Дело 2-1981/2022
79RS0002-01-2022-003440-16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 июля 2022 года г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе
судьи Юртаевой О.А.
при секретаре Курикаловой Ю.С.
с участием помощника прокурора Ленинского района ЕАО Примак Г.С.
представителя третьего лица Лаврущева В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в интересах Щеглова Артёма Романовича, Щеглова Романа Романовича к департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами, взыскании компенсации морального вреда, -
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района ЕАО обратился в суд в интересах Щеглова А.Р. с иском к департаменту здравоохранения правительства ЕАО о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами, взыскании компенсации морального вреда. Требования мотивировал тем, что в ходе проверки по обращению Щегловой Е.В. в интересах несовершеннолетнего Щеглова А.Р. установлено, что он находится на диспансерном наблюдении в ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ», на отсроченном обслуживании находятся рецептурные бланки, выписанные на имя ребёнка: серии № от 10.11.2021, № от 31.01.2022, на лекарственные препараты <данные изъяты> таб. 25 мг. № в количестве 2 упаковки, <данные изъяты> таб. 25 мг. № в количестве 2 упаковки. По настоящее время Щеглов А.Р. выписанными препаратами не обеспечен. Просил суд обязать департамент здравоохранения правительства ЕАО организовать обеспечение Щеглова А.Р. лекарственными препаратами по указанным рецептурным бланкам, взыскать с департамента здравоохранения правительства ЕАО в пользу Щеглова А.Р. компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
Прокурор Ленинского района ЕАО обратился в суд в интересах Щеглова А.Р. с иском к департаменту здравоохранения правительства ЕАО о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами, взыскании компенсации морального вреда. Требования мотивировал тем, что в ходе проверки по обращению Щегловой Е.В. в интересах несовершеннолетнего Щеглова Р.Р. установлено, что он находится на диспансерном наблюдении в ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ», на отсроченном обслуживании находятся рецептурные бланки, выписанные на имя истца, а именно: серии № от 10.11.2021, № от 31.01.2022, на лекарственные препараты <данные изъяты> таб. 25 мг. № в количестве 2 упаковки, «<данные изъяты> таб. 25 мг. № в количестве 2 упаковки. По настоящее время Щеглов Р.Р. выписанными препаратами не обеспечен. Просил суд обязать департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области организовать обеспечение Щеглова Р.Р. лекарственными средствами по указанным рецептурным бланкам, взыскать с департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области в пользу Щеглова Р.Р. компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
Определением от 08.07.2022 указанные дела объединены в одно производство.
Представитель несовершеннолетних Щеглова Е.В., в судебное заседание не явилась, о дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района ЕАО Примак Г.С. поддержала исковые требования. Просила суд обязать ответчика обеспечить Щеглова А.Р. и Щеглова Р.Р. лекарственными средствами по рецептурным бланкам серии № от 10.11.2021, № от 31.01.2022, серии № от 10.11.2021, серии № от 31.01.2022 <данные изъяты> таб. 25 мг. № в количестве по 2 упаковки; взыскать с департамента здравоохранения правительства ЕАО в пользу Щеглова А.Р., Щеглова Р.Р. компенсацию морального вреда в размере по 10 000 рублей.
Представитель третьего лица ГП ЕАО «Фармация» Лаврущев В.А. не оспаривал право несовершеннолетних Щегловых на обеспечение лекарственными препаратами.
Представитель ответчика департамента здравоохранения правительства ЕАО в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом. В письменном отзыве выразил несогласие с исковыми требованиями, поскольку рецепты серии № от 10.11.2021 и серии № от 10.11.2021 не предъявлены в аптеку, в сводной таблице из программы «ЕФарма» видно, что рецепты выписаны, но не предъявлены. Рецепты серии № от 31.01.2022 и серии № от 31.01.2022 предъявлены 22.02.2022, стоят на отсроченном обслуживании. Департамент здравоохранения правительства ЕАО не бездействовал, объявлен электронный аукцион на лекарственный препарат <данные изъяты> таб. 25 мг. № 50. Окончание подачи заявок па аукцион 07.07.2022. После поставки лекарственного препарата несовершеннолетние Щеглов А.Р., Щеглов Р.Р. будут обеспечены лекарственными препаратами. С требованиями о компенсации морального вреда не согласны считает, что размер компенсации морального вреда, предъявленный к взысканию, завышен, материалы дела не содержат доказательств причинения вреда истцам в указанной сумме. Нет сведений о том, что законный представитель несовершеннолетних обращалась в медицинское учреждение в связи с ухудшением состояния здоровья детей по причине отсутствия необходимого лекарственного препарата.
Суд, с учетом мнения участников процесса, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса и, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституция Российской Федерации).
Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана, в том числе на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абзац третий части 2 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").
Из приведенных норм Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.
В развитие норм и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Исходя из данного конституционного положения законодатель вправе, в том числе, посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы отдельным категориям граждан.
Согласно п. 8 ст. 6.1 и п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты.
Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", с 01.01.2013 медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.
Согласно пункту 21 части 2 статьи 14 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, относится организация обеспечения лиц, больных лекарственными препаратами.
Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утверждён перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно Приложению N 1, и перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых, лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой, согласно Приложению N 2.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации установлено осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 29 указанного Закона организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.
В соответствии с частью 2 статьи 6.2 указанного Федерального закона Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней.
Пунктом 2.1.14 Положения о департаменте здравоохранении правительства ЕАО, утвержденного постановлением правительства ЕАО от 17.04.2012 № 152-пп, департамент осуществляет полномочия Российской Федерации в сфере здравоохранения, переданные органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ, по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Пунктом 2.5 указанного постановления на департамент возложена обязанность осуществлять контроль за отпуском лекарственных препаратов для льготных групп населения.
Согласно п. 2.1.17, департамент осуществляет организацию обеспечения граждан, включенных в региональный список лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, детей в возрасте до 3 лет из семей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, установленного в области, а также детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями, проживающих на территории области.
При рассмотрении дела установлено, что Щеглову А.Р., Щеглову Р.Р. установлен статус <данные изъяты> и они являются получателями лекарственного препарата <данные изъяты> по назначению врача.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами (далее - Порядок).
Процедура получения лекарственных препаратов установлена пунктами 2.1 - 2.8 Порядка.
Пунктом 2.7 Порядка предусмотрено, что в случае временного отсутствия, в частности лекарственных препаратов, необходимых гражданину, аптечное учреждение в течение 10 рабочих дней, с даты его обращения организует отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту.
В судебном заседании установлено, что рецепты№ от 10.11.2021 на лекарственный препарат <данные изъяты>» таб. 25 мг № в количестве 2 упаковок; № от 31.01.2022 2021 на лекарственный препарат <данные изъяты> таб. 25 мг № в количестве 2 упаковок; № от 10.11.2021 2021 на лекарственный препарат <данные изъяты>» таб. 25 мг № в количестве 2 упаковок; № от 31.01.2022 <данные изъяты> таб. 25 мг № в количестве 2 упаковок, до настоящего времени не обслужены.
Таким образом, в нарушение действующего законодательства Щеглов А.Р., Щеглов Р.Р. не обеспечены в установленный срок лекарственными препаратами, выписанными лечебным учреждением, что прямо противоречит принципу охраны здоровья граждан, нарушает их права на качественную, своевременную медицинскую помощь.
Доказательств того, что департамент здравоохранения предпринял все необходимые меры для своевременного обеспечения Щеглова А.Р., Щеглова Р.Р. вышеуказанными препаратами, ответчиком в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено.
В соответствии со статьей 1064 ГК РФ, определяющей общие основания ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Согласно части 1 статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
По смыслу приведенных правовых норм, по общему правилу обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда (как материального, так и морального вреда) являются противоправность поведения причинителя вреда, вина и причинно-следственная связь между названными действиями и причиненным вредом.
При рассмотрении дела установлено, что департаментом здравоохранения правительства ЕАО не предприняты все зависящие от него меры для приобретения лекарственных препаратов и своевременного обеспечения ими Щеглова А.Р., Щеглова Р.Р.
При таких обстоятельствах, суд считает, что требования, как о возложении обязанности на департамент управления здравоохранения правительства ЕАО обеспечить несовершеннолетним Щегловым отсроченные рецептурные бланки, так и требование о компенсации морального вреда, причиненного нарушением сроков отпуска льготных лекарственных препаратов, подлежат удовлетворению.
Из ч. 2 ст. 1101 ГК РФ следует, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причинённых потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда, в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
В п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.).
Суд считает, что истцам Щеглову А.Р., Щеглову Р.Р. причинён моральный вред в виде нравственных страданий в результате незаконного несвоевременного обеспечения их лекарственными препаратами, которые являются для них жизненно необходимыми.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд считает, что заявленный к взысканию моральный вред в размере по 10 000 рублей отвечает требованиям разумности и справедливости, и перенесённым детьми страданиям.
К указанному выводу суд пришёл с учётом характера и степени причиненных детям физических и нравственных страданий, выразившихся в перенесённых ими чувствах боли, подорванного здоровья, с учётом их малолетнего возраста, индивидуальных особенностей, состояния здоровья.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд -
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в интересах Щеглова Артёма Романовича, Щеглова Романа Романовича к департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами, взыскании компенсации морального вреда, удовлетворить.
Обязать департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области (ОГРН 1027900513156) обеспечить Щеглова Артёма Романовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> ЕАО лекарственными препаратами по рецептурным бланкам:
№ от 10.11.2021 <данные изъяты> таб. 25 мг № в количестве 2 упаковок;
№ от 31.01.2022 <данные изъяты>» таб. 25 мг № в количестве 2 упаковок.
Обязать департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области (ОГРН 1027900513156) обеспечить Щеглова Романа Романовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> ЕАО лекарственными препаратами по рецептурным бланкам:
- № от 10.11.2021 «<данные изъяты> таб. 25 мг № в количестве 2 упаковок;
- № от 31.01.2022 «<данные изъяты>» таб. 25 мг № в количестве 2 упаковок.
Взыскать с департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области (ОГРН 1027900513156) в пользу Щеглова Артёма Романовича, Щеглова Романа Романовича компенсацию морального вреда в размере по 10 000 рублей каждому.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья О.А Юртаева
Мотивированное решение изготовлено 15.07.2022.