Решение
Именем Российской Федерации
20 февраля 2024 года <адрес>
Магасский районный суд Республики Ингушетия в составе: председательствующего судьи Батхиева М.К.,
при секретаре Ахриевой Р.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурзабековой Л. Б. к Эстоевой Л. М.-Гиреевне о признании договора купли-продажи недвижимости недействительным в силу ничтожности,
установил:
На основании выписки из ЕГРП Мурзабекова Л.Б. являлась собственником квартиры площадью 71.0 кв.м.,этаж 7, кадастровый (или условный) №, адрес: Россия, <адрес>Б, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ между ней и Эстоевой Л.М-Г. был заключен договор купли-продажи недвижимости (далее – договор), согласно которому она продала, а ответчик купила объект недвижимости. Переход права собственности к ответчику на указанный объект недвижимости зарегистрирован в установленном законом порядке. Однако заключенный между ней и ответчиком договор является недействительным в силу ничтожности, поскольку заключенный договор не был направлен на возникновение правовых последствий, которые могли возникнуть при переходе права собственности на объект недвижимости. Она продолжает пользоваться спорным объектом недвижимости и проживать в нем, производит оплату коммунальных услуг, а также вносит плату за содержание и ремонт жилья, что свидетельствует о том, что договор был заключен без намерения произвести реальную передачу имущества, что противоречит правовой природе договора, в соответствии с которым продавец обязуется передать вещь (товар) в собственность покупателю, который обязуется принять этот товар. Просит признать вышеуказанный договор недействительным в силу ничтожности. Применить последствия недействительности сделки в виде возврата ей в собственность вышеуказанную квартиру, прекратив право собственности Эстоевой Л.М-Г.
Стороны надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела не явились.
Исследовав и изучив доказательства установлено следующее.
Статья 3 ГПК РФ наделяет гражданина правом на обращение в суд за защитой своих нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Исполнение обязательств по договорным отношениям, предусмотрено ст.308 ГК РФ.
Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ст. 420 ГК РФ).
В силу ст.450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон.
Согласно ч.1 ст.166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В силу ч.2 ст.166 ГК РФ требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
Установлено, что Мурзабекова Л.Б. являлась собственником квартиры площадью 71.0 кв.м.,этаж 7, кадастровый (или условный) №, адрес: Россия, <адрес>Б, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ между ней и ответчиком был заключен договор купли-продажи недвижимости, согласно которому истец продала, а ответчик купила объект недвижимости.
Истец в своем иске указывает, что заключенный между ней и ответчиком договор не был направлен на возникновение правовых последствий, которые могли возникнуть при переходе права собственности на объект недвижимости. Она продолжает пользоваться спорным объектом недвижимости и проживать в нем, производит оплату коммунальных услуг, а также вносит плату за содержание и ремонт жилья, что свидетельствует о том, что договор был заключен без намерения произвести реальную передачу имущества.
В соответствии с ч.1 ст.167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Согласно ч.1 ст.170 ГК РФ мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна.
Ответчиком суду не представлено доказательств в опровержение доводов истца, о том, что договор был заключен без намерения произвести реальную передачу имущества - квартиры площадью 71.0 кв.м.,этаж 7, кадастровый (или условный) №, расположенной по адресу: <адрес>, д.ЗБ, <адрес>.
При таких обстоятельствах, требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
решил:
Иск Мурзабековой Л. Б. к Эстоевой Л. М.-Гиреевне о признании договора купли-продажи недвижимости недействительным в силу ничтожности удовлетворить в полном объеме.
Признать недействительным договор купли-продажи недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Мурзабековой Л. Б. и Эстоевой Л. М.-Гиреевной, недействительным в силу ничтожности.
Применить последствия недействительности сделки в виде возврата Мурзабековой Л. Б. в собственность квартиру площадью 71.0 кв.м., этаж 7, кадастровый (или условный) №, адрес: Россия, <адрес>Б, <адрес>, прекратив право собственности Эстоевой Л. М.-Гиреевны.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий:
Копия верна. Судья