Дело № 2-3927/2023 (УИД: 65RS0001-02-2023-002214-39)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 мая 2023 года г. Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи – О.С.Лыкиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания- Н.С.Маткевич,
с участием представителя заявителя ФИО, представителя
заинтересованного лица ФИО,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора г.Южно-Сахалинска в интересах Российской Федерации о признании движимого имущества бесхозяйным, передаче оружия для утилизации (уничтожения), -
у с т а н о в и л :
Прокурор г.Южно-Сахалинска обратился в Южно-Сахалинский городской суд в интересах Российской Федерации с настоящим заявлением, указывая, что прокуратурой проведена проверка требований Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии», по результатам которой были выявлены нарушения требований Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 года № 814. Проверкой установлено, что решением Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 16.03.2022г. прекращено право собственности ФИО на огнестрельное гражданское оружие <данные изъяты>, на Управление Росгвардии по Сахалинской области возложена обязанность по реализации указанного огнестрельного оружия через розничную сеть специализированных (оружейных) магазинов с передачей вырученной суммы в доход государства. Во исполнение решения суда Управлением Росгвардии по Сахалинской области оружие передано в специализированный (оружейный) магазин ООО «Охотник», письмо ООО «Охотник» оружие возвращено в Управление Росгвардии по Сахалинской области в связи с неудовлетворительным внешним состоянием, поскольку оружие не пользуется потребительским спросом. 08.02.2023г. оружие передано на хранение в УМВД России по г.Южно-Сахалинску, что подтверждается ведомостью приема- передачи оружия и патронов к оружию от 08.02.2023г.. Из содержания заявления следует, что федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в сфере оборота оружия, приняты достаточные меры по хранению, реализации через торговую сеть огнестрельного оружия, бывшие собственники каких-либо мер по легализации права собственности на оружие не предприняли. Основывая свои требования на положениях ст.ст.129,225,226,235,238 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ), прокурор просит признать огнестрельное гражданское оружие <данные изъяты> бесхозяйным, передать указанное оружие в Управление Росгвардии по Сахалинской области для утилизации (уничтожения).
В судебном заседании старший помощник прокурора г.Южно-Сахалинска ФИО требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.
Представитель Федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сахалинской области» ФИО, действующая на основании доверенности, в судебном заседании требование прокурора поддержала, просила удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Управления Росгвардии по Сахалинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившего в судебное заседание представителя заинтересованного лица.
Заслушав в судебном заседании пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства в деле, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п. 2 ст. 129 ГК РФ законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок, с которыми допускается по специальному разрешению.
В соответствии с п. 5 ст. 13 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, указанное в пунктах 1, 2 и 3 части второй статьи 3 настоящего Федерального закона, граждане Российской Федерации имеют право приобретать в целях самообороны без права ношения на основании лицензии, выдаваемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства.
Гражданину Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия, продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
В силу п. 1 ст. 22 указанного Закона, хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается юридическим лицам и гражданам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия.
Из изложенного следует, что оружие относится к объектам гражданских прав, ограниченным в обороте, может находиться во владении, пользовании и распоряжении лица только на основании специального разрешения, выдаваемого компетентными органами.
Исходя из положений п. п. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся, в том числе, отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст. 238).
В силу положений п. п. 1, 2 ст. 238 ГК РФ если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок. В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в п. 1 указанной статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества.
Пунктом 2 ст.1152 ГК РФ определено, что в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее вымороченное имущество, находящееся на соответствующей территории: - земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества. Иное вымороченное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственности Российской Федерации.
Судом установлено, подтверждается материалами дела, что в собственности ФИО находилось огнестрельное гражданское оружие <данные изъяты>.
Вступившим в законную решением Южно-Сахалинского городского суда 16.03.2022г. прекращено право собственности ФИО на указанное оружие, Управление Росгвардии по Сахалинской области возложена обязанность организовать реализацию вышеуказанного оружия.
Во исполнение решения суда Управлением Росгвардии по Сахалинской области оружие передано в специализированный (оружейный) магазин ООО «Охотник», письмо ООО «Охотник» оружие возвращено в Управление Росгвардии по Сахалинской области в связи с неудовлетворительным внешним состоянием, поскольку оружие не пользуется потребительским спросом. 08.02.2023г. оружие передано на хранение в УМВД России по г.Южно-Сахалинску, что подтверждается ведомостью приема- передачи оружия и патронов к оружию от 08.02.2023г..
Согласно представленных по запросу суда данных, спорное оружие у ответчика изъято и передано на хранение в УМВД России по Сахалинской области, где находится по настоящее время.
Согласно п. 12, 27 ст.9 Федерального закона № 226-ФЗ от 03.07.2016 г. «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» войска национальной гвардии наделены полномочиями, в том числе, на осуществление приема, хранения и уничтожения изъятого, добровольно сданного или найденного огнестрельного, газового, холодного или иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ, а также на исполнение решения суда о возмездном изъятии или конфискации оружия и боеприпасов.
Судом установлено, что федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в сфере оборота оружия, приняты достаточные меры по хранению, реализации через торговую сеть огнестрельного оружия.
Согласно пункту 79 Правил оборота гражданского оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных названным Постановлением Правительства РФ (далее - Правил), изъятые либо конфискованные оружие и патроны подлежат передаче в органы внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел РФ.
Изъятые, а также конфискованные гражданское и служебное оружие и патроны к нему, технически пригодные для эксплуатации, подлежат реализации в соответствии с законодательством РФ (статья 27 ФЗ "Об оружии").
Перечень государственных военизированных организаций, которые могут осуществлять продажу гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, содержится в пункте 10 Правил. В этот перечень включено и Министерство внутренних дел РФ.
Подпунктом "а" пункта 14 указанных выше Правил предусмотрено, что на территории Российской Федерации запрещается продажа оружия, не зарегистрированного в органах внутренних дел, либо оружия и патронов, технически непригодных для эксплуатации.
В силу пункта 83 Правил изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации, уничтожаются органами внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд признает требования прокурора г.Южно-Сахалинска обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Требования прокурора г.Южно-Сахалинска – удовлетворить.
Признать огнестрельное гражданское оружие <данные изъяты> - бесхозяйным.
Передать огнестрельное гражданское оружие <данные изъяты> в Управление Росгвардии по Сахалинской области для утилизации (уничтожения).
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья: О.С. Лыкина