Дело № 2-3557/2023
УИД 22RS0065-02-2023-002706-76
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 августа 2023 года город Барнаул
Индустриальный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Зинец О.А.,
при секретаре Кузьменко М.Е.,
с участием представителя истца – ФИО12, представителя ответчика - ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Комитету жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о признании отказа в заключении договора социального найма недействительным, возложении обязанности заключить договор социального найма, признании права пользования жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с иском к Комитету жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о признании отказа в заключении договора социального найма на <адрес> в <адрес> недействительным, возложении обязанности заключить договор социального найма указанной квартиры.
В обоснование требований указал на то, что <адрес> в <адрес> была предоставлено ему на основании ордера в связи с тем, что он состоял в трудовых отношениях с <данные изъяты> году он поставлен на регистрационный учет по месту жительства, проживает в данном помещении по настоящее время, однако ордер на предоставление квартиры им утерян. С указанного времени истец несет расходы по содержанию названного жилого помещения, оплачивает коммунальные услуги. Ответчик отказывается заключить с ним договор социального найма, в связи с отсутствием документов, подтверждающих законность вселения. Считает действия ответчика неправомерными, в связи с чем обратился в суд за защитой нарушенного права.
В судебном заседании представитель истца – ФИО12 на удовлетворении исковых требований наставала по доводам, изложенным в иске, дополнительно пояснила, что ФИО3 с <данные изъяты> года работал в <данные изъяты> слесарем-сантехником, в связи с чем ему было предоставлено служебное помещение *** в <адрес> в <адрес>, после того, как он отработал в <данные изъяты> лет, он обратился с заявлением о расслужебливании жилого помещения, в 2005 году спорное помещение утратило статус служебного, и ему был предоставлен ордер на жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, который в последующем был утрачен. В судебном заседании представитель истца уточнила исковые требования, просила признать за ФИО3 право пользования квартирой *** в <адрес> в <адрес> на условиях договора социального найма, требования о признании отказа в заключении договора социального найма на <адрес> в <адрес> недействительным, возложении обязанности заключить договор социального найма указанной квартиры не поддержала.
Представитель ответчика – ФИО7 после исследования письменных материалов дела в судебном заседании оставила исковые требования на усмотрение суда.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлеченного к участию в деле в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав доказательства и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В силу ст.5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, он применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случае, предусмотренных Вводным законом.
В силу ст.ст.43, 47 Жилищного кодекса РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам в домах ведомственного жилищного фонда по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, а в случаях, предусмотренных Советом Министров СССР, - по совместному решению администрации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответствующего Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения. В случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР, работникам медицинских, культурно-просветительных учреждений, предприятий общественного питания и других предприятий, учреждений, организаций, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилые помещения предоставляются предприятиями, учреждениями, организациями, коллективы которых они непосредственно обслуживают, наравне с рабочими и служащими этих предприятий, учреждений, организаций. На основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Согласно ст.109 Жилищного кодекса РСФСР для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы могут использоваться общежития. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома. Общежития укомплектовываются мебелью, другими предметами культурно-бытового назначения, необходимыми для проживания, занятий и отдыха граждан, проживающих в них.
Таким образом, правовое значение для разрешения настоящего спора имеет определение статуса и принадлежности жилого помещения в момент вселения ФИО3, правомерности его занятия.
Частью 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных данным Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Согласно части 1 статьи 61 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 62 Жилищного кодекса Российской Федерации, предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
В силу положений части 1 статьи 63 Жилищного кодекса Российской Федерации договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Аналогичные нормы права содержались и в ст.51 Жилищного кодекса РСФСР.
В соответствии с ч.1 ст.55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Согласно ст. 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела, акты, договоры, справки, деловая корреспонденция, иные документы.
Судом установлено, что ФИО3 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал слесарем-сантехником <данные изъяты> разряда в <данные изъяты>, что подтверждается копией трудовой книжки.
В связи с трудовой деятельностью ему была предоставлена служебная <адрес> в <адрес> на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ ***.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 зарегистрирован по месту жительства в <адрес> в <адрес>, в которой проживает по настоящее время, что следует из копии его паспорта и выписки из домовой книги.
На основании Решения ФИО2 городского ФИО4 народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ *** «О составе муниципальной собственности» <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м, в <адрес> в <адрес> значится в реестре объектов муниципальной собственности <адрес>.
Протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов о разрешении приватизации служебных квартир администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ *** администрации района разрешена приватизация служебной квартиры ФИО3 (<данные изъяты>), что свидетельствует о том, что <данные изъяты> года <адрес> в <адрес> утратила статус служебной.
При этом истцом с момента вселения исполняется обязанность по несению бремени содержания жилого помещения, своевременно вносилась плата за коммунальные услуги и содержание имущества, что подтверждается финансовым лицевым счетом от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из объяснений представителя истца, а также показаний свидетелей ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, являвшихся коллегами ФИО3, допрошенных в судебном заседании, которые с учетом положений ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются доказательствами по делу, в связи с отсутствием жилья ФИО3 как работнику <данные изъяты> году было предоставлено служебное жилое помещение по адресу: <адрес> на основании ордера, после чего в <данные изъяты> году по заявлению ФИО3, отработавшего более <данные изъяты>, указанное помещение утратило статус служебного (было «расслужеблено») и предоставлено ФИО3 на основании ордера на условиях социального найма. В последующем при передаче документов ордер был утерян.
У суда отсутствуют основания ставить под сомнение достоверность объяснений истцов, показаний свидетелей, поскольку они не являются противоречивыми, подтверждены иными письменными доказательствами по делу и не оспариваются ответчиком.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истец был вселен в служебное жилое помещение, находящееся в ведении муниципального предприятия, и проживал в нем с <данные изъяты> года на законном основании, впоследствии указанное помещение утратило статус служебного, тогда как истец продолжал использовать жилое помещение на условиях найма, на момент рассмотрения дела пользуется спорным жилым помещением, несет бремя содержания этого помещения.
При этом факт утери ордера на предоставление помещения на условиях социального найма не может нарушать жилищных прав истца, которому данное жилое помещение предоставлено на законных оснований. Кроме того, суд учитывает, что в период владения спорным помещением к истцу не предъявлялись требования о незаконности его вселения.
В соответствии с ч.1 ст.7 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в зданиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и использовались в качестве общежитий или служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Таким образом, передача служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение и статуса жилого помещения.
Поскольку аналогичной нормы, касающейся служебных помещений, ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не содержат, то исходя из аналогии закона (статья 7 Жилищного кодекса Российской Федерации), к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным и муниципальным предприятиям либо государственным и муниципальным учреждениями и использовавшихся в качестве служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, также должны применяться нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма, так как факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Принимая во внимание, что в настоящее время спорная квартира утратила статус служебного жилого помещения и является муниципальной собственностью, отказ ответчика заключить с истцом договор социального найма на спорное жилое помещение противоречит положениям приведенных норм права и нарушает жилищные права истца.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что у истца возникло право пользования квартирой *** в <адрес> в <адрес> на условиях договора социального найма, а потому указанное требование подлежит удовлетворению.
Что касается требований о признании отказа в заключении договора социального найма на <адрес> в <адрес> недействительным, возложении обязанности заключить договор социального найма указанной квартиры, то суд полагает их излишне заявленными, так как признание в судебном порядке права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма является основанием для заключения соответствующего договора с истцом, а потому в удовлетворении данных требований суд полагает необходимым отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО3 к Комитету жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о признании отказа в заключении договора социального найма недействительным, возложении обязанности заключить договор социального найма, признании права пользования жилым помещением удовлетворить частично.
Признать за ФИО3, паспорт *** ***, право пользования квартирой *** в <адрес> в <адрес> на условиях договора социального найма.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО3 отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Индустриальный районный суд <адрес>.
Судья О.А. Зинец
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ |
|
Верно, судья |
О.А. Зинец |
Решение не вступило в законную силу на 07.09.2023 секретарь судебного заседания |
ФИО6 |
Подлинный документ находится в гражданском деле *** Индустриального районного суда <адрес> |
Дело № 2-3557/2023
УИД 22RS0065-02-2023-002706-76
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(резолютивная часть)
31 августа 2023 года город Барнаул
Индустриальный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Зинец О.А.,
при секретаре ФИО6,
с участием представителя истца – ФИО12, представителя ответчика - ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Комитету жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о признании отказа в заключении договора социального найма недействительным, возложении обязанности заключить договор социального найма, признании права пользования жилым помещением, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО3 к Комитету жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о признании отказа в заключении договора социального найма недействительным, возложении обязанности заключить договор социального найма, признании права пользования жилым помещением удовлетворить частично.
Признать за ФИО3, *** ***, право пользования квартирой *** в <адрес> в <адрес> на условиях договора социального найма.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО3 отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Индустриальный районный суд <адрес>.
Судья О.А. Зинец