Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-369/2023 ~ М-355/2023 от 01.11.2023

Дело № 2-369/2023

УИД 29RS0020-01-2023-000714-67

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 декабря 2023 года село Карпогоры

Пинежский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Жук О.Ю.,

при секретаре судебного заседания Таракановой Т.Н.,

с участием

представителя истца Олейникова Ю.Н.,

представителя ответчика администрации Пинежского муниципального района Архангельской области Зубовой Н.В.,

представителя ответчика муниципального унитарного предприятия «Пинежское предприятие жилищно-коммунального хозяйства» Шишаловой О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области в лице начальника Пинежского территориального отдела в интересах неопределенного круга лиц к администрации Пинежского муниципального района Архангельской области, обществу с ограниченной ответственностью «Астрея Поморья», обществу с ограниченной ответственностью «АльянсТеплоЭнерго» и муниципальному унитарному предприятию «Пинежское предприятие жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «Пинежский муниципальный район» о возложении обязанности по проведению мероприятий, направленных на улучшение санитарного состояния объектов водоснабжения, и устранению нарушений санитарного законодательства,

у с т а н о в и л:

Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области в лице начальника Пинежского территориального отдела (далее – Управление Роспотребнадзора по Архангельской области) обратилось с иском в защиту неопределенного круга лиц к администрации Пинежского муниципального района Архангельской области, обществу с ограниченной ответственностью «Астрея Поморья» (далее – ООО «Астрея Поморья»), обществу с ограниченной ответственностью «АльянсТеплоЭнерго» (далее – ООО «АльянсТеплоЭнерго») и муниципальному унитарному предприятию «Пинежское предприятие жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «Пинежский муниципальный район» (далее – МУП «Пинежское ПЖКХ») о возложении обязанности по проведению мероприятий, направленных на улучшение санитарного состояния объектов водоснабжения и устранению нарушений санитарного законодательства.

В обоснование заявленных требований указано, что согласно схеме водоснабжения МО «...» источниками централизованного питьевого водоснабжения на территории МО «...» являются:

1. Артезианская скважина, адрес: <адрес> (буровая скважина с водонапорной башней №***);

2. Артезианская скважина, адрес: <адрес> (буровая скважина с водонапорной башней №***);

3. Артезианская скважина, адрес: <адрес> (скважина №б/н);

4. Артезианская скважина, адрес: <адрес> (буровая скважина с водонапорной башней);

5. Артезианская скважина, адрес: <адрес> (скважина на <...>).

Согласно схеме водоснабжения МО «...» источниками централизованного питьевого водоснабжения на территории МО «...» являются:

1. Артезианская скважина, адрес: <адрес> (скважина №*** с водонапорной башней №***).

Собственником перечисленных источников централизованного питьевого водоснабжения является администрация Пинежского муниципального района Архангельской области.

Согласно концессионному соглашению в отношении объектов водоснабжения и отдельных объектов таких систем, расположенных на территории муниципальных образований «...», «...» и «...» Пинежского муниципального района Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ указанные источники централизованного питьевого водоснабжения являются собственностью администрации МО «Пинежский район» и переданы в долгосрочное пользование ООО «Астрея Поморья» в целях осуществления деятельности по водоснабжению в границах указанных муниципальных образований.

Согласно данным п. 2.1. схемы водоснабжения МО «...» на период с 2018 года до 2036 год и п. 2.1 схемы водоснабжения МО «...» на период с 2018 года до 2036 год указанные источники централизованного питьевого водоснабжения находятся в эксплуатационной ответственности ООО «АльянсТеплоЭнерго».

Постановлением администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» №***-па от 30.12.2022 «Об определении гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и установлении зон ее деятельности на территории муниципальных образований «...», «...», «...» статусом гарантирующей организации для систем холодного водоснабжения на территории МО «...», «...», «...» наделено МУП «Пинежское ПЖКХ».

Ссылаясь на положения ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 2, ст. 11, ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии», ч. 1 ст. 55, п. 3 ч. 1 ст. 27 Водного кодекса РФ, п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 6, ч. 1, ч. 2 ст. 10, ч. 10 ст. 23 Федерального закона № 416 от 07.12.2022 «О водоснабжении и водоотведении», СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения Санитарные правила и нормы», считает, что администрация Пинежского муниципального района Архангельской области обязана обеспечить условия, необходимые для подачи питьевой воды, соответствующей установленным требованиям, осуществлять меры по охране водных объектов источников питьевого водоснабжения, а также размещать информацию о качестве питьевой воды на своем официальном сайте в сети «Интернет».

В настоящее время санитарно-эпидемиологические заключения на проекты ЗСО источников централизованного питьевого водоснабжения в <адрес> МО «...» и <адрес> МО «...» Пинежского района Архангельской области для ООО «Астрея Поморья», ООО «АльянсТеплоЭнерго» или МУП «Пинежское ПЖКХ», осуществляющих эксплуатацию артезианских скважин и водопроводных сооружений, либо для собственника объектов централизованного питьевого водоснабжения - администрации Пинежского муниципального района Архангельской области, а также для иных лиц, ранее эксплуатировавших вышеуказанное муниципальное имущество, Управлением Роспотребнадзора по Архангельской области не выдавалось и в наличии не имеется.

Ответчиками не исполняются требования ч.3 и ч. 5 ст. 18 Закона № 52-ФЗ, п.п. 1.1, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02, а также требования ч.10 ст.23 Федерального закона № 416-ФЗ от 07 декабря 2011 года «О водоснабжении и водоотведении», а именно, отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии проектов ЗСО источников централизованного питьевого водоснабжения <адрес> МО «...» и <адрес> МО «...» Пинежского района Архангельской области санитарным правилам; в нарушение действующего законодательства водные объекты используются как источники централизованного питьевого водоснабжения без санитарно-эпидемиологических заключений; в средствах массовой информации и на официальном сайте администрации Пинежского района Архангельской области в сети «Интернет» (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет») не размещаются сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам <адрес> МО «...» и <адрес> МО «...» Пинежского района Архангельской области с использованием централизованных систем питьевого водоснабжения на территории Пинежского района Архангельской области, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов.

В связи с чем, просит обязать администрацию Пинежского муниципального района Архангельской области размещать не реже одного раза в год в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального округа в сети «Интернет» (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет») сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем питьевого водоснабжения на территории <адрес> МО «.» и <адрес> МО «...» Пинежского района Архангельской области, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов. Обязать администрацию Пинежского муниципального района Архангельской области, ООО «Астрея Поморья», ООО «АльянсТеплоЭнерго», МУП «Пинежское ПЖКХ» провести мероприятия, направленные на улучшение санитарного состояния источников централизованного питьевого водоснабжения на территории <адрес> МО «...» и <адрес> МО «...» Пинежского района Архангельской области, а именно, в срок до 01.01.2025 получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов; разработать проекты зон санитарной охраны и получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков, в границах таких зон санитарным правилам, в отношении следующих объектов водоснабжения:

1. Артезианская скважина, адрес: <адрес> (буровая скважина с водонапорной башней №***);

2. Артезианская скважина, адрес: <адрес> (буровая скважина с водонапорной башней №***);

3. Артезианская скважина, адрес: <адрес> (скважина №***);

4. Артезианская скважина, адрес: <адрес> (буровая скважина с водонапорной башней);

5. Артезианская скважина, адрес: <адрес> (скважина на <...>);

6. Артезианская скважина, адрес: <адрес> (скважина №*** с водонапорной башней №***) (л.д.4-12).

Определением Пинежского районного суда от 30.11.2023, вынесенным в протокольной форме, к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом и ЖКХ администрации Пинежского муниципального района Архангельской области (далее – КУМИ и ЖКХ администрации Пинежского муниципального района).

В судебном заседании представитель истца Олейников Ю.Н. поддержал исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации Пинежского муниципального района Архангельской области (далее – администрация Пинежского муниципального района, администрация) Зубова Н.В. в судебном заседании, поддержав ранее представленный отзыв на исковое заявление, пояснила, что удовлетворение первого требования истца (о размещении информации) оставляет на усмотрение суда. По второму требованию истца пояснила, что не оспаривает нахождение объектов водоснабжения МО «...» и МО «...» в собственности администрации, при этом полагала, что согласно требованиям Федерального закона №416-ФЗ от 07.12.2011 все мероприятия, которые предшествуют разработке проектов ЗСО и получению заключений, должна проводить ресурсоснабжающая организация, которая также обязана проводить постоянный анализ качества воды. Администрацией подготовлен перечень мероприятий, необходимых для улучшения состояния объектов водоснабжения в МО «...» и МО «...», рассчитана стоимость проведения этих мероприятий, исходя из информации специализированных организаций, которые могут разработать такие проекты. В настоящее время эксплуатирующей организацией по спорным объектам водоснабжения является МУП «Пинежское ПЖКХ», которое может в установленном порядке обратиться в администрацию по вопросам финансирования указанных в иске мероприятий, направленных на улучшение санитарного состояния источников централизованного питьевого водоснабжения. С ООО «Астрея Поморья» концессионное соглашение расторгнуто. ООО «АльянсТеплоЭнерго» какого-либо отношения к спорным объектам в настоящее время не имеет. Указала на необходимость увеличения срока для исполнения требований истца, считают разумным срок для исполнения второго требования, в случае его удовлетворения, 2,5 года. Также пояснила, что преобразование Пинежского муниципального района в муниципальный округ в соответствии с Законом Архангельской области от 09.06.2023 № 719-внеоч.-ОЗ до настоящего времени не завершено, переходный период продолжится до 01.01.2024.

Представитель ответчика МУП «Пинежское ПЖКХ» Шишалова О.И. в судебном заседании с иском согласилась, подтвердила, что предприятие является гарантирующим поставщиком для систем холодного водоснабжения на территории МО «... и МО «...», им приняты спорные объекты водоснабжения, предприятие готово провести указанные истцом мероприятия при финансировании со стороны администрации Пинежского муниципального района. Полагала, что для исполнения указанного требования указанный в иске срок следует увеличить.

Представители ответчиков ООО «Астрея Поморья», ООО «АльянсТеплоЭнерго», представитель третьего лица КУМИ и ЖКХ администрации МО «Пинежский район» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, отзывы не представили.

Суд согласно ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), определил рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав представителя истца Олейникова Ю.Н., представителя ответчика - администрации Пинежского муниципального района Зубову Н.В., представителя ответчика МУП «Пинежское ПЖКХ» Шишалову О.И., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 51 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» (далее – Закон №52-ФЗ от 30.03.1999) главные государственные санитарные врачи и их заместители вправе предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства.

В Архангельской области Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека представлена Управлением Роспотребнадзора по Архангельской области и его территориальными отделами, в их числе Пинежский территориальный отдел. Согласно положению об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области, Управление осуществляет функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка (л.д.13-22).

Из положения о Пинежском территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области следует, что начальник территориального отдела является главным государственным санитарным врачом по Пинежскому, Мезенскому и Лешуконскому районам (п.16) (л.д.23-36).

Статья 42 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ч. 1 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (часть 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации).

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к вопросам местного значения муниципальных районов относится, в частности, организация водоснабжения населения и водоотведения (абзац двенадцатый ч. 1 ст. 2, п. 4 ч.1 ст. 14, ч. 4 ст. 14); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (п. 1 ч. 1 ст. 50), в частности, объекты питьевого водоснабжения.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 27 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относится, в том числе, осуществление мер по охране таких водных объектов.

Как предусмотрено ст. 6 Федерального закона №416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон №416-ФЗ от 07.12.2011), к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:

-организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (пункт 1 части 1);

-определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, муниципального округа, городского округа гарантирующей организации (пункт 2 части 1).

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Закона №416-ФЗ от 07.12.2011, органы местного самоуправления в пределах их полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения вправе запрашивать у организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, информацию, необходимую для осуществления полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, а указанные организации обязаны предоставить запрашиваемую информацию.

На основании ч.2 ст.23 Закона №416-ФЗ от 07.12.2011 органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

В силу ст.11 Закона №52-ФЗ от 30.03.1999 юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В соответствии со статьей 1 Закона №52-ФЗ от 30.03.1999 под санитарно-эпидемиологическим заключением понимается документ, выдаваемый в установленных настоящим Законом случаях федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарным правилам факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств.

Согласно ч. 5 ст. 18 Закона №52-ФЗ от 30.03.1999 зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам (ч.5).

Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 14.03.2002 № 10 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02", в соответствии с которыми на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника.

Данные правила обязательны для всех субъектов водоснабжения - граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02).

ЗСО организуются на всех водопроводах вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены (п.1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Организации ЗСО должна предшествовать разработка её проекта, в который включаются: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО (п.1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Согласно п.п.1.11, 1.12, 1.12.1, 1.12.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.

Согласно пункту 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Согласно ч.ч.1, 3 ст. 18 Закона №52-ФЗ от 30.03.1999 водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека (ч. 1).

Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (ч. 3).

Судом установлено, что объекты водоснабжения: артезианская скважина, адрес: <адрес> (буровая скважина с водонапорной башней №***); артезианская скважина, адрес: <адрес> (буровая скважина с водонапорной башней №***); артезианская скважина, адрес: <адрес> (скважина №б/н); артезианская скважина, адрес: <адрес> (буровая скважина с водонапорной башней); артезианская скважина, адрес: <адрес> (скважина на питомник) относятся к источникам централизованного водоснабжения на территории <адрес> МО «...» Пинежского района Архангельской области.

Объект водоснабжения: артезианская скважина, адрес: <адрес> (скважина №*** с водонапорной башней №***), относится к источникам централизованного водоснабжения на территории <адрес> МО «...» Пинежского района Архангельской области.

Данные артезианские скважины состоят в муниципальной собственности МО «Пинежский район».

Приведенные обстоятельства подтверждаются схемой водоснабжения МО «...», схемой водоснабжения МО «...», выпиской из реестра объектов муниципальной собственности МО «Пинежский район» (л.д. 37-40,41-46, 130).

Из материалов дела следует, сторонами не оспаривается, что указанные объекты водоснабжения числятся в муниципальной собственности как источники питьевого водоснабжения для решения вопроса организации водоснабжения населения в границах <адрес> МО «...» и <адрес> МО «...».

Истцом указано, что спорные объекты водоснабжения находятся в пользовании ООО «Астрея Поморья», ООО «АльянсТеплоЭнерго» и МУП «Пинежское ПЖКХ».

Между тем судом установлено следующее.

ДД.ММ.ГГГГ между МО «Пинежский район» (концедент), ООО «Астрея Поморья» (концессионер) и Архангельской областью заключено концессионное соглашение (далее – соглашение от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которому концессионер обязался за свой счет в порядке, в сроки и на условиях, предусмотренных соглашением осуществлять с использованием (эксплуатацией) объекта соглашения деятельность по водоснабжению в границах муниципальных образований «...», «...» и «...» Пинежского муниципального района Архангельской области (п. 1). Согласно п. 2 соглашения объектом являются объекты водоснабжения и отдельные объекты таких систем, предназначенные для осуществления деятельности, указанной в п. 1 соглашения (л.д. 47-56).

Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ расторгнуто, имущество, являющееся объектом соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, возвращено концеденту (л.д.129).

На основании постановления администрации Пинежского муниципального района №***-па от 01.12.2022 имущество, поименованное в приложении к постановлению, передано в хозяйственное ведение МУП «Пинежское ПЖКХ». КУМИ и ЖКХ администрации МО «Пинежский район» после возврата имущества, переданного по соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, оформлены акты приема-передачи муниципального имущества муниципальному унитарному предприятию «Пинежское ПЖКХ», в том числе спорных объектов водоснабжения на территории МО «...» и «...». (л.д.123-125,126-128).

На основании постановления администрации Пинежского муниципального района Архангельской области №***-па от 30.12.2022 «Об определении гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и установлении зон ее деятельности на территории муниципальных образований «...», «...» и «...»» МУП «Пинежское ПЖКХ» наделено статусом гарантирующей организации для систем холодного водоснабжения на территории муниципальных образований «...» и «...», установлена зона деятельности гарантирующей организации, включающая территорию МО «...» и МО «...» (л.д.58).

Сведений о передаче в пользование спорных объектов водоснабжения ООО «АльянсТеплоЭнерго» в материалы дела не представлено. После утверждения схемы водоснабжения МО «...», схемы водоснабжения МО «...» (утверждены администрацией Пинежского муниципального района 08.05.2018), на которые ссылается истец в подтверждение эксплуатационной ответственности ООО «АльянсТеплоЭнерго», спорные объекты водоснабжения неоднократно передавались иным юридическим лицам. Из пользования ООО «Астрея Поморья» они на момент рассмотрения настоящего дела также изъяты в связи с расторжением концессионного соглашения от 11.04.2019.

Таким образом, судом установлено, что полномочия собственника систем водоснабжения МО «...» и «...» в настоящее время осуществляет администрация Пинежского муниципального района, а использует данное имущество МУП «Пинежское ПЖКХ», осуществляющее на территории МО «...» и территории МО «...» деятельность по водоснабжению, поскольку именно этому юридическому лицу переданы спорные объекты водоснабжения.

Как следует из искового заявления, объяснений лиц, участвующих в деле, и не оспорено ответчиками, в отношении всех вышеуказанных централизованных источников водоснабжения отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии данных объектов, используемых в качестве источников централизованного водоснабжения, санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, не разработаны и соответственно не оформлены санитарно-эпидемиологические заключения на проекты, а также не разработаны проекты зон санитарной охраны.

Указанное подтверждается также разработанным администрацией перечнем мероприятий, необходимых для улучшения санитарного состояния объектов водоснабжения и устранении нарушений санитарного законодательства для источников водоснабжения, расположенных на территории <адрес> и <адрес>. Из данного перечня действительно следует, что необходимо провести следующие мероприятия: восстановление паспортов для подземных источников водоснабжения, в том числе предварительная обработка заказа, ведение заказа: <адрес> - 5 подземных источников (артезианский скважин), <адрес> – 1 подземный источник (артезианская скважина); получение гидрогеологических заключений на каждый источник водоснабжения; разработка, утверждение и согласование «Рабочей программы производственного контроля качества воды»; заключение договора на исследование качества воды с аккредитованной лабораторией; выполнение анализа качества воды аккредитованной лабораторией в соответствии с «Рабочей программой производственного контроля качества воды»; предоставление правоустанавливающих документов на водозаборные и водопроводные сооружения (объекты) и земельные участки, на которых они расположены; разработка проекта ЗСО (зон санитарной охраны) для подземных источников водоснабжения путем заключения договора или контракта; получение экспертного заключения на соответствие проекта ЗСО требованиям санитарного законодательства в любой аккредитованной в данной области экспертной организации; получение санитарно-эпидемиологического заключения в Управлении Роспотребнадзора на проект ЗСО; установление координат границ ЗСО; утверждение проекта ЗСО в министерстве природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области; выполнение работ в соответствии с утвержденным проектом ЗСО и СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»; получение экспертного заключения на материалы «Использование водного объекта в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения» на каждый водоисточник; получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов в Управлении Роспотребнадзора по Архангельской области (л.д.130-132).

Таким образом, факт того, что в отношении всех вышеперечисленных централизованных источников водоснабжения отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии названных выше объектов, используемых в качестве источников централизованного питьевого водоснабжения, санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, не разработаны и соответственно не оформлены санитарно-эпидемиологические заключения на проекты, а также не разработаны проекты зоны санитарной охраны, является установленным.

При таких обстоятельствах, учитывая вышеперечисленные правовые нормы, суд приходит к выводу, что обязанность по разработке в соответствии с санитарным законодательством проектов зон санитарной охраны и получению санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии санитарным правилам разработанных проектов зон санитарной охраны и ограничений использования земельных участков в границах таких зон, получению санитарно-эпидемиологические заключений о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов лежит на администрации Пинежского муниципального района, которая действует от имени собственника в отношении них, независимо от того, кому и на каком основании переданы данные объекты в пользование и владение.

Между тем разработать проект ЗСО без анализов качества воды в объеме, предусмотренном действующими санитарными нормами и правилами в соответствии с производственной программой контроля качества питьевой воды невозможно, поскольку анализ качества питьевой воды является одной из составляющих для получения проекта ЗСО и санитарно-эпидемиологических заключений.

Согласно положениям ст.25 Закона №416-ФЗ от 07.12.2011 производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение (п. 2).

Гарантирующие организации вправе осуществлять производственный контроль качества питьевой воды на объектах централизованной системы холодного водоснабжения, эксплуатируемых другими организациями (п. 3).

Проведение лабораторных исследований и испытаний в рамках производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации (п. 4).

Производственная программа контроля качества воды должна содержать, в том числе, перечень контролируемых показателей качества воды и их гигиенические нормативы, установленные санитарными нормами и правилами: микробиологические и паразитологические, органолептические, радиологические, обобщенные, остаточные количества реагентов, химические вещества, выбранные для постоянного контроля; план пунктов отбора проб воды в местах водозабора, перед подачей воды в распределительную сеть водопровода (в резервуаре чистой воды) и в пунктах водоразбора наружной и внутренней сети водопровода; количество контролируемых проб воды и периодичность их отбора для лабораторных исследований (испытаний), перечень показателей, определяемых в исследуемых пробах воды; календарные графики отбора проб воды и проведения их исследования (испытания).

В программе также должно быть предусмотрено проведение ежемесячного анализа результатов контроля качества воды, и определен порядок передачи информации по результатам контроля администрации системы водоснабжения, органам Роспотребнадзора и органу местного самоуправления. Рабочая программа согласовывается с органами Роспотребнадзора.

Согласно п.23 Постановления Правительства РФ от 06.01.2015 № 10 «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды» организация, осуществляющая водоснабжение, обеспечивает: для территориального органа - беспрепятственный доступ к журналу контроля качества воды; для органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления - предоставление выписки из журнала контроля качества воды в течение 2 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.

Установлено, что МУП «Пинежское ПЖКХ» осуществляет деятельность по водоснабжению населения <адрес> МО «...» и <адрес> МО «...» посредством эксплуатации водоисточников, однако, это осуществляется в нарушение вышеперечисленных требований закона, без разработанных в установленном порядке проектов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, обустройство которых призвано не допустить возможность загрязнения данных источников.

Таким образом, МУП «Пинежское ПЖКХ» как юридическое лицо, пользующееся объектами водоснабжения, обязано принять меры по разработке проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения, получению санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии санитарным правилам разработанных проектов зон санитарной охраны и ограничений использования земельных участков в границах таких зон, а также к получению санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов в части подготовки производственной программы контроля качества воды и проверки качества воды в объеме (анализы), предусмотренном действующими санитарными нормами и правилами.

В данном случае суд соглашается с истцом в части возложения обязанности по получению санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов и разработке в соответствии с санитарным законодательством проектов зон санитарной охраны и получению санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии санитарным правилам разработанных проектов зон санитарной охраны и ограничений использования земельных участков в границах таких зон как на администрацию Пинежского муниципального района, так и на эксплуатирующую организацию, которой в данном случае является МУП «Пинежское ПЖКХ», то есть требование истца в этой части подлежит удовлетворению к двум ответчикам одновременно.

ООО «Астрея Поморья», ООО «АльянсТеплоЭнерго» не являются организациями, которые используют спорные объекты водоснабжения, в связи с чем, на них не может быть возложена обязанность провести мероприятия, направленные на улучшение санитарного состояния указанных в иске источников централизованного питьевого водоснабжения на территории <адрес> МО «...» и <адрес> МО «...» Пинежского района Архангельской области. В связи с чем, в удовлетворении исковых требований к ООО «Астрея Поморья», ООО «АльянсТеплоЭнерго» следует отказать.

В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Срок, указанный истцом для устранения нарушений до 01.01.2025, исходя из объема подлежащих исполнению мероприятий, представленных ответчиками доказательств относительно срока выполнения работ и их стоимости, принимая во внимание положения Бюджетного кодекса Российской Федерации относительно планирования расходных обязательств, суд считает недостаточным, поэтому руководствуясь общеправовыми принципами разумности и справедливости, необходимостью соблюдения баланса между интересами истца и ответчиков, а также интересами неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу о необходимости установить срок для устранения названных нарушений до 26.12.2025.

При разрешении исковых требований, заявленных к администрации Пинежского муниципального района о возложении обязанности размещать не реже одного раза в год в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет») сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем питьевого водоснабжения на территории <адрес> МО «...» и <адрес> МО «...», о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.10 ст.23 Закона №416-ФЗ от 07.12.2011, органы местного самоуправления обязаны не реже одного раза в год размещать в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет») сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, муниципального округа, городского округа, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов.

Согласно ст. 19 Закона №52-ФЗ от 30.03.1999 питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства (пункт 1). Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (пункт 2).

Из приведенных положений законодательства следует, что обязанность по обеспечению качества питьевой воды, поставляемой с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, возложена на организации, осуществляющие холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения.

Применительно к настоящему случаю обеспечение качества питьевой воды поставляемой с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, в соответствии с установленными требованиями возлагается на администрацию Пинежского муниципального района, в адрес которой в соответствии с требованиями производственной программы проверки качества воды эксплуатирующая организация обязана направлять сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселений, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов.

Судом установлено и не оспаривается администрацией Пинежского муниципального района, что обязанность размещать не реже одного раза в год в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет») сведений о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем питьевого водоснабжения на территории МО «...» и МО «...» Пинежского района, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов, ею в предусмотренном законом объеме не исполняется.

На основании изложенного, данное исковое требование территориального органа Роспотребнадзора следует удовлетворить, поскольку обязанность органа местного самоуправления по ежегодному информированию населения о качестве питьевой воды в муниципальном образовании прямо предусмотрена законом.

Таким образом, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая обстоятельства дела, суд считает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично, за исключением исковых требований, заявленных к ООО «Астрея Поморья и ООО «АльянсТеплоЭнерго», и с учетом определенного судом срока, в течение которого должно быть исполнено судебное решение.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области в лице начальника Пинежского территориального отдела в интересах неопределенного круга лиц (ИНН <...>, ОГРН <...>) к администрации Пинежского муниципального района Архангельской области, обществу с ограниченной ответственностью «Астрея Поморья», обществу с ограниченной ответственностью «АльянсТеплоЭнерго» и муниципальному унитарному предприятию «Пинежское предприятие жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «Пинежский муниципальный район» о возложении обязанности по проведению мероприятий, направленных на улучшение санитарного состояния объектов водоснабжения, и устранению нарушений санитарного законодательства, удовлетворить частично.

Возложить на администрацию Пинежского муниципального района Архангельской области (ИНН <...>, ОГРН <...>) обязанность размещать не реже одного раза в год в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет») сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории пос. Новолавела муниципального образования «....» и <адрес> муниципального образования «...» Пинежского района Архангельской области, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов.

Возложить на администрацию Пинежского муниципального района Архангельской области и муниципальное унитарное предприятие «Пинежское предприятие жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «Пинежский муниципальный район» (ИНН <...>, ОГРН <...>) обязанность по проведению мероприятий, направленных на улучшение санитарного состояния источников централизованного питьевого водоснабжения, расположенных на территории пос. Новолавела муниципального образования «...» и <адрес> муниципального образования «...» Пинежского района Архангельской области, а именно, в срок до 26.12.2025 года:

- получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов;

- разработать в соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной охраны и получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам разработанных проектов зон санитарной охраны и ограничений использования земельных участков в границах таких зон,

в отношении следующих объектов водоснабжения:

1. Артезианская скважина, адрес: <адрес> (буровая скважина с водонапорной башней №***);

2. Артезианская скважина, адрес: <адрес> (буровая скважина с водонапорной башней №***);

3. Артезианская скважина, адрес: <адрес> (скважина №б/н);

4. Артезианская скважина, адрес: <адрес> (буровая скважина с водонапорной башней);

5. Артезианская скважина, адрес: <адрес> (скважина на питомник);

6. Артезианская скважина, адрес: <адрес> (скважина №*** с водонапорной башней №***).

В удовлетворении исковых требований к обществу с ограниченной ответственностью «Астрея Поморья» (ИНН <...>, ОГРН <...>) и обществу с ограниченной ответственностью «АльянсТеплоЭнерго» (ИНН <...>, ОГРН <...>), отказать.

Решение может быть обжаловано в судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Пинежский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 29 декабря 2023 года.

Судья          О.Ю. Жук

2-369/2023 ~ М-355/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав и благополучия человека по АО в лице Пинежского территориального отдела
Ответчики
Администрация Пинежского муниципального района Архангельской области
МУП Пинежское ПЖКХ
ООО "АльянсТеплоЭнерго"
ООО "Астрея Поморья"
Другие
КУМИ и ЖКХ администрации МО "Пинежский район"
Суд
Пинежский районный суд Архангельской области
Судья
Жук Ольга Юрьевна
Дело на странице суда
pinegasud--arh.sudrf.ru
01.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.11.2023Передача материалов судье
09.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.11.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.11.2023Предварительное судебное заседание
26.12.2023Судебное заседание
29.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее