Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-866/2021 ~ М-757/2021 от 09.03.2021

                         

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 апреля 2021 года                                        <адрес>

    Сунженский районный суд Республики Ингушетия в составе председательствующего Ярыгина Л.И.,

при секретарях судебного заседания ФИО2, ФИО3, с участием истца ФИО1, и его представителя – ФИО4, в порядке статьи 53 ГПК РФ, представителя ответчика Министерства образования и науки РИ – ФИО5 действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству образования и науки Республики Ингушетия о предоставлении благоустроенного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Министерству образования и науки Республики Ингушетия о предоставлении благоустроенного жилого помещения.

    Из искового заявления следует, что истец является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приказом Министерства образования РИ он включен в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от ДД.ММ.ГГГГ , которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В соответствии с предоставленными правами ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Министерство образования и науки Республики Ингушетия с заявлением о предоставлении ему благоустроенного жилого помещения по договору специализированного найма. Однако до настоящего времени указанным жилым помещением он не обеспечен, в связи с чем, нарушены его права и законные интересы. До настоящего времени жилым помещением по договору специализированного найма он не обеспечен. Решения по данному вопросу не вынесено. Просит обязать Министерство образования и науки РИ во внеочередном порядке вынести решение о предоставлении ему благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

    В судебном заседании истец и его представитель – ФИО4 поддержали исковые требования и просили их удовлетворить.

    Представитель Министерство образования и науки РИ ФИО5 в судебном заседании пояснил, что действительно истец состоит в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и факт того, что ему нужно предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения они не оспаривают, однако с данной списке истец состоит под порядковым номером «713», следовательно предоставление ему жилья возможно только в порядке очередности.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы истца, его представителя и ответчика, изучив представленные доказательства, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38).

Забота о детях, по смыслу части 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации, предполагает, что ущемление прав ребенка, создание ему немотивированного жизненного дискомфорта несовместимы с самой природой отношений, исторически сложившихся и обеспечивающих выживание и развитие человека как биологического вида.

Исходя из положений Конституции Российской Федерации, служащих основой конституционно-правовых отношений, содержанием которых являются в том числе права детей, Российская Федерация призвана создавать условия, обеспечивающие детям достойную жизнь и свободное развитие, и гарантировать реализацию их прав, в частности права на жилище, с учетом положений международно-правовых актов, являющихся в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

В соответствии со статьей 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

На основании ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Как установлено статьей 109.1. (часть 1) Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. Федерального закона № 15-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ) (далее - Федеральный закон) детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Вышеназванные положения федерального закона закреплены в ст. 2 Закона Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N 31-P3 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и в Постановлении Правительства Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N 164 "О некоторых вопросах предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

В ст. 2 Постановления Правительства Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N 164 "О некоторых вопросах предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" отмечено, что жилые помещения предоставляются гражданам по достижении ими 18 лет, а также в случае их полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Важно отметить позицию Верховного Суда РФ, касающуюся сроков предоставления жилья и очередности его предоставления.

Так, из определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ по делу -АПГ14-8 следует: "По смыслу закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу немедленно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Иные случаи предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее достижения ими возраста 18 лет могут быть установлены в законодательстве субъекта Российской Федерации. Таким образом, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств. Из содержания оспариваемых прокурором норм следует, что <адрес> фактически установлена очередность предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда, закреплены критерии такой очередности - исходя из даты включения указанных лиц в список, введено понятие "следующий по списку гражданин", что противоречит федеральному законодательству и снижает уровень правовых гарантий, закрепленных Российской Федерацией. Такое правое регулирование наделяет уполномоченной орган легальными основаниями для отказа в немедленном предоставлении жилых помещений гражданам, приобретшим на то право".

Аналогичные суждения были закреплены ранее и в определении судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ по делу -АПГ13-8.

Из правовых позиций, изложенных в определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ по делу -КГПР 14-7 следует в частности: "Ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного закона не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан. Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью".

Аналогичные позиции были закреплены ранее и в определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ по делу -КГ14-2.

В декабре 2020 <адрес> Верховного Суда РФ утвердил Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа таких детей, жилыми помещениями. Обзор содержит 15 правовых позиций по делам, рассмотренным в 2018-2020 гг.

В п. 5 обзора указано, что по общему правилу специализированные жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении 18 лет. Предоставление жилья указанным лицам ранее данного возраста допустимо в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, а также в случаях, предусмотренных законодательством субъектов Федерации (Определение от ДД.ММ.ГГГГ -КГ19-3).

В п. 8 обзора указано, что обязанность органа исполнительной власти субъекта Федерации по предоставлению специализированных жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа не зависит от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, а также от соблюдения порядка очередности лиц равной категории (Определение ВС от ДД.ММ.ГГГГ -КГ20-25-К4).

Обязательными для всех судов на территории РФ являются разъяснения практики применения норм права, изложенные в Постановлениях Пленума Верховного Суда РФ и Президиума Верховного Суда РФ.

Необходимо отметить суждения Верховного Суда РФ по данному вопросу, отраженные в Определении Судебной Коллегии по гражданским делам от ДД.ММ.ГГГГ (дело -КГ 17-9): Таким образом, как следует из содержания приведённых правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации. При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

Из содержания приведенных положений следует, что предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.

При этом положения перечисленных норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.

Из материалов дела усматривается, что Приказом Министерства образования РИ ФИО1 включен в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от ДД.ММ.ГГГГ , которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Истец ФИО1 в собственности жилья не имеет, ранее проживал и до настоящего времени зарегистрирован по адресу: <адрес>, с.<адрес>А.

Из представленного представителем ответчика сводного списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении по договору найма специализированного жилого помещения, следует, что истец ФИО1 числиться в указанном списке под порядковым номером 695.

До настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено.

Суд с учетом установленных обстоятельств в соответствии с требованиями вышеуказанных нормативных документов пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для возложения на Министерство образования и науки Республики Ингушетия обязанности по предоставлению ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, находящееся в границах населенного пункта, отвечающую требованиям, предъявляемым к жилым помещениям

Предоставление истцу жилого помещения является обязанностью Министерства образования и науки Республики Ингушетия и не противоречит положениям ст.ст. 5 и 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" об отнесении расходов по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Отвергая за необоснованностью доводы ответчика, суд отмечает, что формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по своей сути означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Постановка на жилищный учет по предоставлению вне очереди жилого помещения по льготной категории "дети-сироты" в муниципальном образовании свидетельствует о признании права на получение жилого помещения на территории данного муниципального образования.

Следовательно, у истца как нуждающегося в жилом помещении, возникло право на предоставление жилого помещения в порядке, установленном законом, и, как имеющему право на получение жилого помещения, он включен в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Однако полагающееся по закону жилое помещение ему так и не было предоставлено.

При таких условиях, с учетом выясненных в судебном заседании действительных обстоятельств по делу, суд считает исковые требования ФИО1 к Министерству образования и науки Республики Ингушетия о предоставлении благоустроенного жилого помещения, подлежащими удовлетворению как основанные на законе и обоснованные материалами дела.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО1 к Министерству образования и науки Республики Ингушетия о предоставлении благоустроенного жилого помещения - удовлетворить.

Обязать Министерство образования и науки Республики Ингушетия принять решение о предоставлении во внеочередном порядке ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, РИ, паспорт: 26 16 , зарегистрированного по адресу: <адрес>, с.<адрес>А, благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня его вынесения, через Сунженский районный суд Республики Ингушетия.

     Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Копия верна:

Судья

Сунженского районного суда РИ                                                  Л.И. Ярыгин

2-866/2021 ~ М-757/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Гагиев Альберт Магомедович
Ответчики
Министерство образования РИ
Суд
Сунженский районный суд Республики Ингушетия
Судья
Ярыгин Лев Исаевич
Дело на странице суда
sunja--ing.sudrf.ru
09.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.03.2021Передача материалов судье
12.03.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.03.2021Подготовка дела (собеседование)
29.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.04.2021Судебное заседание
26.04.2021Судебное заседание
26.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.12.2022Дело оформлено
21.12.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее