Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-3887/2014 ~ М-2131/2014 от 14.03.2014

 Дело № 2-3887/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Батовой Л.А.

при секретаре Абрамовой Н.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 13 мая 2014 года гражданское дело по заявлению ООО «Подъемник» о признании недействительным Предписание Государственной инспекции труда в Республике Коми Сыктывкарский отдел № ... от ** ** **,

установил:

ООО «Подъемник» обратилось в суд с заявлением о признании недействительным Предписание Государственной инспекции труда в Республике Коми Сыктывкарский отдел № ... от ** ** **.

В обоснование требований указали, что с Предписанием ГИТ в РК не согласны, поскольку при проведении плановой проверки с 10.02.2014г. по 28.02.2014г. инспектором не исследовал всесторонне, объективно и в полном объеме все доказательства, имеющиеся в материалах дела, и в связи с этим им были допущены существенные нарушения при вынесении предписания. Кроме того, имело место нарушение процессуальных действий. Также считают, что предписание вынесено инспектором ГИТ в РК по вопросам, не относящимся к его компетенции, а потому является незаконным.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.

Представитель Государственной инспекции труда в РК в судебное заседание не явился, представив отзыв, в котором просил рассмотреть дело без его участия.

При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица.

Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела и материалы проверки, суд приходит к следующему.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46 Конституции РФ).

В суде решения государственного инспектора труда либо его руководителя, а также главного государственного инспектора труда оспариваются в соответствии с положениями гл. 25 ГПК РФ.

Из смысла ст. 258 ГПК РФ следует, что обязательным основанием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего является установление незаконности этих решений и действий, а также нарушение ими прав, свобод либо законных интересов заявителя.

В соответствии со ст. 356 Трудового кодекса РФ федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия: осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу ст. 357 Трудового кодекса РФ Государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право: запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций; предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке; выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда.

Органы федеральной инспекции труда осуществляют федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При этом предписание выносится в случае установления нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на должностное лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.

Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность (ст. 19.5 КоАП РФ).

В соответствии с Предписанием и.о. начальника Сыктывкарского отдела (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Республике Коми ... И.Е. № ... от ** ** **., на директора ООО «Подъмник» ... П.П. возложена обязанность устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в частности:

1. Правилами внутреннего трудового распорядка регламентировать ответственность работодателя - в срок до 27.03.2014г.

2. При прекращении трудового договора выплаты всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производить в день увольнения работника - в срок с февраля 2014г. постоянно.

3. При нарушении установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, выплачивать их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в этом время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно – в срок с февраля 2014г. постоянно.

Произвести компенсационные выплаты за задержку расчетных сумм при увольнении работнику ... Ю.Н. (1 день) – в срок до 27.03.2014г.

5. Оплату отпуска производить не позднее, чем за три дня до его начала – в срок с февраля 2014г. постоянно.

6. Один экземпляр трудового договора (дополнительного соглашения к трудовому договору) передать работнику. Получение работником экземпляра трудового договора (дополнительного соглашения к трудовому договору) подтверждать подписью работника на экземпляре трудового договора (дополнительного соглашения к трудовому договору), хранящееся у работодателя - в срок с февраля 2014г. постоянно

Выдать и подтвердить выдачу дополнительного соглашения к трудовому договору от ** ** **. № ... ... Е.В. – в срок до 27.03.2014г.

7. Личные карточки работников по форме Т-2 оформлять в соответствии с требованиями ч.4 ст.84.1 Трудового кодекса РФ, п.41 раздела IV Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003г. № 225 «О трудовых книжках» - в срок с февраля 2014г. постоянно.

8. Наладить учет и выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а именно, завести личные карточки учета выдачи СИЗ установленной формы, работникам, занятым на работах в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работодателем выдать за счет собственных средств по типовым нормам сертифицированную специальную одежду в полном объеме в соответствии с установленными нормами – в срок до 27.03.2014г.

Названное Предписание выдано по результатам проведенной и.о. начальника Сыктывкарского отдела (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Республике Коми ... И.Е. плановой выездной проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных актов документов (материалов), представленных ООО «Подъемник».

Указанные обстоятельства подтверждены исследованными по делу доказательствами и участвующими в деле лицами не оспариваются.

Согласно п. 87 Административного регламента, утвержденного приказом Минтруда России от 30.10.2012 № 354н, в предписании излагаются необходимые мероприятия по устранению выявленных нарушений обязательных требований со ссылками на конкретные статьи и пункты законодательных и нормативных правовых актов, требования которых нарушены.

Сроки выполнения мероприятий, содержащихся в предписании, устанавливаются уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов, проводивших надзорные мероприятия, и определяются исходя из характера нарушений, важности мероприятия для обеспечения безопасности работников и оборудования.

Требования, содержащиеся в предписании, подлежат исполнению в установленные в нем сроки (п.88 Административного регламента).

Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.

Оспариваемый заявителем пункты 2, 3, 5, 6, 7 Предписания содержит требование на будущее, начиная с февраля 2014г. при прекращении трудового договора выплату всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производить в день увольнения работника (ч.1 ст.140 ТК РФ); при нарушении установленного срока выплаты заработной платы выплачивать с уплатой процентов (ст.236 ТК РФ); один экземпляр трудового договора (дополнительного соглашения к трудовому договору) передавать работнику и получение подтверждать подписью работника (ч.1 ст.67 ТК РФ); личные карточки работников по форме Т-2 оформлять в соответствии с требованиями ч.4 ст.84.1 ТК РФ, п.41 раздела IV Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225, тем самым дублируются положения трудового законодательства, которые должны исполняться всеми работодателями на территории Российской Федерации.

Таким образом, пункты 2, 3, 5, 6, 7 Предписания является неисполнимыми в связи с отсутствием нарушений, указанных в нем, которые подлежат удовлетворению. Вследствие чего, не могут быть признаны законными.

В силу ст.8 Трудового кодекса РФ работодатели принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. Положения таких актов не должны ухудшать положение работников по сравнению с тем, что установлено трудовым законодательством.

На основании п. 4 ст. 189 Трудового кодекса РФ правила внутреннего трудового распорядка - локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.

В ходе проведения проверки и.о.начальника Сыктывкарского отдела (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Республике Коми ... И.Е. было установлено, что в нарушение требований ч.4 ст.189 Трудового кодекса РФ утвержденным приказом № ... от ** ** **. Правилами внутреннего трудового распорядка не регламентирована ответственность работодателя (пункт 1 Предписания).

Между тем, в Правилах внутреннего трудового распорядка ООО «Подъемник», в главе 2 установлена ответственность работодателя (л.д.35 материалов проверки).

Таким образом, пункт 1 Предписания является незаконным и подлежит отмене.

Также должностным лицом Государственной инспекции труда в Республике Коми установлено, что в нарушение ч.1 ст.140 Трудового кодекса РФ уволенному 07.10.2013г. работнику ... Ю.П. (приказ (распоряжение) № ... от ** ** **) в день увольнения не произведена выплата всех причитающихся от работодателя при увольнении сумм расчет произведен только 08.10.2013г. (п.2 Предписания и акта проверки), а также в нарушение ст.236 ТК РФ работодатель не произвел компенсационные выплаты за задержку выплаты расчетных сумм при увольнении работнику ... Ю.П. (п.3 Предписания и акта проверки).

Однако из представленных документов следует, что ... Ю.Н. был уволен с работы 21.10.2013г. и в этот же день был произведен с ним расчет, что не соответствует оспариваемому предписанию и акту проверки.

Представленное Госинспекцией труда в Республике Коми решение № ... от ** ** **. об исправлении описок, не может быть принято во внимание, поскольку доказательств того, что указанное решение было направлено в ООО «Подъемник» суду не представлено, о поступлении решения от ** ** **. отрицал и представитель заявителя в ходе рассмотрения дела.

Таким образом, пункт 3 Предписания в части произвести компенсационные выплаты за задержку расчетных сумм при увольнении работнику ... Ю.Н. (за 1 день) в срок до 27.03.2014г. является незаконным и подлежит отмене.

Пунктом 7 Акта проверки установлено, что в нарушение требований ч.1 ст.67 ТК РФ в дополнительном соглашении к трудовому договору от ** ** **... ... Е.В. нет его подписи на экземпляре дополнительного соглашения к трудовому договору от ** ** **..., хранящегося у работодателя, подтверждающая в получении указанным работником на руки экземпляра трудового договора.

В связи с чем, пунктом 6 оспариваемого предписания предписано выдать и подтвердить выдачу дополнительного соглашения к трудовому договору от ** ** **... ... Е.В.

Из представленного материала проверки следует, что дополнительное соглашение № 1 к трудовому договору от ** ** **. подписано работником ... Е.В.. при этом отсутствует подпись работника в получении экземпляра дополнительного соглашения (л.д.55 материала проверки).

Согласно ч. 1 ст. 67 Трудового кодекса РФ трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.

Согласно ст. 10 Трудового кодекса Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.

В силу п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года "О применении судами общих принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" международные договоры, которые имеют прямое и непосредственное действие в правовой системе Российской Федерации, применимы судами, в том числе военными, при разрешении гражданских, уголовных и административных дел, в частности при рассмотрении гражданских дел, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем законом Российской Федерации, который регулирует отношения, ставшие предметом судебного рассмотрения.

В соответствии с Конвенцией МОТ N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" от 11 июля 1947 года, ратифицированной Россией 11 апреля 1998 года, инспектору труда не предоставлено право давать обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.

Предписания по трудовым спорам инспектор труда выдает с целью защиты нарушенного права работника. Для защиты этого права самим работником Трудовым кодексом Российской Федерации установлен трехмесячный срок. Таким образом, действуя в интересах работника, инспектор труда так же как и сам работник должен соблюдать установленные сроки для рассмотрения трудового спора.

Оспариваемое предписание в вышеуказанной части вынесено по истечении установленного Трудовым кодексом Российской Федерации трехмесячного срока, в течение которого ... Е.В. имел возможность обратиться в суд за разрешением спора о нарушении его трудовых прав, поскольку о нарушении прав ему стало известно в день подписания дополнительного соглашения 29.06.2012г. Проверка Госинспекции труда в Республике Коми проведена в феврале 2014г.

При таких обстоятельствах, пункт 6 Предписания подлежит отмене.

Пунктом 8 акта проверки установлено, что в нарушение требований абзаца 5 ч.2 ст.212 ТК РФ, пункта 13 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ № 290н от 01.06.2009г., личные карточки не соответствуют утвержденной форме учета выдачи СИЗ.

Согласно абз.5 ч.2 ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.

Пунктом 13 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ № 290н от 01.06.2009г., предусмотрено, что выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к настоящим Правилам.

Работодатель вправе вести учет выдачи работникам СИЗ с применением программных средств (информационно-аналитических без данных). Электронная форма учетной карточки должна соответствовать установленной форме личной карточки учета выдачи СИЗ. При этом в электронной форме личной карточки учета выдачи СИЗ вместо личной подписи работника указывается номер и дата документа бухгалтерского учета о получении СИЗ, на котором имеется личная подпись работника.

Как пояснил в судебном заседании представитель заявителя в организации в бухгалтерской электронной программе 1С ведется учет выдачи СИЗ по оборотно-сальдовой ведомости на каждого работника. Кроме того, работники расписываются в карточке выдачи СИЗ, в подтверждение представив карточки выдачи СИЗ и оборотно-сальдовую ведомость.

Учитывая, что Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты предусматривают ведение учета в электронной форме, которая ведется в ООО «Подъмник», пункт 8 предписания подлежит отмене.

Вместе с тем, в соответствии с п.58 Административного регламента по результатам каждой завершенной плановой проверки уполномоченным должностным лицом территориального органа Роструда, проводившим проверку, оформляется акт проверки в соответствии с типовой формой.

Согласно п.85 Административного регламента началом административных процедур обеспечения мер по устранению выявленных правонарушений является вручение уполномоченным должностным лицом Роструда или его территориального органа работодателю оформленных по результатам проведенных надзорных мероприятий документов, свидетельствующих о допущенных нарушениях обязательных требований, которые в установленном порядке фиксируются уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов в документах, в частности, в акте проверки.

При выявлении в результате проведения надзорных мероприятий допущенных работодателем нарушений обязательных требований уполномоченные должностные лица Роструда или его территориальных органов в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В каждом конкретном случае непосредственно по завершению надзорных мероприятий обязаны выдать работодателю предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием сроков их устранения (п.86 Административного регламента).

Анализ вышеперечисленных правовых норм позволяет сделать вывод, что началом административных процедур обеспечения мер по устранению выявленных правонарушений является вручение акта проверки и только после этого выдача работодателю предписания об устранении выявленных нарушений.

Из материалов проверки следует, что и.о. начальника Сыктывкарского отдела (о правовым вопросам) ... И.Е. акт проверки в отношении ООО «Подъемник» был составлен 27.02.2014г., а предписание № ... выдано 26.02.2014г.

Таким образом, был нарушен порядок проведения плановой проверки, установленный Административным регламентом.

Часть 13 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ от 26.12.2008 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" обязывает орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в случае проведения плановой проверки членов саморегулируемой организации уведомить саморегулируемую организацию, чтобы обеспечить возможность участия или присутствия ее представителя при проведении плановой проверки.

Данное требование позволит саморегулируемой организации реализовать свои полномочия на оспаривание в установленном законодательством Российской Федерации порядке любых актов, решений и (или) действий (бездействия) органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, нарушающих права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена или членов либо создающих угрозу такого нарушения.

Судом установлено, что ООО «Подъмник» является членом саморегулируемой организации НП «Объединение строителей Республики Коми».

В материалах проверки имеется уведомление Госинспекции труда в Республике Коми от ** ** **. № ..., адресованное Президенту НП «Объединение строителей Республики Коми», о проведении по плану плановой выездной проверки во вопросам соблюдения обязательных требований законодательства в отношении ООО «Подъемник». Однако доказательства вручения указанного уведомления в материалах проверки отсутствуют.

При таких обстоятельствах, суд считает, что должностным лицом Госинспекции труда Республике Коми не была надлежащим образом уведомлена саморегулируемая организация НП «Объединение строителей Республики Коми», членом которого является ООО «Подъмник».

Оценивая собранные по делу доказательства в совокупности, суд считает, что заявление ООО «Подъемник» подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.193-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявление ООО «Подъемник» удовлетворить.

Признать незаконным и отменить Предписание Государственной инспекции труда в Республике Коми Сыктывкарский отдел № ... от ** ** ** в отношении ООО «Подъемник».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Л.А.Батова

2-3887/2014 ~ М-2131/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО Подъемник
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Батова Лариса Александровна
Дело на странице суда
syktsud--komi.sudrf.ru
14.03.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.03.2014Передача материалов судье
19.03.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.03.2014Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
25.03.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.03.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.04.2014Предварительное судебное заседание
22.04.2014Предварительное судебное заседание
13.05.2014Судебное заседание
18.05.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.05.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее