РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Иркутск 27 января 2022 года
Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Луст О.В., при секретаре Тымцивой В.Я.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Кировского района г. Иркутска Люкшиной Е.Н., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-830/2022 по исковому заявлению прокурора Аларского района Иркутской области в интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО2 к Министерству здравоохранения Иркутской области об обязании обеспечить лекарственным препаратом,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Аларского района Иркутской области в интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением к Министерству здравоохранения Иркутской области об обязании обеспечить лекарственным препаратом.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что в прокуратуру Аларского района Иркутской области поступило обращение ФИО6, являющейся матерью ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., о длительном необеспечении ФИО2 лекарственным препаратом «Нитизинон», назначенным по жизненным показаниям. Согласно справке бюро медико-социальной экспертизы № несовершеннолетней ФИО2 присвоен статус ребенка-инвалида. Проведенной проверкой установлено, что в период с 21.09.2017 по 13.10.2017 ФИО2 находилась на стационарном лечении в отделении педиатрической гастроэнтерологии, гепатологии и диетологии ФГБУН ФИЦ «Питания и биотехнологий», ей установлен клинический диагноз: Тирозинемия 1 тип (код МКБ Е70.2). Цирроз печени (код МКБ К74.6). Дисфункция билиарного тракта на фоне деформации желчного пузыря. 28.02.2018 в ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр трансплантологии и искусственных органов имени академика В.И. Шумакова» Министерства здравоохранения РФ ФИО2 выполнено оперативное лечение: гепатэктомия, трансплантация ЛЛС печени от родственного донора (матери). В октябре 2020 г. врачами Российской детской клинической больницы (РДКБ ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. ФИО3) проведено обследование ФИО2 по поводу остеопении, множественных переломов, утраты навыков ходьбы, установлена некорректируемая гипофосфатемия 1,11-0,82 ммоль/л. Потери фосфора с мочой превышают реф.значения - фосфоркреатининовый коэффициент 8,7 ммоль/моль креат (норма 1,2-8), что свидетельствует о вторичной тубулопатии и требует назначения «Нитизинона» в малых дозах от 0,25 мг/кг до 0,4 под контролем фосфатурии, 23.10.2020 врачами данной больницы в соответствии с Порядком применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 09.08.2005 № 494, ФИО2 назначен препарат «Нитизинон» 0,25 мг/кг, 4 мг. в сутки (2 капс., по 2 мг. в день, 1 флакон 60 капсул по 2 мг. в месяц), годовая потребность 12 флаконов. 02.06.2021 в ходе консультации врача-нефролога ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр трансплантологии и искусственных органов имени академика В.И. Шумакова» Министерства здравоохранения РФ ФИО2 изменена дозировка препарата «Нитизинон» - 1 мг/кг/сут. в 2 приема, начать с 2 мг.*2р/сут (под контролем уровня тирозина в крови, сукцинилацетона в крови и моче при подборе дозы 1 р/мес.). 03.08.2021 врачом педиатром ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр трансплантологии и искусственных органов имени академика В.И. Шумакова» дозировка препарата «Нитизинон» увеличена до 8 мг/сут. Препарат «Нитизинон» включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р. В соответствии с п.9 ст.6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют дети-инвалиды. В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются, в том числе, социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей- инвалидов. Согласно справке УПФР в УОБО Иркутской области от 25.01.2021 № ФИО2 имеет право на получение набора социальных услуг. В соответствии с информацией Министерства здравоохранения Иркутской области лекарственный препарат «Нитизинон» не был включен в льготный перечень по федеральной программе ОНЛП в 2020 году и не закупался. С 01.01.2021 года лекарственный препарат Нитизинон включен в льготный Перечень в рамках федеральной программы ОНЛП. ФИО2 прикреплена для медицинского обслуживания к медицинской организации ОГБУЗ «Аларская районная больница», является федеральным льготополучателем. Данный ребенок включен в регистр по орфанным заболеваниям. Медицинские документы для обеспечения ФИО2 препаратом «Нитизинон» ОГБУЗ «Аларская районная больница» в 2021 году предоставлены в министерство здравоохранения области по федеральной программе ОНЛП. Министерством здравоохранения области направлялся запрос коммерческих предложений оптовым поставщикам для организации персонифицированного закупа лекарственного препарата Нитизинон 2 мг № капс., в количестве 7 упаковок. Дозировка была рекомендована на 2021 год 2 мг - 2 раза в сутки, 1 упаковка на месяц. Поскольку ответы от оптовых поставщиков не поступали, министерством была оформлена заявка на проведение электронного аукциона. 08.09.2021 Министерством здравоохранения области заключен государственный контракт № 714/106-оз/54-422гк/21 с ООО «Нордвестфарм» на поставку лекарственного препарата. Поставка лекарственного препарата Нитизинон ООО «Нордвестфарм» осуществлена с нарушением температурного режима, в связи с чем, 07.10.2021 логистическим оператором АО «ИООСАБ» отказано в приемке лекарственного препарата. Лекарственный препарат «Нитизинон» поставлен повторно 24.11.2021г. 08.12.2021 ФИО2 обеспечена лекарственным препаратом «Нитизинон» 2 мг № 60 капс., в количестве 3 упаковок, которых достаточно на 45 дней лечения (по 21.01.2022г.). На 2022 год данный лекарственный препарат включен в заявку ОГБУЗ «Аларская районная больница» в количестве 24 упаковок. На складе логистического оператора имеется в наличии 4 упаковки данного лекарственного препарата для ФИО2, который будет отгружен в 2022 году. В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323) к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья относится организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания. Согласно ч. 1 ст. 29 Федерального закона № 323-ФЗ организация охраны здоровья осуществляется, в том числе, путем обеспечения определенных категорий граждан РФ лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством РФ. Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ определяет Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Статья 13 данного закона предусматривает, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. В целях обеспечения конституционных прав граждан РФ на получение бесплатной медицинской помощи постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 № 2299 утверждена программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, предусматривающая обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения (раздел 2). В разделе 5 указанной программы, определяющем ее финансовое обеспечение, установлено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности; обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». В соответствии с данным Перечнем дети-инвалиды в бесплатном порядке по рецептам врачей обеспечиваются, в том числе, всеми лекарственными средствами и средствами медицинской реабилитации по медицинским показаниям. Таким образом, указанным Постановлением Правительства РФ закреплено право детей-инвалидов на обеспечение всеми необходимыми лекарственными средствами бесплатно. Пункт 5 ст. 10 Федерального закона № 323-ФЗ устанавливает право граждан на бесплатную медицинскую помощь в гарантированном объеме, которая предоставляется в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. Статьей 19 Федерального закона № 323-ФЗ предусмотрено право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. В силу пп. 1, 5, 7 п. 6 Положения о министерстве здравоохранения Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 16.07.2010 №174-пп, министерство осуществляет организацию обеспечения граждан лекарственными препаратами на территории Иркутской области и создает условия, обеспечивающие реализацию права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. ФИО2 обеспечена препаратом «Нитизинон» в количестве 3 упаковок, которых достаточно на 45 дней лечения (по 21.01.2022г.), включение ОГБУЗ Аларская районная больница в заявку на получение лекарственного препарата «Нитизинон» в количестве 24 упаковок не гарантирует его фактического получения, а прерывание лечения вследствие отсутствия данного лекарственного препарата может повлечь возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью ФИО2 Ответчиком в лице министерства здравоохранения как уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в сфере здравоохранения на территории Иркутской области, не в полном объеме приняты меры по бесплатному обеспечению ребенка-инвалида вышеуказанным препаратом, не принятие соответствующих мер ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетнего. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; охраны здоровья, включая медицинскую помощь. С учетом изложенного, прокурор обращается с настоящим исковым заявлением. В силу ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Учитывая характер и тяжесть заболевания ФИО2, а также то обстоятельство, что указанный выше лекарственный препарат является для нее жизненно необходимым и его отсутствие может привести к тяжёлым последствиям вплоть до летального исхода, полагают возможным ходатайствовать об обращении решения к немедленному исполнению.
Просит суд обязать Министерство здравоохранения Иркутской области обеспечить ФИО2, 26.04.2016 г.р., лекарственным препаратом «Нитизинон», в соответствии с рекомендациями врачей в необходимом количестве до отмены к применению данного препарата.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Кировского района г. Иркутска Люкшина Е.Н., действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.
В судебное заседание ответчик Министерство здравоохранения Иркутской области не явился, согласно заявлению, просил рассматривать дело в отсутствие своего представителя.
Суд, на основании ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие ответчика.
Выслушав пояснения участника процесса, изучив материалы гражданского дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом, с 19.11.2018г. инвалидность установлена до 27.03.2034г.
Прокурор Аларского района Иркутской области, действующий в интересах несовершеннолетнего ребенка-инвалида ФИО2, обращаясь с иском в суд, указывает на нарушение прав несовершеннолетнего ребёнка со стороны ответчика, так как он не обеспечен лекарственным препаратам необходимым ему по жизненным показаниям.
Конституцией Российской Федерации определено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2); каждый имеет право на жизнь (пункт 1 статьи 20); право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите; Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека (пункт 1 статьи 41).
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана в том числе на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абзац третий части 2 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").
В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (статья 10 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").
Из приведенных норм международного права, Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.
Статья 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) закрепляет основные принципы охраны здоровья, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
В соответствии со статьей 5 вышеназванного Федерального закона N 323-ФЗ мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Медицинская помощь обеспечивается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации (статья 10 Федерального закона N 323-ФЗ).
Частью 2 статьи 19 Федерального закона N 323-ФЗ предусмотрено, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно положениям статьи 37 Федерального закона N 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Порядок применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям определен Положением о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2005 г. N 494.
Статьей 44 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" регулируется оказание медицинской помощи гражданам, которым предоставляются государственные гарантии в виде обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания, в том числе гражданам, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями.
Редкими (орфанными) заболеваниями являются заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения (часть 1 статьи 44 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Перечень редких (орфанных) заболеваний формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети "Интернет" (часть 2 статьи 44 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, из числа заболеваний, указанных в части 2 статьи 44 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", утверждается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 44 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
В силу пунктов 1, 2 части 3 статьи 80 Федерального закона N 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020г. № 2299 (далее - Федеральная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).
Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
В разделе V Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи ("Финансовое обеспечение Программы") предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение граждан зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, а также обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.
Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение N 1). Согласно названному перечню право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан").
В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан" в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Согласно ст. 2 Закона Иркутской области от 05.03.2010г. № 4-ОЗ «Об отдельных вопросах здравоохранения в Иркутской области», Правительство Иркутской области в сфере здравоохранения обеспечивает разработку, утверждает и обеспечивает реализацию территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Постановлением Правительства Иркутской области от 27.12.2019г. № 1133-пп утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Иркутской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (далее - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).
Разделом 5 названной программы предусмотрено, что за счет средств областного бюджета осуществляется, в частности, обеспечения граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для медицинского применения для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности (за исключением гемолитико-уремического синдрома, юношеского артрита с системным началом, мукополисахаридоза I, II и VI типов).
Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и регионального законодательства Иркутской области в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в данном случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Иркутской области) зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, а также обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации детей-инвалидов всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются, в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 г. № 403 утвержден Порядок ведения федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента и перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности.
Из содержания письма Министерства здравоохранения РФ от 08.07.2013 N 21/6/10/2-4878 "О недопустимости отказа гражданам, страдающим редкими заболеваниями, в лекарственном обеспечении за счет средств субъектов РФ" следует, что Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями.
Судом установлено, что препарат «Нитизинон» включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019г. № 2406-р.
Заболевание, которым страдает ФИО2 включено в Перечень редких (орфанных) заболеваний, опубликованный на официальном сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации в сети "Интернет" (www.rosminzdrav.ru).
ФИО2 является ребенком-инвалидом и ей показано лечение лекарственным препаратом «Нитизинон» по жизненным показаниям, что подтверждается материалами дела и не оспорено ответчиком в ходе судебного разбирательства.
Вместе с тем, на день рассмотрения настоящего гражданского дела, ФИО2 обеспечена указанным лекарственным препаратом не в полном объеме.
Таким образом, с учётом представленных по делу доказательств, требований закона, суд приходит к выводу о том, что ФИО2, являющаяся ребенком-инвалидом, имеет право на обеспечение лекарственным препаратом «Нитизинон» по жизненным показаниям. Обязанность по обеспечению лекарственными препаратами, в силу указанных выше норм закона, возложена на Министерство здравоохранения Иркутской области.
При таких обстоятельствах, суд находит обоснованными требования истца об обязании Министерство здравоохранения Иркутской области обеспечить несовершеннолетнюю ФИО2 лекарственным препаратом, рекомендованным по жизненным показаниям на основании решения врачебной комиссии: «Нитизинон».
В соответствии с ч. 1 ст. 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что обращение решения к немедленному исполнению по основаниям, указанным в статье 212 ГПК РФ, возможно только по просьбе истца. В таких случаях выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.
Принимая во внимание, что ФИО2 имеет тяжелое орфанное жизнеугрожающее заболевание, при котором требуется постоянный приём лекарственных препаратов, суд приходит к выводу о том, что требования истца об обращении решения суда к немедленному исполнению, обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Аларского района Иркутской области в интересах несовершеннолетнего ребенка-инвалида ФИО2 – удовлетворить.
Обязать министерство здравоохранения Иркутской области обеспечить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственным препаратом «Нитизинон» в необходимом количестве в соответствии с рекомендациями врачей на весь период лечения до отмены данного препарата к применению.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г.Иркутска в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.
Судья О.В. Луст
Мотивированный текст решения изготовлен 07.02.2022г.
Судья О.В. Луст