38RS0017-01-2023-000536-50
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 мая 2023 г. г. Нижнеудинск
Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Рычковой Н.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Усовой О.В., с участием прокурора Колдуновой Т.И., представителя третьего лица Баженова Я.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-519/2023 по иску Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «ВОСТСИБПРОМУГОЛЬ» о возложении обязанности актуализировать сведения об эксплуатируемых объектах,
УСТАНОВИЛ:
в обоснование заявленных исковых требований прокурор сослался на следующие обстоятельства. Нижнеудинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства об охране окружающей среды и природопользования в отношении общества с ограниченной ответственностью «ВОСТСИБПРОМУГОЛЬ» при эксплуатации объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду в виде производственной площадки, расположенной по адресу: <адрес обезличен>. Установлено, что ООО «ВОСТСИБПРОМУГОЛЬ» осуществляет хозяйственную деятельность на указанной территории, обозначенный земельный участок является составной частью для полосы отвода железной дороги. В соответствии с условиями договора субаренды от дата обезличена ОАО «РЖД» передало в субаренду часть земельного участка с кадастровым номером 37:37:0000000:3 в аренду ООО«ВОСТСИБПРОМУГОЛЬ», площадью <данные изъяты> кв.м., с адресом расположения: <адрес обезличен>. В его границах ответчик осуществляет подвоз, размещение, дробление и отгрузку каменного угля. Согласно сведениям регионального публичного реестра объектов негативного воздействия публичного портала ПТО УОНВОС информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» производственная площадка ООО «ВОСТСИБПРОМУГОЛЬ» по адресу: <адрес обезличен>, поставлена на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие не окружающую среду, объект НВОС введен в эксплуатацию дата обезличена, тип площадной, наименование и объем производственной продукции, реализуемого товара, оказываемой услуги: код ОКВЭД: 05 добыча каменного угля и виды работ для получения продукции, пригодной для сбыта. На производственной площадке ООО«ВОСТСИБПРОМУГОЛЬ» согласно информации, предоставленной на публичном портале ПТО УОНВОС эксплуатируется 57 стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В ходе проверки представитель предприятия дал пояснений о том, что ООО «ВОСТСИБПРОМУГОЛЬ» не эксплуатирует 57 источников, так как большая часть их них законсервирована, однако подтверждающие документы не представлены, осмотреть в ходе проверки все 57 источников не представилось возможным, поскольку практически все склады были закрыты, в связи с чем, отсутствовал доступ к ним. Учитывая вышеизложенное, сведения об объектах НВОС нуждаются в актуализации, в соответствии с ч.6 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами сведений: об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды; об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления. Данные обстоятельства подтверждаются материалами проверки, в том числе заключением специалиста Службы государственного экологического надзора <адрес обезличен>.
Нижнеудинский межрайонный прокурор просит суд обязать общество с ограниченной ответственностью «ВОСТСИБПРОМУГОЛЬ» устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды и природопользования путем актуализации сведений об эксплуатируемых объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду на территории производственной площадки по адресу: <адрес обезличен>, с последующим предоставлением актуальных сведений по эксплуатируемым объектам в уполномоченное ведомство в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор Колдунова Т.И. заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила требования удовлетворить в полном объеме, установив срок для исполнения решения в течение 18 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
В судебное заседание ответчик ООО «ВОСТСИБПРОМУГОЛЬ» в лице своего представителя не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, сведений об уважительных причинах неявки не представили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке заочного производства.
В судебном заседании представитель третьего лица ОАО «РЖД» по доверенности Баженов Я.О. с исковыми требованиями согласился, полагал их законными и подлежащими удовлетворению.
Заслушав прокурора, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии. Российская Федерация является правовым государством и, следовательно, обязана обеспечить гражданам охрану их прав и интересов, а также гарантировать эффективные способы восстановления этих прав, в том числе, путем судебной защиты. Конституция РФ (п. 1 ст. 46) каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод. Любой опасности прав граждан должно противопоставляться право на судебное обжалование, которое гарантирует проверку деятельности лиц, нарушивших это право или ставящих его под угрозу, и защиту от произвольного ограничения этого права.
В силу ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Вышеуказанные конституционные положения нашли свое развитие в Федеральном законе от дата обезличена № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон № 7-ФЗ).
Статьей 1 указанного Федерального закона предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со ст. 69 Закона № 7-ФЗ, государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора (п. 1).
Государственный учет объектов негативного воздействия на окружающую среду осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов (п. 3 ст. 69 Закона № 7-ФЗ).
В силу п. 1 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Порядок создания и ведения государственного учета установлен Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от номер обезличен (далее - Правила номер обезличен).
Основанием для включения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в государственный реестр является заявка, которая направляется в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией (п. 17 Правил номер обезличен).
По результатам рассмотрения заявки о постановке на государственный учет объектов юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю выдается свидетельство о постановке данного объекта на государственный учет или направляется уведомление с указанием причин отказа в постановке (п. п. 20, 25 Правил номер обезличен).
Согласно пункту 1 статьи 4.2 Закона № 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории; объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории; объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории; объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.
Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду соответствующей категории, осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены Постановлением Правительства РФ от дата обезличена номер обезличен (ред. от дата обезличена) «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».
В силу п. 6 ст. 69.2 Федерального закона от дата обезличена № 7-ФЗ, сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений:
о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;
об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.
При актуализации учетных сведений об объекте НВОС, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на таком объекте, выдается свидетельство об актуализации учетных сведений (п. 9).
Из искового заявления и пояснений прокурора в суде, следует, что Нижнеудинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства об охране окружающей среды и природопользования в отношении общества с ограниченной ответственностью «ВОСТСИБПРОМУГОЛЬ» при эксплуатации объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду в виде производственной площадки, расположенной по адресу: <адрес обезличен>, и установлено, что ООО «ВОСТСИБПРОМУГОЛЬ» осуществляет хозяйственную деятельность на указанной территории, обозначенный земельный участок является составной частью для полосы отвода железной дороги.
В соответствии с условиями договора субаренды от дата обезличена ОАО «РЖД» передало в субаренду часть земельного участка с кадастровым номером 37:37:0000000:3 в аренду ООО«ВОСТСИБПРОМУГОЛЬ», площадью 9497 кв.м., с адресом расположения: <адрес обезличен>. В его границах ответчик осуществляет подвоз, размещение, дробление и отгрузку каменного угля. Согласно сведениям регионального публичного реестра объектов негативного воздействия публичного портала ПТО УОНВОС информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» производственная площадка ООО «ВОСТСИБПРОМУГОЛЬ» по адресу: <адрес обезличен>, поставлена на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие не окружающую среду, объект НВОС введен в эксплуатацию дата обезличена, тип площадной, наименование и объем производственной продукции, реализуемого товара, оказываемой услуги: код ОКВЭД: 05 добыча каменного угля и виды работ для получения продукции, пригодной для сбыта.
На производственной площадке ООО «ВОСТСИБПРОМУГОЛЬ» согласно информации, предоставленной на публичном портале ПТО УОНВОС, эксплуатируется 57 стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В ходе проверки представитель предприятия дал пояснений о том, что ООО «ВОСТСИБПРОМУГОЛЬ» не эксплуатирует 57 источников, так как большая часть их них законсервирована, однако подтверждающие документы не представлены, осмотреть в ходе проверки все 57 источников не представилось возможным, поскольку практически все склады были закрыты.
В подтверждение вышеуказанных доводов прокурором представлены и судом исследованы: договор субаренды частей земельного участка от 15.09.2017 между ОАО «РЖД» (арендатор) и ООО «ВОСТСИБПРОМУГОЛЬ» (субарендатор), по условиям которого арендатор передает, а субарендатор принимает в аренду (во временное владение и пользование за плату) части земельного участка, общей площадью 9497 кв.м., расположенные по адресу: <адрес обезличен>;
договор аренды имущества от дата обезличена между ООО «Серена» (арендодатель) и ООО ««ВОСТСИБПРОМУГОЛЬ» (арендатор), по условиям которого арендодатель передает в аренду за плату во временное владение и пользование (в аренду), а арендатор принимает и обязуется оплачивать в соответствии с условиями настоящего договора недвижимое имущество и неотъемлемое движимое имущество (имущественный комплекс: производственно-складская база), указанное в Приложение номер обезличен. Имущество передается арендатору для производственных и складских нужд;
перечень передаваемого в аренду имущества (Приложение номер обезличен к договору аренды имущества от дата обезличена);
выписка из ЕГРЮЛ в отношении общества с ограниченной ответственностью «ВОСТСИБПРОМУГОЛЬ» (ОГРН <данные изъяты> по состоянию на дата обезличена;
заключение специалиста территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес обезличен> в <адрес обезличен> от дата обезличена номер обезличен;
уведомление ООО «ВОСТСИБПРОМУГОЛЬ» о проведении проверки с дата обезличена по дата обезличена на объекте НВОС (<адрес обезличен>) от дата обезличена;
заключение специалиста Службы государственного экологического надзора <адрес обезличен> от дата обезличена номер обезличен, составленное по результатам проверки на территории производственной территории ООО «ВОСТСИБПРОМУГОЛЬ», из которого следует, что в ходе проверки представитель ООО «ВОСТСИБПРОМУГОЛЬ» дал пояснения о том, что ООО «ВОСТСИБПРОМУГОЛЬ» не эксплуатирует 57 источников, так как большая часть их них законсервирована, однако подтверждающие документы не представлены, осмотреть в ходе проверки все 57 источников не представилось возможным, поскольку все склады закрыты, в связи с чем, доступ к ним отсутствовал.
Таким образом, судом установлено, что на ответчика, как на лицо, эксплуатирующее объект негативного воздействия, возложена обязанность по отслеживанию изменений характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды и своевременной регистрации в уполномоченных органах актуальных сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Данная обязанность ответчиком не исполнена. После внесения Нижнеудинским межрайонным прокурором в адрес ответчика представления от дата обезличена с требованием об устранении выявленных нарушений, ответчик продолжает бездействовать, своевременные меры по устранению нарушений природоохранного законодательства в части актуализации сведений об эксплуатируемых объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду на производственной территории по адресу: <адрес обезличен>, не предпринимает. Данное обстоятельство ответчиком не оспорено.
При этом следует отметить, что основания актуализации сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, указанные в части 6 статьи 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ, предполагают актуализацию сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, по инициативе самого юридического лица, осуществляющего хозяйственную деятельность.
Бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и получение информации о состоянии окружающей среды.
Руководствуясь вышеприведенными нормами права, приняв во внимание фактические обстоятельства дела, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности и взаимной связи, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска Нижнеудинского межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к ООО «ВОСТСИБПРОМУГОЛЬ» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды и природопользования путем актуализации сведений об эксплуатируемых объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду на производственной территории по адресу: <адрес обезличен>, с последующим предоставлением актуальных сведений по эксплуатируемым объектам в уполномоченное ведомство.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если судом на ответчика возлагается обязанность по совершению определенных действий, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Удовлетворяя исковые требования, суд считает возможным определить срок исполнения решения суда - в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, учитывая при этом разумность данного срока, объем необходимых для исполнения работ.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░», ░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░ 18 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░ ░░░░░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░. ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░