№; УИД 03RS0№-08
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 июня 2024 года |
<адрес> Республики Башкортостан |
Октябрьский городской суд Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи |
Мулюковой Г.А. |
при секретаре |
Щуровой В.Р. |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> Республики Башкортостан, действующего в интересах Маликов Р.М. , к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан Городская больница № <адрес> Республики Башкортостан, Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, обществу с ограниченной ответственностью «Лаборатория гемодиализа» о признании бездействия незаконным, обязании обеспечить лекарственным препаратом,
УСТАНОВИЛ:
прокурор <адрес> Республики Башкортостан, действуя в интересах Маликов Р.М. , обратился в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан «Городская больница № <адрес> Республики Башкортостан» (далее по тексту ГБУЗ РБ Городская больница № <адрес>), Министерству здравоохранения Республики Башкортостан (далее по тексту Минздрав РБ), обществу с ограниченной ответственностью «Лаборатория гемодиализа» (далее по тексту ООО «Лаборатория гемодиализа») о признании бездействия незаконным, обязании обеспечить лекарственным препаратом.
В обоснование указано на то, что прокуратурой города по обращению Яворская Т.А. проведена проверка о ненадлежащем лекарственном обеспечении, по результатам которой установлен факт ненадлежащего обеспечения инвалида лекарственными препаратами №
В силу того, что Маликов Р.М. по жизненным показаниям нуждается в постоянном применении назначенными препаратами и медицинскими изделиями, учитывая возложенную законом на органы государственной власти обязанность по обеспечению лекарственными препаратами нуждающихся по жизненным показаниям в них, прокурорм с учетом уточненных требований в исковом заявлении поставлен вопрос:
-об обязании Министерства Здравоохранения Республики Башкортостан бесперебойно бесплатно обеспечивать Маликов Р.М. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственными препаратами «№
- об обязании ГБУЗ РБ Городская больница № <адрес> бесперебойно обеспечивать Маликов Р.М. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, рецептами на лекарственные препараты «№
- об обязании ООО «Лаборатория гемодиализа» бесперебойно обеспечивать Маликов Р.М. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, рецептами на лекарственные препараты железа, №
- о приведении решения в части бесперебойного бесплатного обеспечения Маликов Р.М. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственными препаратами №
Определением Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Государственное унитарное предприятие «Башфармация».
В судебном заседании старший помощник прокурора Хафизова А.К. уточненные исковые требования поддержала.
Маликов Р.М. в судебном заседании уточненные требования прокурора поддержал, пояснил суду, что получает лекарственные препараты и тест полоски с перебоями, в связи с чем вынужден приобретать их самостоятельно, поскольку все препараты необходимы ему по жизненным показаниям.
Представитель ответчика ГБУЗ РБ Городская больница № <адрес> Тюлис Т.Ю. требования прокурора не признала, ссылаясь на то, что рецепты пациентам с хронической болезнью почек С5 выписывает врач гемодиализного центра, а не государственной больницы. При этом, тест полосками Маликов Р.М. обеспечен до ДД.ММ.ГГГГ, рецепты на лекарственные препараты, связанные с сахарным диабетом надлежащим образом выдаются.
Представители Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, ООО «Лаборатория гемодиализа», ГУП «Башфармация в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в связи с чем суд в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
При этом ООО «Лаборатория гемодиализа» и Министерство здравоохранения Республики Башкортостан представили возражения на исковое заявление, в котором ставится вопрос об отказе в удовлетворении заявленных требований.
ООО «Лаборатория гемодиализа» указывает, что они своевременно и надлежащим образом выписывали рецепты на препараты «№.
Министерство здравоохранения Республики Башкортостан в возражении ссылается на то, что со стороны лечебного учреждения своевременных заявок на выделение необходимых препаратов не поступало, для обеспечения лекарственным препаратом необходимо соблюсти закупочную процедуру приобретения лекарственных препаратов.
Выслушав участвующих по делу лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации, провозглашая права и свободы человека высшей ценностью, признание, соблюдение и защита которых - обязанность государства (ст. 2), относит к числу конституционно защищаемых ценностей здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, гарантируя каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41); при этом регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находятся в ведении Российской Федерации (ст.71), а защита прав и свобод человека и гражданина, координация вопросов здравоохранения, социальная защита, включая социальное обеспечение, - в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст.72). По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации; по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ст.76).
Согласно ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья и др.
В силу ст.10 указанного закона, доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе: применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно ст.11 того же отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.
Статьей 19 данного закона, предусмотрено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно ст.37 закона, медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Пунктом 3 ст.80 данного закона установлено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
Согласно п.4 этой же статьи Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утверждается сроком на три года (на очередной финансовый год и на плановый период) Правительством Российской Федерации, которое ежегодно рассматривает представляемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти доклад о ее реализации.
В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливаются, в том числе: перечень форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно; перечень заболеваний и состояний, оказание, медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно; категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно (п.5 ст.80).
В соответствии со ст.26.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия, осуществляемые по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 21 п.2 ст.26.3 указанного закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми органами самостоятельно за счет средств бюджета Российской Федерации относится решение вопросов организации медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
В письме Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О недопустимости отказа гражданам, страдающим редкими заболеваниями, в лекарственном обеспечении за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации», указано, что стандарт медицинской помощи содержит усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения, в том числе медицинских услуг-, зарегистрированных па территории Российской Федерации лекарственных препаратов, медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания и иного исходя из особенностей заболевания (состояния), в связи с чем не является алгоритмом лечения конкретного заболевания (состояния) пациента, а служит инструментом для планирования объемов и стоимости медицинской помощи при формировании программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно ст. 6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе дети-инвалиды.
Статьей 6.2 указанного Закона предусмотрено, что в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Статьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите населения в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, устанавливает перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден перечь групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно, к которому отнесены лица, страдающие гематологическими заболеваниями, кроме того, предусмотрено, что лицам, страдающим диабетом, отпускаются по рецептам врача бесплатно все лекарственные средства, этиловый спирт (100 г в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики.
Указанным категориям граждан льготное лекарственное обеспечение предоставляется также за счет средств бюджета Республики Башкортостан в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении мер социальной поддержки отдельным группам и категориям граждан в части обеспечения лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения при оказании амбулаторно-поликлинической помощи».
Распоряжением Правительства Российской федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р утвержден перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.
К названному перечню отнесены:
- иглы инсулиновые (игла для автоинъектора, игла для подкожных инъекций/инфузий через порт);
-тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови(глюкоза ИВД, реагент);
- шприц-ручка (автоинъектор, используемый со сменным картриджем, механический);
- инфузионные наборы к инсулиновой помпе (набор для введния инсулина амбулаторный);
-резервуары к инсулиновой помпе (резервуар для амбулаторной инсулиновой инфузионной помпы).
Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый 2023 и 2024 годов установлено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Порядком назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, утвержденным приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н установлено, что назначение лекарственных препаратов для медицинского применения осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача, при оказании медицинской помощи в медицинских организациях.
Пунктом 14 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказами Минтруда России №н, Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н установлено, что при обращении гражданина в медицинскую организацию лечащий врач по результатам осмотра пациента назначает лекарственные препараты, оформляет рецепт на бумажном носителе за своей подписью и (или) с согласия пациента или его законного представителя рецепт в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника.
Как следует из иска, не оспаривается сторонами и подтверждается материалами дела, Маликов Р.М. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на диспансерном учете в ГБУЗ РБ «Городская больница № <адрес>» и в гемодиализном центре ООО «Лаборатория гемодиализа» с диагнозом: «Сахарный диабет 2 типа. Хронический уратный тубулоинтерстициальный нефрит с исходом в нефросклероз. Хроническая болезнь почек стадия С5 А2», имеет инвалидность 1 группы, в связи с чем нуждается в льготном обеспечении лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
Из представленных документов следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Маликов Р.М. находился на лечении в терапевтическом отделении ГБУЗ РБ «Городская больница № <адрес>». Из выписного эпикриза от ДД.ММ.ГГГГ следует, что после стационарного лечения Маликов Р.М. , 1959 года рождения, рекомендован прием лекарственных препаратов: «Галвус» 50 мг 1 таб. 2 раза в день, контроль уровня гликированного гемоглобина 1 раз в 3 месяца, статины «Аторвастатин» 40 мг вечером под контролем транссаминаз, липидного спектра, о.билирубина, «Лозартан» 100 мг. 1 табл. утром.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Маликов Р.М. находился на лечении в ГБУЗ РБ «Городская больница № <адрес>». Из выписного эпикриза от ДД.ММ.ГГГГ следует, что после стационарного лечения Маликов Р.М. , 1959 года рождения, рекомендован прием лекарственных препаратов: «Галвус» 50 мг 1 таб 2 раза в день, бета-блокаторы (Бисопролол) 2,5 мг утром, статины «Аторвастатин» 40 мг вечером, «Лозартан» 100 мг. 1 табл.утром.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Маликов Р.М. находился на лечении в терапевтическом отделении ГБУЗ РБ «Городская больница № <адрес>». Из выписного эпикриза от ДД.ММ.ГГГГ следует, что после стационарного лечения Маликов Р.М. , №
При этом, пациентам, находящимся на программном гемодиализе, лекарственные препараты железа, «Кетоаналоги аминокислот (Кетостерил), Эпоэтин Альфа» (Эральфон), Севеламер (Селамерекс) и «Альфакальцидол» заявляются и выписываются врачом гемодиализного центра.
Пациентам с диагнозом «Сахарный диабет», лекарственные препараты и медицинские изделия заявляются заявляются и выписываются врачом ГБУЗ РБ «Городская больница № <адрес>».
Из представленной ГБУЗ РБ Городская больница № <адрес> информации следует, что Маликов Р.М. состоит на диспансерном учете у врача терапевта в ГБУЗ РБ ГБ № <адрес> с диагнозом «Сахарный диабет 2 типа. Диабетический гломерулосклероз», является инвали<адрес> группы с ДД.ММ.ГГГГ. В 2024 году Маликов Р.М. обеспечен лекарственны препаратом «Галвус» в полном объеме до ДД.ММ.ГГГГ, тест-полосками до ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время рецепты на препараты «Лазортан», бета-блокаторы (Бисопролол), статины «Аторвастатин» стоят на отсроченном обслуживании. Заявка на данные препараты своевременно направляется, рецепты выписываются.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что несмотря на назначение в 2023 году Маликов Р.М. лекарственных препаратов «Лазортан», бета-блокаторы (Бисопролол), статины «Аторвастатин», он не своевременно и не в полном объеме обеспечен указанными препаратами, а также тест полосками.
По сведениям ООО «Лаборатория гемодиализа» на основании данных ежемесячных лабораторных исследований по показаниям, и, руководствуясь клиническими рекомендациями «Хроническая болезнь почек» (ХБП) от 2021 года, разработанными ассоциацией нефрологов, лечащий врач-нефролог назначает лекарственную терапию и выписывает рецепты на соответствующие препараты для коррекции анемии, фосфорно-кальцевых нарушений, восполнения дефицита аминокислот и микроэлементов при почечной недостаточности.
Из выписной карты диализного пациента от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Маликов Р.М. назначены лекарственные препараты железа гидроксид сахарозный комплекс амп.5 мл. 20мг/мл № раз в неделю, Эпоэтин Альфа» (Эральфон) раствор для инъекций 2500 ед раз в неделю, «Севеламер» (Селамерекс) 800 мг № таб п/о ежедневно внутрь дозировкой 2400мг.
Согласно выписке из сведений о потребности в лекарственных препаратах по отделению в <адрес>, представленной ООО «Лаборатория гемодиализа» за период с января 2023 года по март 2024 года, Маликов Р.М. выписаны рецепты на бесплатное получение препаратов железа, «<данные изъяты>
Вместе с тем, в судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что несмотря на назначение в 2023 году Маликов Р.М. лекарственных препаратов железа, «Кетоаналоги аминокислот» (Кетостерил), «Севеламер» «Эпоэтин Альфа» (Эральфон) и «Альфакальцидол», он не своевременно и не в полном объеме обеспечен указанными препаратами.
В связи с чем, создана угроза причинения вреда здоровью пациента, нуждающемуся в постоянном обеспечении по рецептам указанными лекарственными средствами.
В судебном заседании на основании отзыва гемодиализного центра установлено, что ООО «Лаборатория гемодиализа» ежемесячно направляет персональные сведения о потребности в лекарственных препаратах в Минздрав РБ в электронном виде. Обеспечение лекарственными препаратами по выписанным рецептам в <адрес> осуществляется <адрес>ной аптекой №-Филиала ГУП «Башфармация» РБ и не входит в обязанности ООО «Лаборатория гемодиализа».
Из ответа ГУП «Башфармация» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что рецепты на лекарственные препараты бета-блокаторы (Бисопролол), статины «Аторвастатин» и «Периндоприл», выписанные Маликов Р.М. , по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ находятся на отсроченном обеспечении.
В соответствии с Порядком организации предоставления мер социальной поддержки за счет средств бюджета Республики Башкортостан отдельным группам и категориям граждан в части обеспечения лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения по рецептам врачей при оказании амбулаторно-поликлинической помощи, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №, отсутствие лекарственных препаратов и медицинских изделий в аптеке не является основанием для отказа в выдаче рецепта пациенту.
Однако истец, имеющий право на бесплатное получение лекарственных препаратов и медицинских изделий, в нарушение указанных выше требований закона, несвоевременно и не в полном объеме обеспечивается жизненно необходимым для нее лекарственными препаратами, чем создана угроза причинения вреда ее здоровью, поскольку истец нуждается в постоянном обеспечении по рецепту указанными препаратами и медицинскими изделиями.
В нарушение п.ДД.ММ.ГГГГ Регламента взаимодействия участников реализации программ льготного лекарственного обеспечения на территории Республики Башкортостан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №-Д, предписывающего медицинской организации при изменении потребности в лекарственных препаратах для ОНЛП, РЛО по истечении срока, установленного в п. ДД.ММ.ГГГГ Регламента, обратиться в Министерство здравоохранения Республики Башкортостан для изменения потребности в лекарственных препаратах, соответствующая информация в министерство не направлялась, иные меры для бесперебойного обеспечения истца медицинским препаратом лечебным учреждением не принимались.
Согласно п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» Правительство Российской федерации постановило органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
- осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры;
- своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
В силу требований п. 3.24., 4.1. Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №, Министерство здравоохранения республики формирует заявку на получение бюджетных средств на очередной финансовый год, осуществляет в установленном порядке экономический анализ и финансирование деятельности организаций, находящихся в ведении Министерства, объектов капитального строительства для нужд здравоохранения, а также финансирование мероприятий, проводимых в сфере здравоохранения; организовывает обеспечение населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам, и др.
Таким образом, на Министерство здравоохранения Республики Башкортостан возложена обязанность по бесплатному обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными препаратами в соответствии с медицинскими показаниями.
В своем письменном возражении Министерство здравоохранения Республики Башкортостан, ссылаясь на регламент, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №-Д, указывает на то, что ведомство не бездействует, а принимает все возможные меры для обеспечения Маликов Р.М. лекарственными препаратами с учётом соблюдения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Из названного ответа также следует, что заявка на приобретение данных препаратов для Маликов Р.М. от медицинской организации в Министерство здравоохранения Республики Башкортостан не поступала, рецепты на 2024 год на препараты не выписывались.
Согласно п. 1.1 положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №, Министерство здравоохранения Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции государственную политику в сфере здравоохранения на территории Республики Башкортостан.
Пунктом 2.1 указанного Положения предусмотрено, что основными задачами Министерства являются разработка и реализация мер по развитию здравоохранения, организации оказания медицинской помощи населению и его лекарственного обеспечения.
Таким образом, обеспечение лекарственными препаратами возложено на Министерство здравоохранения Республики Башкортостан.
В силу изложенного, суд приходит к выводу о неправомерности действий Министерства здравоохранения Республики Башкортостан по необеспечению жизненно необходимым медицинским препаратом постоянного применения «Лозартан», бета-блокаторы (Бисопролол), препараты железа, статины «Аторвастатин», Кетоаналоги аминокислот (Кетостерил), Эпоэтин Альфа» (Эральфон), Севеламер (Селамерекс) и «Альфакальцидол», а также тест полосками для определения содержания глюкозы в крови и возложении на него обязанности по обеспечению инвалида названным препаратом до момента отсутствия показаний к их применению.
Учитывая то, что прерывание применения лекарственных препаратов чревато для здоровья Маликов Р.М. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, суд полагает возможным обратить настоящее решение в части обеспечения инвалида медицинскими препаратами постоянного применения «Лозартан», бета-блокаторы (Бисопролол), препараты железа, статины «Аторвастатин», Кетоаналоги аминокислот (Кетостерил), Эпоэтин Альфа» (Эральфон), Севеламер (Селамерекс) и «Альфакальцидол», а также тест полосками для определения содержания глюкозы в крови к немедленному исполнению.
Требования в части возложения обязанности по обеспечению Маликов Р.М. лекарственным препаратом «Галвус» являются несостоятельными, поскольку данным препаратом пациент обеспечен в полном объеме до 2025 года.
Оснований для удовлетворения требований прокурора в отношении ГБУЗ Республики Башкортостан «Городская больница № <адрес>», суд не усматривает, поскольку лечебное учреждение регулярно производила выписку рецептов на лекарственные препараты и медицинские изделия в электронном виде, поскольку знало о нуждаемости страдающего социально значимым заболеванием гражданина в бесплатном обеспечении лекарственным препаратом.
Требования прокурора в части признания бездействия ООО «Лаборатория гемодиализа», выразившееся в ненадлежащем обеспечении Маликов Р.М. лекарственными препаратами железа, Кетоаналоги аминокислот (Кетостерил), Эпоэтин Альфа» (Эральфон), Севеламер (Селамерекс) и «Альфакальцидол» также не находят своего подтверждения, поскольку учитывая, что рецепты на бесплатное получение лекарственных препаратов за период с января 2023 года по март 2024 года выписаны центром гемодиализа, персонифицированные сведения о потребности Маликов Р.М. в лекарственных препаратах направлены в Минздрав РБ, угроза нарушения прав Маликов Р.М. отсутствует.
При таких обстоятельствах, требования прокурора в данной части удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования прокурора <адрес> Республики Башкортостан (№), действующего в интересах Маликов Р.М. , к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан (ИНН № Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан Городская больница № <адрес> (ИНН №), обществу с ограниченной ответственностью «Лаборатория гемодиализа» (ИНН № о признании бездействия незаконным, обязании обеспечить лекарственным препаратом удовлетворить частично.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан бесперебойно бесплатно обеспечивать Маликов Р.М. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственными препаратами железа, «<данные изъяты>
Решение суда в части бесперебойного бесплатного обеспечения Маликов Р.М. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственными препаратами железа, «Лозартан», бета-блокаторы (Бисопролол), статины «<данные изъяты>
В удовлетворении исковых требований, заявленных к Министерству Здравоохранения Республики Башкортостан в части обязании обеспечить Маликов Р.М. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственным препаратом «Галвус» - отказать.
В удовлетворении исковых требований, заявленных к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан Городская больница № <адрес> Республики Башкортостан, обществу с ограниченной ответственностью «Лаборатория гемодиализа» - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Октябрьский городской суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий судья подпись Г.А. Мулюкова
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ
Подлинный судебный акт подшит в деле (материале) №
№