Дело № 2-1201/2014
Решение
именем Российской Федерации
город Няндома 09 декабря 2014 года
Няндомский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Макарова М.В.
при секретаре Яковлевой С.М.
с участием помощника прокурора Няндомского района Архангельской области Воронцова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Няндомского районного суда Архангельской области гражданское дело по иску прокурора Няндомского района в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Няндомская центральная районная больница» о возложении обязанности по организации утилизации медицинских органических отходов класса «Б» в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства,
установил:
прокурор Няндомского района Архангельской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Няндомская центральная районная больница» (далее ГБУЗ «Няндомская ЦРБ») о возложении обязанности по организации утилизации медицинских органических отходов класса «Б» в соответствии с требованиями СанПин 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врач РФ
от 09 декабря 2010 года №163 в срок до 01 июня 2015 года.
В обоснование иска указал, что прокуратурой проведена внеплановая проверка соблюдения ГБУЗ «Няндомская ЦРБ» требований, предъявляемых действующим законодательством к обращению с опасными медицинскими отходами. В ходе проверки выявлены нарушения: в результате деятельности ответчика образуются медицинские биологические отходы класса «Б», которые передаются для утилизации ИП Зайцеву Е.В., которым фактически захоронение органических отходов не производится., специальные могилы на специально отведенных участках кладбища на территории г. Няндома отсутствуют. Данные нарушения влекут нарушение конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В судебном заседании помощник прокурора Воронцов А.В. требования и доводы искового заявления полностью поддержал, пояснив, что сведений об устранении выявленных нарушений ко дню судебного заседания не имеется.
Представитель ответчика - главный врач ГБУЗ «Няндомская ЦРБ» Максимова Е.В., извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, представила в суд отзыв, в котором изложенные прокурором обстоятельства подтвердила, иск признала полностью, просила рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Третьи лица ИП Зайцев Е.В., представитель Плесецкого ТО Управления Роспотребнадзора по Архангельской области о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, представили в суд заявления, в которых просили рассмотреть дело без их участия.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Изучив требования и доводы искового заявления, заслушав мнение прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования законным и обоснованным в силу следующего.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно ч. 3 ст. 27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
Поскольку нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения затрагивает права интересы граждан, установить круг которых невозможно, прокурор вправе обратиться с данным иском в суд в защиту нарушенного права.
Согласно преамбуле Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», указанный Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии с положениями ст. 1 данного Федерального закона, безопасные условия для человека - это состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека.
Согласно ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду. Данные права предполагают необходимость осуществления комплекса мер, направленных на устранение причин ухудшения здоровья населения, предотвращение эпидемических заболеваний. Поэтому в силу п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
На основании ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обращением с отходами является деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Указанные вопросы урегулированы Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ).
В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению, захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами.
В силу п. 1 ст. 2, 10, 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
В соответствии с п. п. 1.2, 1.3, 10.2 - 10.4, 10.5 - 10.9 СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" настоящие санитарные правила устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур (далее - медицинские отходы), а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами.
Указанные санитарные правила предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с обращением с медицинскими отходами.
Судом установлено что ГБУЗ «Няндомская ЦРБ» осуществляет деятельность, в результате которой образуются медицинские отходы, в том числе класса опасности «Б». По итогам проверки прокуратуры Няндомского района Архангельской области соблюдения ответчиком требований, предъявляемых действующим законодательством к обращению с опасными медицинскими отходами, установлено, что организация работы данного юридического лица осуществляется с нарушением положений СанПиН 2.1.7.2790-10.
Указанные обстоятельства достоверно подтверждаются письменными материалами дела, исследованными судом, в том числе материалами прокурорской проверки, ответчиком и третьими лицами не оспариваются.
Пунктом 4.10, 4.18 СанПиН 2.1.7.2790-10 установлено, что отходы класса Б подлежат обязательному обеззараживанию (дезинфекции)/обезвреживанию. Выбор метода обеззараживания/обезвреживания определяется возможностями организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, и выполняется при разработке схемы обращения с медицинскими отходами.
В случае отсутствия в организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, участка по обеззараживанию/обезвреживанию отходов класса Б или централизованной системы обезвреживания медицинских отходов, принятой на административной территории, отходы класса Б обеззараживаются персоналом данной организации в местах их образования химическими/физическими методами.
Патологоанатомические и органические операционные отходы класса Б (органы, ткани и так далее) подлежат кремации (сжиганию) или захоронению на кладбищах в специальных могилах на специально отведенном участке кладбища в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Обеззараживание таких отходов не требуется.
Статья 10 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ предписывает гражданам выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Поскольку ответчиком были допущены нарушения требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды и обращения с отходами производства и потребления, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, суд приходит к выводу об удовлетворении иска и возложении на ГБУЗ «Няндомская ЦРБ» обязанности по организации утилизации медицинских органических отходов класса «Б» в соответствии с требованиями СанПин 2.1.7.2790-10.
Заявленный прокурором срок - до 01 июня 2015 года достаточен для устранения выявленных нарушений законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск прокурора Няндомского района в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Няндомская центральная районная больница» о возложении обязанности по организации утилизации медицинских органических отходов класса «Б» в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворить.
Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области «Няндомская центральная районная больница» в срок до 01 июня 2015 года организовать утилизацию медицинских органических отходов класса «Б» в соответствии с требованиями СанПин 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врач РФ от 09 декабря 2010 года №163.
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Няндомская центральная районная больница» в доход бюджета муниципального образования «Няндомский муниципальный район» государственную пошлину в размере 200 (Двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда через Няндомский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 15 декабря 2014 года.
Судья М.В.Макаров