Судья Сабирьянов Р.Я. дело №7п-118/2022
РЕШЕНИЕ
г.Йошкар-Ола 16 мая 2022 года
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Алимгулова К.В.,
при секретаре Цепелевой О.С.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл Булатовой С.И. на постановление судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 28 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Мустафаева Р. Р., <дата> года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, проживающего по адресу: <адрес> являющегося главным врачом Государственного бюджетного учреждения республики Марий Эл «Поликлиника №4 г.Йошкар-Олы», ранее к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не привлекавшегося,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 28 марта 2022 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении должностного лица Мустафаева Р.Р. прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл (далее – Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл) Булатова С.И. просит постановление судьи городского суда отменить, ссылаясь на его незаконность. Согласно доводам жалобы, в соответствии с должностной инструкцией главный врач Государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл «Поликлиника №4 г.Йошкар-Олы» (далее – ГБУ РМЭ «Поликлиника №4 г.Йошкар-Олы») осуществляет руководство деятельностью учреждения, принимает меры по обеспечению выполнения работниками учреждения своих должностных обязанностей, следовательно является должностным лицом. Мустафаевым Р.Р., как занимающим должность и.о. главного врача ГБУ РМЭ «Поликлиника №4 г.Йошкар-Олы», допущено нарушение требований пунктов 4.2,4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». Наличие приказа ГБУ РМЭ «Поликлиника №4 г.Йошкар-Олы» № 209/3-п от 5 октября 2020 года «О профилактике распространения COVID-19 при оказании медицинской помощи и предупреждения формирования внутрибольничных очагов в ГБУ РМЭ «Поликлиника №4 г.Йошкар-Олы» в соответствии с которым соблюдение мероприятий по фиксации информации о состоянии здоровья, термометрии, данных эпидемиологического анамнеза возложена на других не снимает ответственности с Мустафаева Р.Р., а напротив обязывает его осуществлять организационно-распорядительные функции и обеспечивать выполнение санитарного законодательства в учреждении, в том числе производить контроль за деятельностью сотрудников поликлиники, соблюдением ими утверждённых правил.
Выслушав объяснения представителей административного органа, поддержавших доводы жалобы, объяснения должностного лица Мустафаева Р.Р. и его защитника Кочева А.А., просивших оставить постановление городского судьи без изменения, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Частью 2 этой же статьи установлена административная ответственность за совершение тех же действий (бездействия), в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Как следует из материалов дела, основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Мустафаева Р.Р. послужили обстоятельства, выявленные должностными лицами Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл при проведении внеплановой выездной проверки в отношении ГБУ РМЭ «Поликлиника №4 г. Йошкар-Ола».
Так, в ходе внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица ГБУ РМЭ «Поликлиника №4 г. Йошкар-Ола» расположенного по адресу: Республика <адрес>, проведенной на основании распоряжения руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл от 2 декабря 2021 года в связи с регистрацией случаев новой коронавирусной инфекции (COVID-19) у сотрудников ГБУ РМЭ «Поликлиника №4 г. Йошкар-Ола» обнаружено не обеспечение соблюдение эпидемиологической тактики при COVID-19 (проведение профилактических (противоэпидемических) мероприятий), направленных на профилактику внутрибольничного инфицирования и недопущение формирования очагов COVID-19 в ГБУ РМЭ «Поликлиника №4 г. Йошкар-Ола», а именно 3 декабря 2021 года при рассмотрении Журнала термометрии сотрудников терапевтического отделения №2 ГБУ РМЭ «Поликлиника №4 г. Йошкар-Ола» установлено, что участковая медицинская сестра Смирнова И.А. с 29 ноября 2021 по 02 декабря 2021 года находилась на больничном, что подтверждается листком временной нетрудоспособности <№> от 29 ноября 2021 года, однако, выйдя 3 декабря 2021 года в первую смену (с 08 часов 00 минут до 13 часов 30 минут) года была допущена к исполнению своих должностных обязанностей без проведения термометрии и опроса на наличие признаков острых респираторных инфекций (ОРИ), что необходимо проводить в соответствии с пунктом 3.3.4 Методических рекомендаций 3.1.0209-20 «Рекомендации по организации противоэпидемического режима в медицинских организациях при оказании медицинской помощи населению в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными инфекциями и гриппом в условиях сохранения рисков инфицирования новой коронавирусной инфекцией (COVID-19)», что является нарушением пунктов 4.2, 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19), статьи 11 ФЗ от 30 марта 1999 г. №42-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Названное нарушение отражено в акте проверки 28 декабря 2021 года № 593.
В акте проверки от 28 декабря 2021 года № 593, составленном Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл по результатам проведенной проверки, указано на то, что не проведение у сотрудников ежедневной термометрии и опроса на наличие признаков острых респираторных инфекций (ОРИ) при входе в медицинское учреждение создает непосредственную угрозу внутрибольничного инфицирования пациентов и сотрудников, в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными инфекциями и гриппом в условиях сохранения рисков инфицирования новой коронавирусной инфекцией, что в дальнейшем приведет к формированию очага острых респираторных инфекций (гриппа, ОРВИ, ОРЗ и т.д.), включая инфекционных заболеваний COVID-19 в медицинской организации.
Приказом Министерства здравоохранения от 24 августа 2021 года № 662 ЛС Мустафаев P.P. назначен на должность и.о. главного врача ГБУ РМЭ «Поликлиника № 4 г. Йошкар-Ола».
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 24 февраля 2022 года в отношении должностного лица – главного врача ГБУ РМЭ «Поликлиника №4 г. Йошкар-Ола» Мустафаева Р.Р. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 №15.
Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно статье 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно пункту 3.3.4 Методических рекомендаций 3.1.0209-20 «Профилактика инфекционных болезней. Рекомендации по организации противоэпидемического режима в медицинских организациях при оказании медицинской помощи населению в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными инфекциями и гриппом в условиях сохранения рисков инфицирования новой коронавирусной инфекцией (COVID-19)» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 20 августа 2020 года), ежедневное проведение термометрии и опрос на наличие признаков ОРИ при входе в медицинскую организацию всех сотрудников (медицинских и не медицинских работников) с внесением результатов в журнал произвольной формы. Сотрудники с повышенной температурой тела, признаками ОРИ к работе не допускаются. Указанные сотрудники подлежат осмотру врачом и лабораторному обследованию методом ПЦР на SARS-CoV-2. При наличии в анамнезе перенесенного заболевания COVID-19 и подтвержденных лабораторно антител класса IgG, ПЦР исследование на COVID-19 не проводится.
В соответствии с пунктом 4.2 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) эпидемиологическая тактика при COVID-19 включает: принятие мер по всем звеньям эпидемического процесса: источник, пути передачи и восприимчивый организм (изоляция больных, прерывание путей передачи возбудителя, защита лиц, контактировавших с больным COVID-19, и лиц из групп риска); выявление больных, их своевременную изоляцию и госпитализацию; установление границ очага; максимальное ограничение контактов (при распространении инфекции); проведение мероприятий в эпидемических очагах; дезинфекцию; экстренную профилактику (профилактическое лечение) для лиц, контактировавших с больными COVID-19, и лиц из групп риска, проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям; профилактику внутрибольничного инфицирования и недопущение формирования очагов в медицинских организациях и организациях социального обслуживания; соблюдение больными, лицами с подозрением на COVID-19, в том числе находившимися в контакте с больными COVID-19, обязательного режима изоляции.
В соответствии с пунктом 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) мероприятиями, направленными на «разрыв» механизма передачи инфекции, являются: соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (в том числе мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров; выполнение требований биологической безопасности в медицинских организациях и лабораториях, проводящих исследования с потенциально инфицированным биологическим материалом; организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации; организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу; использование мер социального разобщения (временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли (за исключением торговли товаров первой необходимости), переход на удаленный режим работы, перевод на дистанционное обучение образовательных организаций; ограничение или отмена проведения массовых мероприятий (развлекательных, культурных, спортивных).
Прекращая производство по делу в отношении Мустафаева Р.Р. в связи с отсутствием состава административного правонарушения, судья городского суда указал, что Мустафаеву P.P. занимавшему должность и.о. главного врача ГБУ РМЭ «Поликлиника № 4 г. Йошкар-Ола», вменено нарушение пункта 2 должностной инструкции главного врача ГБУ РМЭ «Поликлиника № 4 г. Йошкар-Ола», в соответствии с которым главный врач учреждения осуществляет руководство деятельностью учреждения, принимает меры по обеспечению выполнения работниками учреждения своих должностных обязанностей. В постановлении, помимо прочего, отмечено, что Мустафаев Р.Р. не является субъектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ поскольку обязанность по обеспечению ежедневного проведения термометрии и опроса на наличие признаков ОРИ при входе поликлинику и внесение результатов в журнал произвольной формы возложено на иных должностных лиц - заведующих, старших медицинских сестер, начальников отделов структурных подразделении.
С таким выводом судьи городского суда нельзя согласиться, поскольку он сделан без учета всех обстоятельств данного дела и требований действующего законодательства по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная 4 ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
По смыслу статьи 26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Как пояснили представители административного органа в судебном заседании, должностному лицу Мустафаеву Р.Р. вменяется нарушение требований пункта 4.2 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», в части непринятия мер направленных на выявление больных, их своевременную изоляцию и госпитализацию, а также нарушение требований пункта 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в части не организации выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при входе на работу.
Ссылаясь на приказ ГБУ РМЭ «Поликлиника № 4 г. Йошкар-Олы» № 209/3-п от 05 октября 2020 года «О профилактике распространения COVID-19 при оказании медицинской помощи и предупреждения формирования внутрибольничных очагов в ГБУ РМЭ «Поликлиника № 4 г. Йошкар-Олы», которым обязанность по обеспечению ежедневного проведения термометрии и опроса на наличие признаков ОРИ при входе в медицинскую организацию всех сотрудников (медицинских и не медицинских работников) с внесением результатов в журнал произвольной формы возложены: на заведующих и старших медицинских сестер, начальников отделов структурных подразделении (п.2), судья городского суда пришел к выводу о том, что обязанность по обеспечению ежедневного проведения термометрии и опроса на наличие признаков ОРИ при входе поликлинику и внесение результатов в журнал произвольной формы возложено на иных должностных лиц. Между тем материалы дела не содержат сведений о том, что вышеперечисленные сотрудники медицинского учреждения являются должностными лицами, наделенными организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями.
Ссылка судьи на положения пункта 3.1 приказа ГБУ РМЭ «Поликлиника № 4 г. Йошкар-Олы» № 209/3-п от 05 октября 2020 года «О профилактике распространения COVID-19 при оказании медицинской помощи и предупреждения формирования внутрибольничных очагов в ГБУ РМЭ «Поликлиника № 4 г. Йошкар-Олы» в части возложения на главную медицинскую сестру Леухину Е.А. обязанности на входе в учреждение организовать пост для сбора первичного анамнеза и проведения бесконтактной термометрии тела с целью разграничения потоков пациентов, в данном случае несостоятельна, поскольку должностному лицу Мустафаеву Р.Р. вменяется не проведение у сотрудников ГБУ РМЭ «Поликлиника № 4 г. Йошкар-Олы» ежедневной термометрии и опроса на наличие признаков острых респираторных инфекций (ОРИ) при входе в медицинское учреждение.
При таких обстоятельствах вывод судьи городского суда об отсутствии в действиях Мустафаева Р.Р. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, сделан без полного и всестороннего исследования доказательств по делу по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, оценки норм действующего законодательства. Решение о прекращении производства по делу об административном правонарушении принято судьей преждевременно.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела судья городского суда не выполнил в полном объеме требования статей 24.1, 26.1,26.1 1 КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, что является существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
С учетом того, что установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не истек, решение судьи городского суда подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл.
Руководствуясь статьями 30.6-30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 28 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица Мустафаева Р. Р. отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица Мустафаева Р. Р. направить на новое рассмотрение в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл.
Судья К.В. Алимгулова