Гражданское дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
11 мая 2023 года <адрес>
Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Арсланалиева А.Х., при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан о взыскании субсидии на оплату части процентов по ипотечному кредиту на приобретение (строительства) жилья в <адрес> в размере 356 089 рублей, компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей и взыскании судебных расходов,-
установил:
представитель истца по доверенности ФИО4 обратилась в суд с указанным иском, мотивированным тем, что пакет документов был предоставлен истцом и зарегистрирован в Минстрое ДД.ММ.ГГГГ году в книге регистрации заявления граждан на предоставление бюджетной субсидии на уплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам.
Основанием для перечисления денежных средств согласно приказу является предоставление гражданином ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в Минстрой РД платежных документов, подтверждающих уплату кредита и за пользование им в соответствии с условиями договора, а также справки о сверке задолженности по финансовым обязательствам с кредитной или иной организацией, что также исполнено истцом.
ФИО2 заключил с Газпромбанк кредитный договор №-И от ДД.ММ.ГГГГ на покупку недвижимости, на предоставление целевого займа на сумму 2 350 000 рублей по ДД.ММ.ГГГГ включительно. Проценты за пользование кредитом составляют в размере 10,5% годовых.
Истцом с использованием средств указанного ипотечного кредита приобретена в собственность квартира общей площадью 66,9 кв. м., жилой площадью 37,9 кв. м., по адресу: РД, <адрес>, ул. 3. Космодемьянской, <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи квартиры с использованием кредитных средств от ДД.ММ.ГГГГ
ФИО2, включен в реестр лиц, имеющих право на получение бюджетной субсидии, утвержденный приказом Минстроя РД. Заявление о включении в список получателей бюджетной субсидии на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам, поданным 2015 г.
В соответствии с Положением о порядке и условиях предоставления гражданам субсидий на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам за пятилетний период (с 2015 по 2020 гг.) по предоставленной справке о суммах уплаченных платежей и счет исполнения обязательств по ипотечному кредиту ФИО2 начислены субсидии на оплату процентов в размере 356 989 рублей.
Таким образом согласно расчетам, произведенным Минстроем РД, размер бюджетной субсидии составляет 356 989 рублей.
Просит суд взыскать с Минстроя РД в пользу ФИО2, причитающуюся ему по подтвержденной государственной программе «Развития жилищного строительства РД», выплату бюджетной субсидии для компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту на приобретение (строительство) жилья в <адрес> в размере 356 989 рублей, компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей, судебные расходы, понесенные за оказание юридических услуг в размере 30 000 рублей и расходы, понесенные им на уплату государственной пошлины в размере 8 770 рублей.
Истец, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, направил своего представителя.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО4, поддержала требования, представила суду справку и выписку из банка по оплате кредита. Считает требования истца по применению срока исковой давности необоснованными, поскольку как требует закон, оплата ежеквартально не производилась ответчиком, с их стороны нарушения не допущены, они своевременно представляли ответчику сведения по кредиту. Ответчик свои обязательства всегда признавал, но ссылался на отсутствие финансовых средств. Расчет задолженности по субсидии в размере 356 089 рублей также произвели сотрудники ответчика.
Представитель ответчика по доверенности ФИО5, представил суду письменные возражения, в которых указал, что Заявление истца о предоставлении бюджетной субсидии на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам от ДД.ММ.ГГГГ в книге регистраций заявлений граждан значится под №.
Согласно документам, находящимся в учетном деле, ФИО2 не соблюдал ежеквартальность предоставления платежных документов в соответствии с требованиями пункта 18 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам субсидий на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам.
ФИО2 пропущен срок исковой давности.
Удовлетворение исковых требований ФИО2 может стереть грань социальной справедливости между очередниками, обратившихся с заявлением о предоставлении бюджетной субсидии на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам ранее истца и состоящих в списке получателей бюджетной субсидии.
Более того, удовлетворение требований истца ущемляет права других лиц, состоящих в списке получателей бюджетной субсидии, обратившихся за предоставлением бюджетных субсидий раньше истца.
С ДД.ММ.ГГГГ предоставление бюджетной субсидии осуществляется в порядке очередности по мере финансирования данной программы из республиканского бюджета Республики Дагестан.
В судебном заседании также указал, что просит суд применить сроки исковой давности. Ответчик не в состоянии обеспечить субсидиями всех, кто стоит у них в реестре, поскольку нет достаточного финансирования. На 2023 год нет вообще финансирования на эти цели. Не оспаривает, что ответчик стоит у них в реестре получателей субсидии, он не исключен и решение о приостановление выплаты не принималось. Указанный в иске размер задолженности не оспаривает, если он подсчитан их сотрудниками.
В судебном заседании представитель третьего лица Минфина РД ФИО6 просит суд отказать в иске, они свои обязательства выполнили, кроме 2023 года. Все предыдущие года деньги на эти цели ими выделялись. Также представила суду письменные возражения, в которых указала, что Постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № была утверждена Государственная программа Республики Дагестан «Развитие жилищного строительства в <адрес>».
Заказчиком и ответственным исполнителем Программы являлось Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, которая определяет основное содержание направлений и мероприятий Программы, их соответствие программным целям и задачам.
Участниками Программы являлись:
-Министерство промышленности, торговли и инвестиций Республики Дагестан;
-Министерство труда и социального развития Республики Дагестан;
- Министерство образования и науки Республики Дагестан.
Финансирование Программы осуществлялось за счет средств федерального бюджета РФ, республиканского бюджета РД, местных бюджетов, за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и из внебюджетных источников (средства населения).
Реализация Программы была рассчитана на период - с 2014 по 2015 год.
Действие Программы продлевалась на последующий период 2016-2022 годов.
Социальные выплаты на компенсацию части расходов по оплате процентов по ипотечному жилищному кредиту (займу) из республиканского бюджета было профинансировано:
- в 2015 г. - 42 187,50 тыс. рублей;
- в 2016 г. - 18 250,00 тыс. рублей;
- в 2017 г. - 20 000,00 тыс. рублей;
- в 2019 г. - 118 008,89 тыс. рублей;
- в 2020 г. - 10 000,00 тыс. рублей;
- в 2021 г. - 1 000,00 тыс. рублей;
Информацией, как и кому распределены указанные средства и почему истец не получил компенсацию задолженности по бюджетным субсидиям из выделенных средств, Министерство финансов РД не располагает.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.
Постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении государственной программы РД «Развитие жилищного строительства в <адрес>» утверждена программа «Оказание мер государственной поддержки отдельным категориям граждан», которая направлена на оказание мер государственной поддержки в улучшении жилищных условий отдельным категориям граждан, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
Мероприятия по предоставлению гражданам субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам, предоставленным с целью приобретения (строительства) жилого помещения на территории республики реализуется Минстроем РД.
В соответствии с приложением № к программе «Оказание мер государственной поддержки в улучшении жилищных условий отдельным категориям граждан» разработано Положение «О порядке и условиях предоставления гражданам субсидий на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам», согласно которому бюджетная субсидия предоставляется гражданам в случае получения ими ипотечного жилищного кредита для участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома на основании договора участия в долевом строительстве приобретения жилого помещения на первичного и вторичном рынках жилья; строительства индивидуального жилого дома и используется на компенсацию части расходов по уплате процентов по ипотечным жилищным кредитам, предоставленным с целью приобретения жилого помещения.
Бюджетная субсидия предоставляется гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях повышения доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения, в том числе с учетом качества жилищного обеспечения жильем отдельных категорий граждан, используется только на компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным жилищным кредитам, предоставленным с целью приобретения жилого помещения.
Согласно п. 16 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам субсидий на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам, утвержденного Постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ № бюджетная субсидия предоставляется гражданину ежеквартально в течении 5 лет пользования кредитом начиная с даты подачи заявления.
ФИО2 заключил с Газпромбанк кредитный договор №-И от ДД.ММ.ГГГГ на покупку недвижимости, на предоставление целевого займа на сумму 2 350 000 рублей по ДД.ММ.ГГГГ включительно. Проценты за пользование кредитом составляют в размере 10,5% годовых.
Истцом с использованием средств указанного ипотечного кредита приобретена в собственность квартира общей площадью 66,9 кв. м., жилой площадью 37,9 кв. м., по адресу: РД, <адрес>, ул. 3. Космодемьянской, <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи квартиры с использованием кредитных средств от ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании исследовано жилищно-ипотечное дело истца, которое представил ответчик.
ФИО2, включен в реестр лиц, имеющих право на получение бюджетной субсидии, утвержденный приказом Минстроя РД. Заявление о включении в список получателей бюджетной субсидии на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам, поданным 2015 г. С указанным обстоятельством не спорил также представитель ответчика.
В соответствии с Положением о порядке и условиях предоставления гражданам субсидий на оплату части процентов по ипотечным жилищным кредитам за пятилетний период (с 2015 по 2020 гг.) по предоставленной справке о суммах уплаченных платежей и счет исполнения обязательств по ипотечному кредиту ФИО2, ответчиком начислены субсидии на оплату процентов в размере 356 989 рублей.
Указанный размер субсидии не оспаривался стороной ответчика.
Как видно из представленных документов, ответчиком допущено нарушение предоставленного истцу права на получение указанной субсидии.
В тоже время, к рассматриваемым правоотношениям применять правила о сроках исковой давности нельзя в связи с тем, что между сторонами отсутствуют гражданско-правовые отношения. Заявленные истцом требования, носят социальный характер, а правоотношения регулируются специальными нормативно-правовыми актами, которые не предусматривают сроки исковой давности.
Кроме того, ответчик ссылается на то, что очередность выделения субсидии не дошла до ответчика, что, во-первых означает факт нахождения его в очереди ответчика, что говорит о признании ответчиком своей задолженности перед истцом, истец не исключен из списка получателей субсидии, во-вторых, в случае применения сроков исковой давности, позволило бы ответчику вообще никому не выплачивать указанную субсидию, ссылаясь на отсутствие денежных средств в течение трехлетнего периода.
Применение в рассматриваемом случае срока исковой давности, допустило бы возможность злоупотребления со стороны ответчика и неисполнения обязательства, установленного нормативно-правовыми актами.
В этой связи, требование о взыскании субсидии в размере 356 989 рублей подлежит удовлетворению.
В тоже время, заявленные требования носят имущественный характер, в связи с чем, на одном только основании нарушения выплаты субсидии, не может быть установлено причинение морального вреда. Получение такого вреда, истцом не доказано, в связи с чем, в удовлетворении требования о компенсации морального вреда следует отказать.
Помимо этого, истцом не доказаны расходы на оплату услуг представителя, что также является основанием для отказа в удовлетворении указанного требования.
С учетом удовлетворения имущественного требования, с ответчика в пользу истца следует взыскать компенсацию судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 8 870 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2, - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░2 ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░ ░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ 356 089 ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░2 ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 8 870 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░