состоянии постоянной готовности к использованию, не обеспечена гидроизоляция защитного сооружения гражданской обороны. Результатом отсутствия надлежащей гидроизоляции защитного сооружения гражданской обороны является поступление в помещения защитного сооружения гражданской обороны воды, образование плесени, порча помещения и утрата защитных свойств защитного сооружения гражданской обороны и, соответственно, создается препятствие в использовании защитного сооружения гражданской обороны по назначению в случае возникновения условий чрезвычайной ситуации. Ранее (21 апреля 2020 года) прокуратурой вносилось представление об устранении нарушений закона при содержании защитного сооружения гражданской обороны. Согласно ответу АО «2-ой Архангельский ОАО», предприятием принимаются меры по обеспечению гидроизоляции защитного сооружения, с учетом сложной финансовой обстановки в условиях распространения новой коронавирусной инфекции устранить нарушения планируется в ноябре 2021 года. В настоящее время нарушения закона в части обеспечения гидроизоляции защитного сооружения гражданской обороны не устранены, соответствующие работы не проводились, финансирование не выделалось. Нарушение подтверждается актом проверки от 31 марта 2021 года. Несоблюдение и невыполнение АО «2-ой Архангельский ОАО» требований законодательства в рассматриваемой сфере нарушает права неопределенного круга лиц на своевременное укрытие от опасности в чрезвычайной ситуации, а также интересы государства по сохранению имущества и использованию его по назначению.
В судебном заседании представитель истца – помощник Архангельского транспортного прокурора Савина М.Н. требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представители ответчика не возражают против удовлетворения исковых требований, не уверен, что заявленных прокурором 17 месяцев хватит для устранения нарушений.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В соответствии со ст. 6 ФЗ «О гражданской обороне», Правительство Российской Федерации определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В силу п. 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 ноября 1999 года №1309, организации обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Согласно п. 2 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21 июля 2005 года № 575 (далее - Порядок), содержание защитного сооружения гражданской обороны в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом необходимо обеспечить сохранность защитных свойств защитных сооружений гражданской обороны, герметизации и гидроизоляции всего защитного сооружения гражданской обороны.
В силу п. 9 Порядка при использовании защитного сооружения гражданской обороны в мирное время необходимо: обеспечить защиту от атмосферных осадков и поверхностных вод входов и аварийных выходов; проводить окраску и ремонт помещений и оборудования систем жизнеобеспечения в соответствии с установленными правилами.
Аналогичные положения по содержанию защитного сооружения гражданской обороны отражены в п. 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от 15 декабря 2002 года № 583.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» при отчуждении государственного или муниципального имущества в порядке приватизации соответствующее имущество может быть обременено ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами, и публичным сервитутом.
Ограничениями могут являться, в том числе обязанность содержать имущество, не включенное в состав приватизированного имущественного комплекса унитарного предприятия и связанное по своим техническим характеристикам, месту нахождения (для объектов недвижимости), назначению с приватизированным имуществом, - обязанность содержать объекты гражданской обороны, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, имущество мобилизационного назначения (п. 2 ч. 2 ст. 31).
Согласно п. 2 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1994 года № 359, объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование. К указанным объектам и имуществу относятся: пункты управления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, министерств, ведомств и организаций Российской Федерации с комплексом защищенных сооружений и наземным комплексом (наземными элементами систем жизнеобеспечения пунктов управления, размещаемого в них аппарата и обслуживающего персонала, складами для хранения продовольствия, медикаментов, оборудования и имущества); отдельно стоящие убежища гражданской обороны; встроенные убежища гражданской обороны; специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны; имущество гражданской обороны. С правопреемником приватизируемого предприятия заключается договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны.
Согласно договору № 2/381 от 03 сентября 2004 года Территориальное управление Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Архангельской области передало ОАО «2-й Архангельский объединенный авиаотряд» на ответственное хранение и в безвозмездное пользование накопленные средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны: встроенное убежище <адрес> (класс III, № соответствующий регистру 14, вместимость 700, количество 1).
В силу п. 2 указанного договора ОАО «2-й Архангельский объединенный авиаотряд» обязалось сохранять защитные сооружения, принимать меры по поддержанию постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений, содержать в готовности объекты ГО.
21 апреля 2020 года по результатам прокурорской проверки в адрес ответчика было вынесено представление об устранении нарушений закона при содержании защитного сооружения гражданской обороны.
Из ответа АО «2-ой Архангельский ОАО» следует, что предприятием принимаются меры по обеспечению гидроизоляции защитного сооружения, с учетом сложной финансовой обстановки в условиях распространения новой коронавирусной инфекции устранить нарушения планируется в ноябре 2021 года
Актом проверки от 31 марта 2021 года установлено, что нарушения закона в части обеспечения гидроизоляции защитного сооружения гражданской обороны не устранены, соответствующие работы не проводились, финансирование не выделалось.
Невыполнение ответчиком требований законодательства в сфере гражданской обороны нарушает права неопределенного круга лиц на своевременное укрытие от опасности в чрезвычайной ситуации, а также интересы государства по сохранению имущества и использованию его по назначению.
При указанных обстоятельствах исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом объема необходимых к выполнению работ, климатических особенностей, соблюдая баланс прав всех участников правоотношений, суд считает необходимым определить срок для выполнения возложенных обязанностей – в течение 17 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
На основании ст. 103 ГПК РФ, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «2-░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «2-░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 17 (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░> (░░░░░ III, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 14, ░░░░░░░░░░░ 700, ░░░░░░░░░░ 1), ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 2 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ 21 ░░░░ 2005 ░░░░ № 575.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «2-░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░