Судья Чикризова Н.Б. дело № 7р-534/2021
РЕШЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 22 ноября 2021 года
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Смышляева И.Н.,
при секретаре Богомоловой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Кожиной Н. Г. на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике – консультанта отдела государственного земельного надзора, надзора в области использования и охраны водных объектов и надзора за особо охраняемыми природными территориями по Республике Марий Эл ВолжскоКамского межрегионального управления Росприроднадзора от 15 июля 2021 года <№>, решение судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 7 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении первого заместителя директора Государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл «Аэропорт Йошкар-Ола» Кожиной Н. Г., <дата> рождения, уроженки <...>, проживающей по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике – консультанта отдела государственного земельного надзора, надзора в области использования и охраны водных объектов и надзора за особо охраняемыми природными территориями по Республике Марий Эл ВолжскоКамского межрегионального управления Росприроднадзора Мичуровой Г.А. от 15 июля 2021 года <№> первый заместитель директора Государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл «Аэропорт Йошкар-Ола» (далее – ГБУ Республики Марий Эл «Аэропорт Йошкар-Ола») Кожина Н.Г. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде предупреждения.
Решением судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 7 сентября 2021 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба Кожиной Н.Г. – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, Кожина Н.Г. просит вышеуказанные решение и постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Указывает, что не является субъектом административной ответственности, поскольку в ее должностные обязанности не входит осуществление контроля за наличием положительного заключения государственной экологической экспертизы на используемый противогололедный реагент.
Выслушав объяснения Кожиной Н.Г., ее защитника Колиной Л.С., поддержавших доводы жалобы и просьбу об отмене постановления должного лица административного органа и решения судьи и о прекращении производства по делу, представителей ВолжскоКамского межрегионального управления Росприроднадзора Мичуровой Г.А., Протасовой О.В., просивших оставить жалобу без удовлетворения, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, административный материал в полном объеме по правилам части 3 статьи 30.6 КоАП РФ, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 8.4 КоАП РФ невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января
2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду должна осуществляться, в том числе на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды и обязательности проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды.
Согласно статье 33 Закона об охране окружающей среды экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается Федеральным законом об экологической экспертизе.
Согласно пункту 5 статьи 11 Федерального закона от
23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются, в том числе проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 30 Федерального закона «Об экологической экспертизе» реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы является нарушением законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами.
Как следует из материалов дела, в ходе выездной плановой проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды ГБУ Республики Марий Эл «Аэропорт ЙошкарОла», проводимой на основании приказа ВолжскоКамского межрегионального управления Росприроднадзора от 20 мая 2021 года <№>, 29 июня 2021 года установлено, что ГБУ Республики Марий Эл «Аэропорт ЙошкарОла» в зимний период по месту фактического осуществления деятельности - основная площадка, код объекта <№>, по адресу: <адрес>, для обработки взлетной полосы применяется противогололедный реагент: Нордвэй (марка 3), изготовитель – ООО «ПрофЛинг» (<адрес>), продукт соответствует ТУ 2149-001-59586231-2009, паспорт качества от 15 апреля 2020 года, сертификат соответствия <№>, свидетельство о государственной регистрации от 24 марта 2011 <№>, выданное Управлением Роспотребнадзора по Московской области, в отношении которого отсутствует положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Приказом директора ГБУ Республики Марий Эл «Аэропорт Йошкар-Ола» от <дата> <№> Кожина Н.Г. переведена на должность первого заместителя директора ГБУ Республики Марий Эл «Аэропорт ЙошкарОла».
Согласно должностной инструкции первого заместителя директора ГБУ Республики Марий Эл «Аэропорт Йошкар-Ола», утвержденной директором учреждения, в обязанности первого заместителя директора ГБУ Республики Марий Эл «Аэропорт ЙошкарОла», среди прочих, входит: организация и контроль за финансово-хозяйственной деятельностью бюджетного учреждения в сфере авиации; контроль технического состояния объектов аэропорта, оборудования и техники, организация эффективного взаимодействия подразделения и служб бюджетного учреждения в сфере авиации, контроль за их деятельностью; организация контроля за деятельностью учреждения в целом и непосредственное курирование подразделений; контроль готовности аэродрома к приему и выпуску штатных судов, готовности радиотехнических средств и средств связи, готовности взлетно-посадочной полосы к приему и выпуску воздушных судов. Заместитель директора должен знать и выполнять требования законодательства об охране труда и окружающей среды (пункт 2.9 должностной инструкции).
Приказом директора ГБУ Республики Марий Эл «Аэропорт ЙошкарОла» М.Ю.А. от <дата> <№> ответственным за организацию работы по охране окружающей среды в учреждении назначен первый заместитель директора.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Кожиной Н.Г. протокола об административном правонарушении от 7 июля 2021 года <№> и последующего привлечения Кожиной Н.Г. к административной ответственности по части 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вина Кожиной Н.Г. в совершении административного правонарушения подтверждается: актом проверки от 29 июня 2021 года <№>, протоколом об административном правонарушении от 7 июля 2021 года <№>, приказом о переводе работника на другую работу от <дата> <№>, должностной инструкцией первого заместителя директора ГБУ Республики Марий Эл «Аэропорт ЙошкарОла», приказом о назначении лиц, ответственных за организацию работы по охране окружающей среды, <дата> <№>.
Действия Кожиной Н.Г. правильно квалифицированы по части 1 статьи 8.4 КоАП РФ, в связи с чем она обоснованно привлечена к административной ответственности.
Выводы должностного лица и судьи районного суда о виновности Кожиной Н.Г. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ, основаны на доказательствах, которые получили оценку, основанную на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях Кожиной Н.Г. состава административного правонарушения, поскольку она не является лицом, ответственным за осуществление контроля за применяемыми реагентами для обработки взлетной полосы, подлежат отклонению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2.4. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, в том числе в государственных организациях.
В соответствии с имеющейся в материалах дела должностной инструкцией именно Кожина Н.Г., как первый заместитель директора, отвечает за контроль готовности аэродрома к приему и выпуску воздушных судов, готовность взлетно-посадочной полосы к приему и выпуску воздушных судов (пункт 2.6 инструкции) и выполнение требований законодательства об охране окружающей среды (пункт 2.9 инструкции). Следовательно, именно она несет ответственность за соответствие действий всех служб, задействованных в указанном процессе, требованиям действующего законодательства, в том числе и законодательства об охране окружающей среды.
Таким образом, Кожина Н.Г. является должностным лицом, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в ГБУ Республики Марий Эл «Аэропорт ЙошкарОла». Следовательно, довод жалобы о том, что она не является субъектом вмененного административного правонарушения, несостоятелен.
При таких обстоятельствах и с учетом положений КоАП РФ в рамках данного дела не может обсуждаться вопрос о виновности иных лиц, в том числе инженера по охране труда.
Указанные доводы жалобы были предметом тщательной проверки судьи районного суда, получили надлежащую правовую оценку, отраженную в судебном решении. Оснований не соглашаться с выводами судьи в данной части не имеется.
При этом факт отсутствия в материалах дела сведений об ознакомлении Кожиной Н.Г. с приказом от <дата> <№> не свидетельствует об отсутствии в ее действиях состава административного правонарушения, поскольку обязанность по соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды при осуществлении контроля за готовностью аэродрома к приему и выпуску воздушных судов, готовностью взлетно-посадочной полосы к приему и выпуску воздушных судов предусмотрена ее должностной инструкцией, с которой она ознакомлена.
Факт использования ГБУ Республики Марий Эл «Аэропорт ЙошкарОла» в зимний период для обработки взлетной полосы противогололедного реагента Нордвэй изготовителя ООО «ПрофЛинг» без положительного заключения государственной экологической экспертизы подтверждается актом проверки от 29 июня 2021 года <№>, который согласно положениям статьи 26.2 КоАП РФ является надлежащим доказательством по делу.
Доводы о прекращении производства по делу по иным правонарушениям, установленным в ходе проведенной проверки, не влекут прекращения производства по настоящему делу, поскольку требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание Кожиной Н.Г. назначено в виде предупреждения в пределах санкции части 1 статьи 8.4 КоАП РФ.
Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ в ходе рассмотрения настоящего дела, влекущих отмену вынесенных по делу постановления и решения, не допущено.
В силу изложенного выше оснований для отмены или изменения постановления должностного лица и решения судьи не имеется, жалоба Кожиной Н.Г. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике – консультанта отдела государственного земельного надзора, надзора в области использования и охраны водных объектов и надзора за особо охраняемыми природными территориями по Республике Марий Эл ВолжскоКамского межрегионального управления Росприроднадзора от 15 июля 2021 года <№>, решение судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 7 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении первого заместителя директора Государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл «Аэропорт Йошкар-Ола» Кожиной Н. Г. оставить без изменения, жалобу Кожиной Н. Г. - без удовлетворения.
Судья И.Н. Смышляева