УИД № 10RS0010-01-2022-001365-73
Дело № 5-428/2022
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 сентября 2022 года город Олонец
Судья Олонецкого районного суда Республики Карелия Алеева А.В., изучив постановление заместителя прокурора Олонецкого района Республики Карелия К.П.А. от хх.хх.хх г. о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.3.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении Л.Н.В., (данные скрыты),
установил:
заместителем прокурора Олонецкого района Республики Карелия К.П.А. на рассмотрение судьи Олонецкого районного суда Республики Карелия в порядке ст. 23.1 КоАП РФ направлено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.3.2 КоАП РФ, в отношении Л.Н.В.
Изучив материалы дела, судья приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 20.3.2 КоАП РФ публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей. Согласно ч. 2 указанной статьи те же действия, совершенные с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»), влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Из постановления заместителя прокурора следует, что хх.хх.хх г. старшим оперуполномоченным Отделения в городе Олонце .... Н.Д.С. в ходе осуществления мониторинга сети Интернет, социальной сети «Вконтакте», на стене личной страницы .... пользователя «Л.Н.В.» выявлены факты размещения информации, содержащей призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации. По сетевому адресу .... пользователем «Л.Н.В.» на «стене» размещена запись: «....». В результате действий Л.Н.В., разместившей в открытом доступе вышеуказанный текст в социальной сети «Вконтакте», направленный на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, данная информация стала доступна для просмотра неограниченному кругу лиц, являющимся пользователями указанной социальной сети. Указанные действия Л.Н.В. заместителем прокурора квалифицированы по ч. 1 ст. 20.3.2 КоАП РФ.
Между тем, материалы дела и само постановление не содержат данных о том, что Л.Н.В. каким-либо иным способом, кроме обозначенной сети «Интернет», осуществляла публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, которые и послужили основанием для квалификации действий Л.Н.В. именно по части 1 статьи 20.3.2 КоАП РФ.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 (ред. от 23.12.2021) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Поскольку санкция ч. 2 ст. 20.3.2 КоАП РФ предусматривает более строгое наказание по сравнению с административным наказанием, предусмотренным санкцией ч. 1 ст. 20.3.2 КоАП РФ, переквалификация судом действий Л.Н.В. в данном случае невозможна, так как повлечет ухудшение её положения, что недопустимо.
Кроме того, в силу ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если оно извещено в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня его составления.
Из материалов дела следует, что постановление от хх.хх.хх г. о возбуждении производства по делу об административном правонарушении было составлено в отсутствие Л.Н.В., которая была надлежащим образом извещена о месте и дате и времени его составления. хх.хх.хх г. копия указанного постановления заказным почтовым отправлением направлена Л.Н.В. Вместе с тем, материалы дела не содержат сведений о получении (либо уклонении от получения корреспонденции) Л.Н.В. копии указанного постановления.
Пунктом 3 ст. 29.1 КоАП РФ установлено, что судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняет, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ и правовой позиции, выраженной в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.
Указанные выше недостатки являются существенными в силу установленных процессуальных требований КоАП РФ и препятствуют рассмотрению дела по существу, принятию законного, обоснованного и мотивированного решения.
С учетом изложенного, судья приходит к выводу, что постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении и другие материалы в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ подлежат возвращению в прокуратуру Олонецкого района Республики Карелия для устранения указанных недостатков в установленный КоАП РФ срок.
Руководствуясь статьями 22.1, 23.1, 29.1, п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, судья
определил:
возвратить постановление заместителя прокурора Олонецкого района Республики Карелия К.П.А. от хх.хх.хх г. о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.3.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Л.Н.В. в прокуратуру Олонецкого района Республики Карелия со всеми материалами дела для устранения препятствий его рассмотрения судом.
Определение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии в Верховный Суд Республики Карелия через Олонецкий районный суд Республики Карелия.
Судья А.В. Алеева