Копия
УИД 63RS0№-23
Решение
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Умновой Е. В.,
при секретаре Яковлевой Я. Ю.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению прокурора <адрес> к ФИО1 № г.о. Самара, Департаменту образования Администрации г.о. Самара о возложении обязанностей,
Установил:
<адрес> обратился в суд с иском о возложении обязанности к ФИО1 № г.о. Самара, Департаменту образования Администрации г.о. Самара, в обоснование исковых требований указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения ФИО1 № г.о. Самара законодательства о социальной защите инвалидов по обеспечению беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, по результатам которой выявлены нарушения.
Прокуратурой установлено, что в нарушение п. ДД.ММ.ГГГГ СП 59 13330 2020 на входной лестнице ФИО1 № г.о. Самара отсутствует травм безопасное окончание поручней в соответствии с ФИО8 51216-2022, ширина входной лестницы имеет размеры более 4 м., на входной лестнице отсутствуют разделительные поручни.
В нарушение п. ДД.ММ.ГГГГ СП 59 13330 2020 ступени лестницы являются разными по высоте.
Не соблюдены положения п. ДД.ММ.ГГГГ СП 59 13330 2020 тактильно-контрастные указатели, отвечающие требованиям законодательства, устанавливаемые в целях беспрепятственного входа на территорию объектов инфраструктуры МГН, перед входной лестницей тактильно-контрастные наземные указатели имеют размеры в глубину 0,3 м.
В нарушение п. ДД.ММ.ГГГГ СП 59 13330 2020, ГОСТ 55555 отсутствует пандус или подъемное устройство МГН в здание.
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой вынесены представления в адрес руководителя МЮОУ ФИО2 № г.о. Самара об устранении нарушений требований законодательства о защите прав инвалидов. Представление рассмотрено, однако, выявленные нарушения не устранены.
Истец указал, что выявленные несоответствия проектирования и оборудования доступа к помещениям образовательного учреждения императивным правилам СП 59.133330.2016 и ФИО8 52131-2019 свидетельствуют о бездействии руководителя учреждения при исполнении положений ст. 9 ФЗ №181-ФЗ, что не отвечает целям социальной реабилитации инвалидов, в частности, социально-бытовой адаптации и социально-средовой ориентации, которые направлены на восстановление или развитие оптимального взаимодействия человека с факторами окружающей среды на индивидуальном и общественном уровне.
Несоблюдение руководителем ФИО1 № г.о. Самара требований законодательства о социальной защите инвалидов влечет недоступность для МГН различных объектов инфраструктуры, а также противоречит общеправовой цели защиты инвалидов, выражающейся в защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и особых свобод, а также поощрения уважения присущего им достоинства.
Причинами и условиями допущенных нарушений законодательства явилось ненадлежащее отношение к исполнению своих должностных обязанностей, игнорирование требований законодательства о социальной защите инвалидов со стороны должностных лиц.
На основании изложенного, прокурор <адрес> просил суд обязать ФИО1 № г.о. Самара в течение трех лет со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать входную группу здания ФИО1 № г.о. Самара, расположенного по адресу: <адрес>, путем приведения в нормативное состояние в соответствии с требованиями приказа Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №/пр «Об утверждении СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», а именно: на входной лестнице установить травм безопасное окончание поручней, разделительные нормативные поручни в соответствии с ФИО8 51261-2022, привести в соответствие с п. ДД.ММ.ГГГГ СП 59.13330.2020 все ступени лестницы в пределах одного марша – выполнить одинаковыми по форме, по размерам ширины проступи и высоты подъема ступеней, установить тактильно-контрастные указатели, отвечающие требованиям законодательства, устанавливаемым в целях беспрепятственного входа на территорию объектов инфраструктуры МГН, на входной площадке оборудовать тактильные указатели или грязесборные решетки перед доступной дверью в соответствии с размерами согласно ГОСТ 52875, установить пандус или подъемное устройство для обеспечения доступности МГН в здание. Обязать Департамент образования Администрации г.о. Самара обеспечить финансирование ФИО1 № г.о. Самара в целях устранения выявленных нарушений требований приказа Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №/пр «Об утверждении СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», в деятельности указанного образовательного учреждения.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Администрация г.о. Самара в лице Департамента управления имуществом г.о. Самара
Истец в ходе судебного разбирательства уточнил исковые требования, в части требований, адресованных к ФИО1 Департаменту образования г.о. Самара, просил суд обязать Департамент образования Администрации г.о. Самара в течение года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование ФИО1 № г.о. Самара в целях устранения выявленных нарушений требований приказа Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №/пр «Об утверждении СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в деятельности указанного образовательного учреждения, в остальной части исковые требования поддержал в полном объеме.
В дальнейшем истец вновь уточнил исковые требования, просил суд возложить материальные расходы для устранения выявленных нарушений требований приказа Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №/пр «Об утверждении СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в ФИО1 № г.о. Самара на Департамент образования Администрации г.о. Самара, установив срок исполнения ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель истца прокурора <адрес> ФИО4 уточненные исковые требования поддержала, дала пояснения аналогичные описательной части решения, просила уточненные исковые требования удовлетворить.
Представитель ФИО1 № г.о. Самара – директор ФИО5 в судебном заседании обоснованность уточненных требований признала, не возражала относительно их удовлетворения.
Представитель ФИО1 Департамента образования Администрации г.о. Самара по доверенности ФИО6 в судебном заседании с уточненными исковыми требованиями согласился частично, возражал относительно возложения на Департамент образования г.о. Самара обязанности обеспечить финансирование по устранению выявленных нарушений законодательства в определенный срок.
Представитель третьего лица Департамента управления имуществом г.о. Самара в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, сведения о причинах неявки суду не сообщил.
Заслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Как следует их пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в результате совместно проведенной проверки <адрес> и СГО ОИК «Ассоциация десница» в ФИО1 № г.о. Самара выявлены следующие нарушения законодательства о защите инвалидов, а именно: на входной лестнице отсутствуют нормативные поручни (нарушение ФИО8 51261, п. ДД.ММ.ГГГГ СП 59 13330 2020); разная высота ступеней лестницы (нарушение п. ДД.ММ.ГГГГ СП 59 13330 2020); перед входной лестницей тактильно-контрастные указатели имеют размеры в глубину 0,3 м. (нарушение ФИО8 52875, п. ДД.ММ.ГГГГ СП 59 13330 2020); на входной площадке отсутствуют тактильные указатели или грязесборные коврики перед доступной дверью (нарушение ФИО8 52875, п. 6.1.8 СП 59 13330 2020); ширина входной лестницы более 4 м. на лестнице отсутствуют разделительные поручни (нарушение п. ДД.ММ.ГГГГ СП 59 13330 2020); отсутствует пандус или подъемное устройство для обеспечения доступности МГН в здание (нарушение ФИО855555, п. ДД.ММ.ГГГГ СП 59 13330 2020). Выявленные нарушения подтверждаются фотоматериалами, представленными в материалы дела.
В связи с выявленными в ходе проверки нарушениями, прокуратурой <адрес> в адрес директора ФИО1 № г.о. Самара ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов при обеспечении беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры, в соответствии с которым руководителю ФИО1 № г.о. Самара поручено принять меры по реальному устранению и недопущению впредь выявленных нарушений. Указано, что о принятых мерах и результатах рассмотрения представления необходимо сообщить прокурору <адрес> г.о. Самара в месячный срок.
Согласно сообщению ФИО1 № г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ представление «Об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов» рассмотрено образовательным учреждением. Приказом к дисциплинарной ответственности в виде замечания привлечен заместитель директора. Сообщается, что в Департамент образования Администрации г.о. Самара направлено письмо № от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку здание ФИО2 1970 года постройки и капитальный ремонт не производился.
Учитывая данные обстоятельства, при разрешении настоящего спора в данном случае следует исходить из следующих положений действующего законодательства.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Целью такой политики является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (преамбула данного закона).
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. При реализации возложенных функций прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 названного Закона, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений Закона (абзац четвертый пункта 3 статьи 22).
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В ч. 1 ст. 1 данного Закона дано понятие инвалида как лица, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Перечисленные в ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод.
Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Частью 3 ст. 79 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" закреплено, что под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно подп. "е" п. 3 Порядка, утвержденного Приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ N 1309, руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующего условия доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Подпунктом "а" пункта 4 Порядка предусмотрено, что руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующего условия доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
При таких обстоятельствах, неисполнение ФИО1 своих обязанностей по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к учреждениям образования, нарушает их право на достойную жизнь и свободное развитие, в связи с чем вывод суда первой инстанции об удовлетворении требований прокурора следует признать законным и обоснованным.
Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №/пр утвержден СП 59.13330 «СНиП 35-01-2001 доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
В соответствии с п. 6.1.8 СП 59.13330.2020 в тамбурах, на входных площадках и крыльцах при соответствии размеров и размещения грязесборных решеток по размерам и расположению тактильных указателей не предусматриваются.
Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ СП 59.13330.2020 информация для инвалидов с нарушением зрения о приближении их к зонам повышенной опасности (отдельно стоящим опорам, стойкам и другим препятствиям, лестницам, пешеходным переходам и т.д.) следует обеспечивать устройствами тактильно-контрастных наземных указателей по ФИО8 52875 или изменением фактуры поверхности пешеходного путти с подобными характеристиками. Тактильно-контрастные указатели, выполняющие функцию предупреждения на покрытии пешеходных путей, следует размещать на расстоянии 0,8-0,9 м до препятствия, доступного входа, начала опасного участка, перед внешней лестницей и т.<адрес> предупреждающего указателя должна быть в пределах 0,5-0,6 м и входить в общее нормируемое расстояние до препятствия. Указатель должен заканчиваться до препятствия на расстоянии 0,3 м. Указатели должны иметь высоту рифов 5 мм.
В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ СП 59 13330 2020 все ступени лестниц в пределах одного марша должны быть одинаковыми по форме в плане, по размерам ширины проступи и высоты подъема ступеней.
Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ СП 59.13330.2020 с двух сторон одно и многомаршевых внешних лестниц следует предусматривать непрерывные по всей длине ограждения и поручни в соответствии с ФИО8 51261. Перед нижним и верхними маршами внешней лестницы следует предусматривать завершающие части поручней, которые должны быть горизонтальными и выступать за границы лестничных маршей на 0,3 м. В стесненных условиях допускается выполнять завершающие части поручней под углом 90 градусов во внешнюю сторону. Форма завершающих частей поручней должна быть травмобезопасной: с плавным завершением вниз, в сторону ограждения или стены.
Из п. ДД.ММ.ГГГГ СП 59.13330.2020 у внешних лестниц для подъема МГН следует предусматривать: пандусы при перепаде высот от 0,14 м. до 6 м. – платформы подъемные с вертикальным перемещением по ФИО8 55555 при перепаде высот до 3 м.; лифты при перепаде высот от 3 м. и более.
При этом необходимо учитывать, что несоблюдение перечисленных требований действующего законодательства, является нарушением прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией РФ, поскольку обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения является одним из способов обеспечения их права на достойную жизнь и свободное развитие.
В ходе судебного разбирательства установлено, что до настоящего времени выявленные <адрес> нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в рамках исполнения государственной программы о доступной среде в здании ФИО1 № г.о. Самара по адресу: <адрес>, выражающиеся в отсутствии поручней на лестнице; ступеней одинаковой высоты от 0,12 до 0,15 м.; тактильных указателей перед внешней лестницей в соответствии с ФИО8 52875, перед входом на прилегающую территорию; тактильных указателей или грязесборных решеток в соответствии с ФИО8 52875 размерам; разделительных поручней на входной лестнице; пандуса или подъемного устройства на входе не устранены.
Перечисленные нарушения законодательства о социальной защите инвалидов нарушают императивные требования СП 59.13330.2020 и ФИО8 51261-2022 свидетельствует о бездействии руководителя учреждения при исполнении положений ст. 9 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", что не отвечает целям социальной реабилитации инвалидов, в частности, социально-бытовой адаптации и социально-средовой ориентации, которые направлены на восстановление или развитие оптимального взаимодействия человека с факторами окружающей среды на индивидуальном и общественном уровне.
Несоблюдение руководителем ФИО1 № г.о. Самара требований законодательства о социальной защите инвалидов влечет за собой недоступность для маломобильной группы населения различных объектов инфраструктуры, а также противоречит общеправовой цели защиты инвалидов, выражающейся в защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства.
При таких обстоятельствах, выявленные нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в здании ФИО1 № г.о. Самара подлежат устранению в судебном порядке.
Исходя из того, что ФИО1 № г.о. Самара является некоммерческим муниципальным общеобразовательным учреждением, собственных финансовых средств не имеет, а для устранения указанных нарушений законодательства о социальной защите инвалидов необходимы денежные средства, в данном случае необходимо учитывать следующее.
В силу статьи 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия по решению вопросов местного значения наделяется местная администрация.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В пункте 3 части 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно Уставу ФИО1 № г.о. Самара является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сфере образования (п. 1.9 Устава).
ФИО1 № г.о. Самара является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением (п. 1.1 Устава). Учредителем ФИО2 является муниципальное образование городской округ Самара. Функции и полномочия учредителя ФИО2 осуществляет Администрация г.о. Самары (п. 1.5 Устава).
В соответствии с пунктами 1.1., 1.2 положения «О Департаменте образования Администрации городского округа Самара», утвержденного Решением Думы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГг. №, Департамент образования Администрации г.о. Самара является отраслевым (функциональным) органом Администрации городского округа Самара, через который Администрация г.о. Самара осуществляет свои полномочия в сфере образования. Департамент обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс и смету расходов на содержание Департамента, лицевой счет в финансовом органе г.о. Самара, круглую печать со своим наименованием, штампы, бланки, а также иные реквизиты, может приобретать и осуществлять имущественные и иные права, нести обязанности, выступать истцом и ФИО1 в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение деятельности Департамента осуществляется за счет средств бюджета г.о. Самара в порядке, установленном действующим законодательством (пункт 1.6)
Согласно пункту 3.32 положения о Департаменте образования, Департамент осуществляет отдельные функции учредителя муниципальных учреждений городского округа Самара в сфере образования, переданные в установленном порядке Департаменту.
В соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечней муниципальных автономных и муниципальных бюджетных учреждений городского округа Самара в сфере образования» финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий и предоставления субсидий на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнения работ) для муниципальных автономных и муниципальных бюджетных учреждений г.о. Самара в сфере образования, в том числе, ФИО1 № г.о. Самара, осуществляется Администрацией г.о. Самара в лице Департамента образования в пределах бюджетных обязательств, утвержденных департаментом образования администрации г.о. Самара на соответствующие цели.
Таким образом, Департамент образования Администрации г.о. Самара является отраслевым органом Администрации г.о Самара, обеспечивающим осуществление полномочий Администрации г.о. Самара в сфере образования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ФИО1 № г.о. Самара представлены письма в адрес Департамента образования Администрации г.о. Самары о необходимости направления специалистов РЦСС с целью осмотра и составления сметы для выполнения работ по устранению нарушений нормативных требований при обеспечении маломобильным группам населения доступа к помещениям эксплуатируемым ФИО1 № г.о. Самара и о необходимости включения образовательного учреждения в финансовый план на выделение денежных средств для выполнения работ по устранению нарушений, выявленных проверкой. Вместе с тем, до настоящего времени финансирование проведения необходимых мероприятий по устранению нарушений законодательства по социальной защите инвалидов в здании ФИО1 № г.о. Самара Департаментом образования Администрации г.о. Самара не осуществлено. Доказательств принятия Департаментом образования Администрации г.о. Самара мер, направленных на выделение ФИО1 № г.о. Самара субсидии в целях устранения нарушений законодательства о социальной защите инвалидов в указанном образовательном учреждении, в материалы дела не представлено.
Учитывая данные обстоятельства, исходя из того, что Департамент образования Администрации г.о. Самара, является главным распорядителем бюджетных средств в части расходов в сфере образования, и уполномоченным органом местного самоуправления, на который федеральным законодательством возложено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, следовательно, именно на указанное юридическое лицо необходимо отнести расходы по устранению выявленных нарушений законодательства о социальной защите инвалидов в здании ФИО1 № г.о. Самара.
Необходимо отметить, что в данном случае право главного распорядительного органа местного бюджета на самостоятельное решение вопросов отнесенных к его компетенции не ограничивается, а отнесение расходов не является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность органа местного самоуправления, поскольку данная обязанность не определяет размер необходимого финансирования, либо способ принятия мер по устранению выявленных нарушений и их сроки. При этом отсутствие финансирования не может являться основанием для неисполнения требований законодательства о защите прав инвалидов.
По приведенным основаниям материальные расходы по устранению выявленных нарушений законодательства о социальной защите инвалидов в здании ФИО1 № г.о. Самара необходимо возложить на Департамент образования Администрации г.о. Самара без определения конкретного срока исполнения, ввиду запрета на вмешательство в административно-хозяйственную деятельность указанного органа местного самоуправления.
При этом, учитывая объем работ по устранению нарушений, суд полагает разумным установить ФИО1 № г.о. Самара на устранение выявленных нарушений срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, 12 месяцев со дня поступления финансирования. Указанный срок объективно позволит ФИО1 исполнить решение суда.
При таких обстоятельствах, следует вывод, что исковые требования прокурора <адрес> к ФИО1 № г.о. Самара, Департаменту образования Администрации г.о. Самара о возложении обязанностей законны, обоснованны и подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Решил:
Исковые требования прокурора <адрес> к ФИО1 №, Департаменту образования Администрации г.о. Самара о возложении обязанностей удовлетворить частично.
Обязать ФИО1 № г.о. Самара в течение 12 месяцев со дня поступления финансирования устранить выявленные нарушения законодательства - оборудовать входную группу здания ФИО1 № г.о. Самара, расположенного по адресу: <адрес>, путем приведения в нормативное состояние в соответствии с требованиями приказа Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №/пр «Об утверждении СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», а именно: на входной лестнице установить травм безопасное окончание поручней, разделительные нормативные поручни в соответствии с ФИО8 51261-2022, привести в соответствие с п. ДД.ММ.ГГГГ СП 59.13330.2020 все ступени лестницы в пределах одного марша – выполнить одинаковыми по форме, по размерам ширины проступи и высоты подъема ступеней, установить тактильно-контрастные указатели, отвечающие требованиям законодательства, устанавливаемым в целях беспрепятственного входа на территорию объектов инфраструктуры МГН, на входной площадке оборудовать тактильные указатели или грязесборные решетки перед доступной дверью в соответствии с размерами согласно ГОСТ 52875, установить пандус или подъемное устройство для обеспечения доступности МГН в здание.
Отнести материальные расходы по устранению указанных нарушений в ФИО1 № г.о. Самара на Департамент образования Администрации г.о. Самара.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: подпись Е. В. Умнова
Копия верна: Судья: Секретарь: