Дело № 2-3824-15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Северодвинск 30 июня 2015 года
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Онищенко Л.А.,
при секретаре Ильиных Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Северодвинска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Северодвинск и Северодвинскому муниципальному унитарному предприятию «Здоровье» о возложении обязанности оборудования входа в помещение аптеки приспособлениями для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников) в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51261-99 «Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования» и Свода правил СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружения для маломобильных групп населения»,
установил:
заместитель прокурора города Северодвинска обратился в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации муниципального образования Северодвинск и Северодвинскому муниципальному унитарному предприятию «Здоровье» (далее - СМУП «Здоровье») о возложении обязанности оборудования входа в помещение аптеки приспособлениями для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников) в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51261-99 «Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования» и Свода правил СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружения для маломобильных групп населения».
В обоснование требований указал, что Администрация муниципального образования Северодвинск является собственником нежилого встроенного помещения - аптеки, площадью 143,5 кв.метров, расположенного на первом этаже по адресу: <адрес>. Распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Северодвинска от 30 июня 2010 года № 263, указанное помещение передано в хозяйственное ведение СМУП «Здоровье». В нарушение требований действующего законодательства вход в помещение аптеки не оборудован специальными средствами обеспечения беспрепятственного доступа для маломобильных групп населения. В связи с чем, просит суд обязать ответчиков в срок до 01.10.2015 года оборудовать вход в помещение аптеки, расположенное по адресу : <адрес> специальными средствами обеспечения беспрепятственного доступа для маломобильных групп населения (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак -проводников).
В судебном заседании помощник прокурора города Северодвинске Иванова Т.С. требования поддержала, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика - Администрации МО Северодвинск Важенина Д.А. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что поскольку здание аптеки передано в хозяйственное ведение СМУП «Здоровье», на него должна быть возложена обязанность по обустройству доступа в помещение маломобильных групп населения.
Представитель СМУП «Здоровье» в судебном заседании Попова О.Н. исковые требования признала, не оспаривала то обстоятельство, что вход в здание аптеки до настоящего времени не оборудован специальными средствами обеспечения беспрепятственного доступа для инвалидов, однако, пояснила, что для оборудования входа ответчику требуется срок не менее года, кроме того, здание аптеки не находится в собственности СМУП«Здоровье», поэтому, Администрация МО Северодвинск, как собственник помещения, наряду со СМУП «Здоровье» должна нести расходы по обустройству входа в помещение аптеки специальными средствами обеспечения беспрепятственного доступа для маломобильных групп населения.
Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой города Северодвинска 22 мая 2015 года проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой было установлено, что в здании, расположенном по адресу: город Северодвинск, Приморский бульвар, дом 24 расположена аптека, являющаяся объектом социального обслуживания населения, вход в которую не оборудован пандусом, позволяющим маломобильным группам населения, использующим кресла-коляски, беспрепятственно попадать в помещение аптеки.
Установлено, что собственником нежилого встроенного помещения - аптеки, площадью 143,5 кв.метров, расположенном на первом этаже по адресу: Архангельская <адрес> является Администрация МО Северодвинск.
Распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Северодвинска от 30 июня 2010 года № 263, указанное помещение передано в хозяйственное ведение СМУП «Здоровье».
Вход в здание аптеки не оборудован специальными средствами обеспечения беспрепятственного доступа для инвалидов, возможность установки пандуса, пригодного для беспрепятственного доступа инвалидов в помещение аптеки, использующих кресла-коляски имеется, что никем не оспаривается
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон), социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Согласно ч. 3 ст. 15 названного Закона государственные и муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляется в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней.
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней.
Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения заключается, в том числе, в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов.
Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года «384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (статьи 3, 8, 12, 15, 30).
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Приказом Ростехрегулирования от 01 июня 2010 года № 2079 свод правил «СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (СП 59.13330.2012)» включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»,
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах, в частности СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (приняты постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 г. N 73).
В соответствии с п. 1.5 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (принятых и введенных в действие с 01.09.2001 г. Постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 г. N 73) предусмотрено, что проектные решения объектов, доступных для инвалидов, не должны ограничивать условия жизнедеятельности других групп населения, а также эффективность эксплуатации здания.
В силу пунктов 3.9, 3.13, 3.14 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (принятых и введенных в действие с 01 сентября 2001 года Постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 года N 73) предусмотрено, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости другими средствами подъема, в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ 51261, дверные проемы, как правило, не должны иметь порогов и перепадов в высоте пола.
Согласно Постановлению Администрации Архангельской области № 434 от 28.11.1997г. «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры» в перечень объектов социальной инфраструктуры, расположенных на территории Архангельской области, подлежащих обязательной реконструкции, обеспечивающей беспрепятственный доступ для инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) входят аптеки.
Таким образом, суд приходит к выводу, что доводы истца о том, что вход в помещение аптеки, расположенной по адресу : <адрес> должен быть оборудован приспособлениями для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников ), основан на законе.
Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72, пункт "ж" ч. 1 Конституции РФ).
Органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (ст. ст. 2, 7, 18 и 19).
Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.
В силу ст. 6 Областного закона Архангельской области № 119-7-ОЗ от 29.11.2005г. «О социальной поддержке инвалидов в Архангельской области» объекты социальной инфраструктуры независимо от форм собственности оборудуются специальными средствами и приспособлениями, обеспечивающими свободный доступ к ним инвалидов.
Оборудование указанных объектов осуществляется за счет средств собственника.
Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации обязанность по оборудованию объектов социальной инфраструктуры специальными средствами и приспособлениями, обеспечивающими свободный доступ инвалидам, возлагает на собственников указанных объектов.
В силу ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).
Судом установлено, что нежилое встроенное помещение аптеки, площадью 143,5 кв.метров, расположенное на первом этаже по адресу: <адрес> находится в муниципальной собственности и администрация МО Северодвинск, как уполномоченный орган надлежащих мер по созданию условий для благоприятного доступа инвалидов в помещение аптеки не имеющего таких условий, не предприняла.
Судом установлено, что Распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Северодвинска от 30 июня 2010 года № 263, указанное помещение передано в хозяйственное ведение СМУП «Здоровье».
В соответствии со статьей 294 Гражданского кодекса РФ, государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ.
Представитель СМУП «Здоровье» в судебном заседании пояснила, что СМУП «Здоровье» является коммерческой организацией, осуществляет свою деятельность за счет собственной прибыли.
В настоящее время СМУП «Здоровье» проводятся работы по обследованию и составлению проектно – сметной документации по обустройству приспособлений для доступа маломобильных групп населения входа в аптеку, работы будут проведены до 01 сентября 2016 года.
Согласно позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 13.05.2010г. № 689-О-О, вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.
Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления; по своей природе она не является ни государственным полномочием, ни полномочием органов местного самоуправления.
Финансирование деятельности органов местного самоуправления, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов, однако, в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (статьи 1 и 7, пункт "ж" части 1 статьи 72, статья 133 Конституции Российской Федерации, часть 2 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; преамбула, часть третья статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Указанными нормами Закона не запрещается при выполнении органом местного самоуправления публичной обязанности по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения привлечение средств из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации, в рассматриваемом случае, денежных средств СМУП «Здоровье».
Таким образом, поскольку вышеуказанное здание аптеки не оборудовано специальными средствами обеспечения беспрепятственного доступа для инвалидов и других маломобильных групп населения, что не соответствует требованиям ст. 15 Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Своду правил СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", суд находит заявленные требования к Администрации муниципального образования Северодвинска и Северодвинскому муниципальному унитарному предприятию «Здоровье», обоснованными и подлежащим удовлетворению.
В связи с чем, суд удовлетворяет заявленные требования и возлагает на ответчиков обязанность оборудовать вход в помещение аптеки, расположенном на первом этаже здания, находящегося по адресу: Архангельская область, город Северодвинск, Приморский бульвар, дом № 24 помещение 20050, специальными средствами обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников), в соответствие с требованиями «Свода правил СНиП 35-01-2001», утвержденными Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 605.
Согласно ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В судебном заседании представитель ответчика СМУП «Здоровье» пояснила, что согласно требованиям ГОСТ Р 51261-99 «Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования» и Свода правил СНИП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружения для маломобильных групп населения», устанавливаются не только требования к специальным приспособлениям, но и требования по оборудованию входных площадок навесами, в связи с чем, необходимо проведение реконструкции здания и проведение наружных ремонтных работ, просила установить срок для исполнения решения суда до срок до 01 сентября 2016 года.
Прокурор, участвующий в деле, не возражал против установления срока исполнения решении суда до 01 сентября 2016 года.
На основании изложенного, суд возлагает на ответчиков обязанность оборудовать вход в помещение аптеки, расположенном на первом этаже здания, находящегося по адресу: <адрес>, специальными средствами обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников ), в соответствие с требованиями «Свода правил СНиП 35-01-2001», утвержденными Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 605 в срок до 01 сентября 2016 года.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования заместителя прокурора города Северодвинска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Северодвинск и Северодвинскому муниципальному унитарному предприятию «Здоровье» о возложении обязанности оборудования входа в помещение аптеки приспособлениями для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников) в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51261-99 «Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования» и Свода правил СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружения для маломобильных групп населения» удовлетворить.
Возложить на Администрацию муниципального образования Северодвинск и Северодвинское муниципальное унитарное предприятие «Здоровье» обязанность в срок до 01 сентября 2016 года оборудовать вход в помещение аптеки, расположенном на первом этаже здания, находящегося по адресу: <адрес>, приспособлениями для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников) в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51261-99 «Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования» и Свода правил СП59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружения для маломобильных групп населения».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде через Северодвинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья - председательствующий Л. А. Онищенко