Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4484/2023 ~ М-4094/2023 от 17.11.2023

Дело № 2-4484/2023

59RS0001-01-2023-005437-26

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 декабря 2023 года                            город Пермь

Дзержинский районный суд города Перми в составе:

председательствующего судьи Суворовой К.А.,

при секретаре судебного заседания Бурсиной В.В.

с участием представителя истца Костаревой М.А., представителя ответчика ФИО4, действующих на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костарева М.Л к АО «Пермский региональный оператор ТКО» об обязании совершить определённые действия,

УСТАНОВИЛ:

Истец Костарева М.Л обратилась в суд с иском к ответчику АО «Пермский региональный оператор ТКО» с требованием о признании услуги по сбору и утилизации ТКО по договору за период с Дата по настоящее время не оказанной, обязании освободить от оплаты услуг по сбору и утилизации ТКО за период с Дата до момента организации места накопления ТКО в соответствии с законодательством, прекращении начислений указанной платы, взыскании госпошлины 300 руб. В обоснование требований указано, что истец является собственником жилого дома, расположенного по адресу: Адрес, в период с Дата АО «ПРО ТКО» выставляет истцу счета за обращение с ТКО, но данная услуга не оказывалась в указанный период, считает начисления незаконными и необоснованными поскольку ближайшая для истца контейнерная площадка находится в 2400 м. от жилого дома, она неоднократно обращалась в надзорные органы с жалобами на действия АО «ПРО ТКО». Адрес, ИГЖН Адрес выявляли нарушения требований законодательства об обращении с ТКО. В адрес ответчика выносились представления о запрете начислений платы за вывоз ТКО. ИГЖН Адрес направлялось письмо о принятии мер по устранению нарушений к предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО, изменению размера платы за коммунальную услугу в жилом доме по адресу: Адрес Дата в Пермский районный суд направлено исковое заявление об обязании администрации Фроловского сельского поселения создать место для сбора твердых коммунальных отходов на Адрес в Адрес в срок до Дата. До настоящего времени место сбора мусора не организовано.

Истец в судебное заседание не явилась, направила в суд заявление, в котором просила дело рассмотреть без ее участия. Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, дополнила, что в настоящее время ничего не изменилось, в спорный период мусор оставался на участке у дома, сжигался, закапывался, вывозился родственниками в город, но куда выбрасывался, не знает, до ближайшего мусорного контейнера около 3 км., до него тротуара нет, нужно идти постоянно по трассе большого потока машин, тогда как истец находится в преклонном возрасте, за последний год мусор хранится на участке, поскольку его не много.

Представитель ответчика в судебном заседании на доводах письменных возражений настаивала, просила в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме, поскольку организаций мест сбора мусора занимается Фроловское сельское поселение, которое на обращения как ответчика, так и надзорных органов не реагирует.

Представитель третьего лица администрации Фроловского сельского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав стороны, считает иск подлежащим частичному удовлетворению исходя из следующего.

Судом установлено, что Костарева М.Л является собственником жилого дома по адресу: Адрес, ..., Адрес, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Между истцом и ответчиком сложились договорные отношения по поводу обращения с ТКО (лицевой счет открыт на имя ФИО5, начисление платы по обращению с ТКО производятся исходя из одного проживающего). Таким образом, ответчик является исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО для потребителей, проживающих в Фроловском с/п Адрес. Ответчик выставляет истцу платежные документы на оплату услуг по обращению с ТКО.

В силу пункта 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с ТКО.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила № 354). Согласно пункту 148 (22) Правил № 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и производить расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с ТКО и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО установлен Правилами обращения с ТКО, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 (далее – Правила № 1156).

Согласно ч. ч. 1 - 4 ст. 13.4 закона «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

В силу ч. ч. 1, 2 ст. 24.6 указанного закона сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).

В соответствии с ч. 2 ст. 24.7 закона "Об отходах производства и потребления" по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Согласно п. 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

В соответствии с п. 15 данных Правил потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 3.7.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 установлено, что мусоросборники необходимо размещать на расстоянии от окон до дверей жилых зданий не менее 20м., но не более 100м. от входных подъездов.

П. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88. "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", действующие в спорный период, предусматривает, что площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м.

Аналогичное положение содержится в п. 4 действующих "СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".

Коммунальная услуга по обращению с ТКО на территории Адрес осуществляется с января 2019 года децентрализованным способом.

На территории Адрес организовано 4 контейнерных площадки для сбора ТКО по адресам: Адрес; Адрес; Адрес; Адрес, (источники образования ТКО: Адрес многоквартирные Адрес, 3, 3а, 5, 7, 9, 11, 13, 15; Адрес, Новая, Адрес, планируемая контейнерная площадка, для домов Адрес, что подтверждается реестром мест (площадок) накопления ТКО на территории Фроловского территориального управления администрации Пермского муниципального округа.

Сторонами не оспаривается, что на территории, прилегающей к жилому дому, расположенному по адресу: Адрес, Фроловское с/п, Адрес, отсутствует контейнерная площадка для сбора бытовых отходов и мусора на расстоянии не более 100 м., при этом минимальное расстояние до места расположение ближайшей контейнерной площадки составляет 2 км. 380 метра.

Таким образом, вопреки доводам ответчика, суд приходит к выводу о том, что Костарева М.Л не является потребителем услуги по обращению с ТКО, поскольку ей, как собственнику жилого по адресу: Адрес, Фроловское с/п, Адрес, услуга по обращению с ТКО не оказывается, в связи с чем начисление платы за данную коммунальную услугу является нарушением подпункта «а», «г» пункта 148 (22) Правил N 354. Факт отсутствия в районе дома истца контейнерных площадок для сбора ТКО удовлетворяющих требованиям Правил подтверждается материалами дела и ответчиком не опровергнут. Факт реального оказания истице спорной услуги ответчиком не подтвержден и опровергается, в том числе, представленными стороной ответчика документами, относительно заявленных требований. А также подтверждается обращением истца в ИГЖН, согласно которого в настоящий момент контейнерная площадка по адресу: Адрес, Фроловское с/п, Адрес, (для жилых домов , 2, 4, 13 Адрес) не организована и запланирована только на 1квартал 2023 года. Таким образом, судом установлен факт ненадлежащего обращения с ТКО - отсутствие мест временного хранения ТБО, сбор и транспортирование ТБО, с учетом требований п. 2.2 СанПиН 2.Дата-19 до настоящего времени.

Довод ответчика о том, что истцом не представлено доказательств, опровергающих использование контейнерных площадок, расположенных вблизи её жилого дома либо подтверждающих самостоятельный вывоз и утилизацию отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства, противоречат положениям Закона о защите прав потребителей и п. 28 постановления Пленума ВС РФ N 17 от 28.06.2012 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", так как именно на ответчика, как на регионального оператора, являющегося исполнителем услуги, возложено бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение таких обязательств. Суду не представлено каких-либо доказательств использования истцом какого-либо контейнера вблизи её жилого дома в период с 01.10.2019 до настоящего времени.

Доводы о том, что удаленность расположения контейнерной площадки от жилого дома истца, не свидетельствует о том, что ответчик не оказывает соответствующей услуги истцу, так как обустройство контейнерных площадок и места их размещения отнесено к компетенции органов местного самоуправления, судом отклоняется. Действительно, обустройство контейнерных площадок и места их размещения относится к компетенции органов местного самоуправления, однако, ответчику достоверно было известно об отсутствии на территории, прилегающей к жилому дому истца контейнерной площадки для сбора ТБО на расстоянии не более 100 м. и осознавая отсутствие оказания истцу услуг по обращению с ТКО, производил начисление платы за данную услугу, что является нарушением подпункта «а», «г» пункта 148 (22) Правил N 354.

В силу положений ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд

                                                          РЕШИЛ:

Признать услугу по сбору и утилизации ТКО по договору в период с Дата по настоящее время не оказанной.

Обязать АО «Пермский региональный оператор ТКО» освободить Костарева М.Л от оплаты услуг по сбору и утилизации ТКО за период с 01.10.2019 и прекратить начислять указанную плату до момента организации мест накопления ТКО в соответствии с законодательством.

Взыскать с АО «Пермский региональный оператор ТКО» в пользу Костарева М.Л расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

           Решение в течение месяца может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.

...

....

Судья                                                                                   К.А. Суворова

2-4484/2023 ~ М-4094/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Костарева Марина Леонидовна
Ответчики
АО "ПРО ТКО"
Другие
администрация Фроловского сельского поселения
Суд
Дзержинский районный суд г. Перми
Судья
Суворова К.А.
Дело на странице суда
dzerjin--perm.sudrf.ru
17.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.11.2023Передача материалов судье
20.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.12.2023Судебное заседание
11.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.12.2023Дело оформлено
19.12.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее