Решение в окончательной форме изготовлено 07 июля 2023 года
Дело № 2-1279/2023
УИД 77RS0002-02-2022-022542-37
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 июня 2023 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Т.С.
при секретаре Гулиевой А.И.
с участием истца ФИО3,
представителя ответчика ФИО2,
представителя третьего лица ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Мурманского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Мурманский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОАО «РЖД» о возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование исковых требований, уточненных в ходе рассмотрения дела, указал, что Мурманской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности и противодействии терроризму железнодорожной станции Комсомольск-Мурманский Мурманского центра организации работы железнодорожных станций – структурного подразделения Октябрьской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД».
В ходе проверки установлено, что владельцем инфраструктуры не в полном объеме выполняются обязательные требования, установленные законодательством в сфере обеспечения защищенности транспортного комплекса, а также недопущению совершения акта незаконного вмешательства на категорированных объектах, к которым относится железнодорожная станция Комсомольск-Мурманский.
Так, железнодорожной станции <данные изъяты> присвоена 3 категория степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий.
Вместе с тем, в нарушение частей 1, 2 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», абзаца 2 подпункта «ж» пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта» ответчиком до настоящего времени в порядке, установленном приказом Минтранса России от 0 июля 2021 года №, не разработан и не направлен на утверждение в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности – Федеральной агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности указанной железнодорожной станции.
Тем самым ОАО «РЖД» не выполнены требования законодательства о транспортной безопасности, что нарушает права неопределенного круга лиц (в том числе пассажиров) на защиту из жизни и здоровья, гарантированных статьями 20, 41 Конституции Российской Федерации, которые могут находиться на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Просил обязать ответчика в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать в соответствии с требованиями части 1 статьи 9 Федерального закона «О транспортной безопасности» и приказа Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ № план обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Комсомольск-Мурманский и направить его на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта; реализовать план обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Комсомольск-Мурманский поэтапно в предусмотренные им сроки после утверждения его Федеральным агентством железнодорожного транспорта.
В судебном заседании истец – Мурманский транспортный прокурор ФИО3 уточненные исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании с иском не согласилась, пояснила, что ОАО «РЖД» во исполнение требований законодательства неоднократно направляло в Северо-Западное территориальное управление Росжелдора для рассмотрения план обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Комсомольск-Мурманский, тем самым исполнив свою обязанность по разработке и направлению на утверждение плана обеспечения транспортной безопасности, однако план возвращался в связи с выявлением недостатков. Сослалась на то обстоятельство, что ОАО «РЖД» не уклоняется от исполнения своих обязанностей по соблюдению требований действующего законодательства.
Представитель третьего лица <данные изъяты> ФИО4 в судебном заседании исковые требования прокурора полагал обоснованными.
Представитель третьего лица – Северо-Западного территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Права, предоставленные прокурору частью первой статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, должны использоваться для защиты прав и свобод граждан, особо нуждающихся в правовой и социальной защите, а ситуации, требующие предъявления прокурором исков в суд, должны носить характер серьезных нарушений, иметь важное общественное значение и быть связанными с необходимостью защиты так называемого безгласного интереса.
Как следует из искового заявления, заявление подано в суд прокурором с целью защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц, с целью реализации мер по обеспечению транспортной безопасности и противодействия терроризму на объекте инфраструктуры железнодорожного транспорта, то есть подано прокурором в соответствии с полномочиями, которыми он наделен законом.
В силу положений части 3 статьи 1, части 2 статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации одним из принципов функционирования железнодорожного транспорта, является безопасность и качество оказываемых услуг. Владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда; безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; экологическую безопасность.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» транспортная безопасность представляет собой состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Частью 1 статьи 4 указанного Федерального закона установлено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено данным Федеральным законом и иными федеральными законами.
Согласно пункту 9 статьи 1 указанного Федерального закона субъектами транспортной инфраструктуры признаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», пунктом 10 раздела 2 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ №, железнодорожная станция относится к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, является пунктом, который разделяет железнодорожную линию на перегоны или блок-участки, обеспечивает функционирование инфраструктуры железнодорожного транспорта, имеет путевое развитие, позволяющее выполнять операции по приему, отправлению, обгону поездов, операции по обслуживанию пассажиров и приему, выдаче грузов, багажа, грузобагажа, а при развитых путевых устройствах выполнять маневровые работы по расформированию и формированию поездов и технические операции с поездами.
Согласно положениям статьи 9 Федерального закона «О транспортной безопасности» на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (часть 1).
План обеспечения транспортной безопасности соответственно объекта транспортной инфраструктуры, судна ледокольного флота, используемого для проводки по морским путям, судна, в отношении которого применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства определяют меры, реализуемые субъектами транспортной инфраструктуры по исполнению соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности (пункт 1.1).
Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, используемых в целях торгового мореплавания, на которые распространяются требования, установленные международными договорами Российской Федерации, данным Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств осуществляется поэтапно. Количество этапов реализации планов и сроки их реализации определяются соответствующим планом обеспечения транспортной безопасности (пункт 2).
Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) судом ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, утвержден приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с положениями указанного Порядка разработка планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры (пункт 1).
Планы должны разрабатываться на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) судов отдельно для каждого объекта транспортной инфраструктуры и (или) судна (пункт 2).
Планы должны содержать меры, реализуемые субъектами транспортной инфраструктуры по исполнению требований по обеспечению транспортной безопасности, предусмотренных частями 1 и 1.1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», в отношении объекта транспортной инфраструктуры и судна соответственно, а также этапы и сроки их реализации (пункт 4).
Разработанные субъектом транспортной инфраструктуры планы должны направляться на утверждение в компетентный орган в срок, установленный частью 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (пункт 6).
Согласно пункту 5.13.3 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, утверждение плана обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в установленной сфере деятельности входит в полномочия Федерального агентства железнодорожного транспорта.
В соответствии с абзацем вторым подпункта «ж» пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта» субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны в отношении объектов транспортной инфраструктуры реализовать план обеспечения безопасности объекта поэтапно в предусмотренные им сроки, в том числе для объектов транспортной инфраструктуры 3 и 4 категорий – в течение одного года со дня включения объекта транспортной инфраструктуры в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Мурманской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности и противодействии терроризму железнодорожной станции Комсомольск-Мурманский Мурманского центра организации работы железнодорожных станций – структурного подразделения Октябрьской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД».
В ходе проверки установлено, что ОАО «РЖД» является субъектом транспортной инфраструктуры по отношению к указанной железнодорожной станции (ЖСТ113273), которой присвоена 3 категория степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, при этом антитеррористическая защищенность данной станции не отвечает необходимым требованиям для предотвращения актов незаконного вмешательства, требования Федерального закона «О транспортной безопасности» в полном объеме не исполняются, а именно: до настоящего времени в установленном порядке не разработан и не направлен в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Комсомольск-Мурманский. Указанное подтверждается представленными материалами проверки, в том числе актом проверки и справкой о выявленных нарушениях от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой в адрес начальника Мурманского цента организации работы железнодорожных станций – структурного подразделения Октябрьской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о транспортной безопасности и противодействии терроризму. Указанное представление рассмотрено, на него дан ответ со ссылкой на то обстоятельство, что план обеспечения транспортной безопасности станции Комсомольск-Мурманский, включающий в себя как организационные, так и технические мероприятия обеспечения транспортной безопасности, был разработан, однако компетентным органом в области транспортной безопасности на железнодорожном транспорте в его утверждении отказано с формулировкой замечаний. В настоящее время ведется работа по устранению замечаний и несоответствия плана обеспечения транспортной безопасности установленным требованиям.
Из материалов дела следует, что выявленные недостатки плана обеспечения транспортной безопасности ответчиком до настоящего времени в полном объеме не устранены, план с устраненными недостатками в Федеральное агентство железнодорожного транспорта на утверждение не направлен, доказательств обратному суду не представлено.
Вышеуказанные требования действующего законодательства являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
Вместе с тем, в нарушение этих требований ОАО «РЖД» не обеспечило наличие утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции <данные изъяты>. Утвержденный план обеспечения транспортной безопасности указанной станции до настоящего времени фактически отсутствует и не реализуется.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора о возложении на ОАО «РЖД» обязанности разработать в установленном порядке и направить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности вышеуказанной железнодорожной станции, а после его утверждения реализовать его поэтапно в предусмотренные планом сроки.
Таким образом, суд удовлетворяет исковые требования в полном объеме.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая объем действий, которые необходимо выполнить ответчику, а также временные затраты для устранения выявленных нарушений, в целях реального исполнения судебного акта суд устанавливает срок исполнения решения суда – в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, полагая, что данный срок является разумным и достаточным.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в бюджет муниципального образования <адрес> подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мурманского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности совершить определенные действия – удовлетворить.
Обязать открытое акционерное общество <данные изъяты> <данные изъяты> разработать в соответствии с требованиями части 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и приказа Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ № план обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Комсомольск-Мурманский и направить его на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; после утверждения плана обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Комсомольск-Мурманский реализовать его поэтапно в предусмотренные планом сроки.
Взыскать с открытого акционерного общества <данные изъяты>ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) в доход бюджета муниципального образования <адрес> государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья <данные изъяты> Т.С. Кузнецова