Судья Хорошева Н.Н.
Дело №71- 121/2023
59RS0043-01-2023-000062-54
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 22 марта 2023 года
Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Якушева Андрея Петровича на постановление судьи Чердынского районного суда Пермского края от 03.02.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Юркина Николая Ивановича,
у с т а н о в и л а:
Постановлением судьи Чердынского районного суда Пермского края от 03.02.2023 (резолютивная часть постановления объявлена 02.02.2023) Юркин Н.И. признан виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рулей.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник Якушев А.П. просит об отмене постановления, указывая на допущенные грубые нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В дополнительной жалобе защитник указал на отсутствие доказательств совершения Юркиным Н.И. вмененного ему деяния.
В судебном заседании Якушев А.П., Юркин Н.И. на удовлетворении жалобы настаивали.
Изучив доводы жалобы, заслушав Юркина Н.И., защитника Якушева А.П., исследовав материалы дела, просмотрев представленные видеозаписи, допросив в качестве свидетеля сотрудника полиции АС., составившего протокол об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему.
Согласно пунктам 2, 11 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» в числе иных на полицию возложены обязанности: пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия; пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции.
Частью 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции» предусмотрено, что полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права, в том числе, требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий; проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; патрулировать населенные пункты и общественные места; доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести.
В силу статьи 27 названного Закона сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан… в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия принять меры по спасению гражданина, предотвращению и (или) пресечению преступления, административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении, по охране места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия и сообщить об этом в ближайший территориальный орган или подразделение полиции.
Сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток при выполнении обязанностей, указанных в части 2 статьи 27 Федерального закона «О полиции», имеет право: требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий; проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность и (или) подтверждающие их полномочия; требовать от лиц, подозреваемых в совершении преступления, административного правонарушения, оставаться на месте до прибытия представителей территориального органа или подразделения полиции либо представителей других правоохранительных органов, а также доставлять лиц, подозреваемых в совершении преступления, административного правонарушения, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение.
Исходя из положений статьи 5, пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения обеспечивается осуществлением контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения, в том числе посредством осуществления надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок осуществления надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
В силу пункта 19.1 части 1 ст.12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» надзор за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения возложен на полицию.
Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», определяя в качестве предназначения полиции защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрану общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности (ч.1 ст.1), возлагает на полицию и ее сотрудников соответствующие предназначению полиции обязанности и предоставляет обусловленные данными обязанностями права.
Законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами. Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (части 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ).
Приведенным положениям корреспондирует часть 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которой неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от сорока до ста двадцати часов.
В целях реализации единой государственной политики в области безопасности дорожного движения Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» утверждено Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, пунктом 1 которого предусмотрено, что государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 2 указанного Положения Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее именуются - граждане) законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм (далее именуются - нормативные правовые акты) по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
Пунктом 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации на Госавтоинспекцию возлагаются обязанности по участию в мероприятиях по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности; выявлению причин и условий, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения, принятие мер по их устранению; осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с п.12 приведенного Положения Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, а также документы на транспортное средство…, осуществлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке административное задержание и личный досмотр граждан, совершивших административное правонарушение; составлять протоколы об административных правонарушениях, назначать в пределах своей компетенции административные наказания юридическим лицам, должностным лицам и гражданам, совершившим административное правонарушение, применять иные меры, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 17.01.2023 в 17 часов 15 минут на ул. Романовская г. Чердыни, в районе дома №13а был остановлен автомобиль «ЛАДА ГРАНТА» без государственных регистрационных знаков под управлением Юркина Н.И., в действиях которого были обнаружены признаки административных правонарушений, ответственность за которые установлена статьей 12.6 и частью 3 статьи 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При составлении процессуальных документов Юркин Н.И. отказывался назвать свои данные (адрес регистрации, проживания), не выполнил требование пройти в патрульный автомобиль для доставления в дежурную часть отдела полиции для установления его личности и оформления административных материалов, при этом оказал сопротивление (хватался за форменное обмундирование, упирался руками в патрульный автомобиль), вел себя нагло, дерзко, вызывающе, тем самым препятствовал исполнению возложенных на полицию служебных обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению безопасности дорожного движения.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются видеозаписями, осуществлявшимися на видеорегистратор, установленный в служебном автомобиле; рапортами инспекторов ДПС отделения Госавтоинспекции отдела МВД России по Чердынскому городскому округу М., АС., свидетельскими показаниями последнего, данными в краевом суде, частично письменными и устными объяснениями Юркина Н.И., признававшего, что отказывался пройти в служебный автомобиль.
Исходя из видеозаписи 20230117_1620_1723, патрульный автомобиль двигается навстречу транспортному средству без государственных регистрационных номеров, развернулся и последовал за ним и остановился около остановившегося у магазина «Пятерочка» транспортного средства без государственных регистрационных номеров (при этом видно, что у патрульного автомобиля включены специальные световые сигналы); к водителю со стороны водительской двери подошел один сотрудник полиции. Всего видеозапись длится 1 час 3 минуты 27 секунд, из них значение для дела имеют первые 46 минут 45 секунд, события на месте остановки транспортного средства зафиксированы, начиная со второй минуты пяти секунд. При этом из видеозаписи видно, что длительное время ведутся диалоги с Юркиным Н.И., в том числе сотрудником полиции, подъехавшим позднее, иными лицами в гражданской одежде, несовершеннолетним ребенком Юркина Н.И., при этом по жестам и мимике поведение Юркина Н.И. довольно эмоционально, сотрудники полиции неоднократно возвращались к патрульному автомобилю, а Юркин Н.И. уходил в магазин, вел беседы по телефону. На 44 минуте 05 секундах Юркин Н.И. во время беседы с сотрудниками полиции осуществил звонок по телефону, затем отвернулся от сотрудников полиции, отошел от них в сторону магазина, на 45 минуте 23 секундах сотрудник полиции подошел к нему, приобхватил его с права левой рукой, правой показав в сторону патрульного автомобиля, Юркин Н.И. начал отходить от сотрудника полиции, затем подошел второй и Юркина Н.И. стали сопровождать в патрульный автомобиль, Юркин Н.И. продолжал разговаривать по телефону, высвободился, развернулся в другую сторону, после чего к нему была применена физическая сила, Юркин Н.И. продолжал сопротивление действиям по препровождению в патрульный автомобиль. В дальнейшем Юркин Н.И. был препровожден к автомобилю с правой стороны.
Видеозапись 00018, осуществленная на видеорегистратор в патрульном автомобиле, направленная на его салон, по своему содержанию фиксирует события при помещении Юркина Н.И. в патрульный автомобиль, в салоне автомобиля, Юркин Н.И. нелицеприятно высказывается в адрес сотрудников полиции, на что ребенок его неоднократно просил успокоиться, Юркин Н.И. пытался покинуть автомобиль, сотрудник полиции на подлокотник положил процессуальных документ, на 11 минуте 43 секундах спросил у Юркина Н.И. место жительства, на что Юркин Н.И. ответил отказом, ребенок его просил все сказать, при этом в диалоге с ребенком сотрудник полиции озвучивает, что в отделе полиции узнают, где проживает Юркин Н.И. Доводы Юркина Н.И. о фальсификации данной записи объективными доводами не подтверждены.
Совокупность зафиксированных на видеозаписи событий с рапортами сотрудников полиции, показаниями сотрудника полиции АС., письменными свидетельскими показаниями К., Д., находившихся на месте событий, подтверждает то обстоятельство, что при составлении протоколов об административных правонарушениях на месте остановки транспортного средства Юркин Н.И. на требование назвать сведения о месте жительства (регистрации) отказывался, с сотрудниками полиции разговаривал на повышенных тонах, оскорбительно высказывался в их адрес, отказывался пройти в служебный автомобиль.
В соответствии с частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В силу разъяснений в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации №5 от 24.03.2005 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Место жительства (регистрации) относится к сведениям, позволяющим идентифицировать лицо, в отношении которого ведется производство по делу, в том числе в целях соблюдения его прав на получение корреспонденции (извещений, копий принятых постановлений, решений и пр.), направляемой в рамках дела об административном правонарушении, указание этих сведений также необходимо в дальнейшем для идентификации лица как должника по исполнительному производству в случае неисполнения обязанности по уплате административного штрафа в установленный срок при привлечении к административной ответственности.
Оснований полагать, что Юркину Н.И. не было известно, в связи с чем ему предъявляются соответствующие требования, в том числе с учетом событий, зафиксированных видеозаписями, не имеется.
При том, что действия Юркина Н.И. препятствовали составлению в отношении него процессуальных документов по делам об административных правонарушениях, их составление не могло быть завершено, в том числе с учетом отсутствия возможности внести в протоколы необходимые сведения из базы данных, о чем пояснил свидетель А. С.А., сотрудники полиции вправе были потребовать от него проследовать в служебный автомобиль для доставления в отдел полиции для завершения административных процедур.
Ошибочное отнесение судьей характеристик поведения Юркина Н.И. «нагло, дерзко, вызывающе» к квалифицирующим признакам правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не свидетельствует о неправомерности вынесенного постановления. В данном случае юридически значимыми обстоятельствами являются законность требования (распоряжения) сотрудников полиции, неповиновение такому требованию (распоряжению).
В связи с этим не дается оценка доводам о действиях сотрудников полиции с превышением полномочий при применении физической силы и спецсредств оценка не дается.
Вместе с тем, нельзя согласиться с выводами судьи районного суда о том, что Юркин Н.И. не передал конкретные технические и правоустанавливающие документы, исходя из предъявленных требований, как указано в протоколе об административном правонарушении, передать документы, предусмотренные пунктом 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации.
Пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации обязывает водителя механического транспортного средства иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории; регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа - и на прицеп (кроме прицепов к мопедам)…
Как следует из материалов дела, Юркин Н.И. передал на требование водительское удостоверение. Передать регистрационные документы сотруднику полиции возможность у него отсутствовала ввиду отсутствия таких документов в связи с тем, что автомобиль на регистрационный учет поставлен в установленном порядке не был. В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регистрационными документами являются: свидетельство о регистрации транспортного средства; регистрационные документы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, РСФСР, СССР, выданные до 1993 года, в том числе свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт транспортного средства, технический талон транспортного средства.
Паспорт транспортного средства, договор купли-продажи транспортного средства к регистрационным документам не относятся, в пункте 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации они не поименованы, равно как и полис ОСАГО.
Между тем, данное обстоятельство не исключает отсутствие в действиях Юркина Н.И. состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, не влияет на законность привлечения его к ответственности, а также на размер назначенного административного наказания.
Административное наказание назначено Юркину Н.И. в пределах санкции части 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в минимальном размере, является соразмерным и справедливым. Постановление о назначении административного наказания вынесено в пределах установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности привлечения к административной ответственности.
Протокол об административном правонарушении содержит все предусмотренные статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изложение события правонарушения отвечает диспозиции части 1 статьи 19.3 названного Кодекса. Следует согласиться с оценкой судьей районного суда доводов о том, что права, предусмотренные статьей 51 Конституции Российской Федерации, статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при составлении протокола об административном правонарушении не разъяснялись. Подпись Юркина Н.И. в соответствующей графе поставлена. Юркин Н.И. воспользовался предоставленным ему правом давать объяснения, копия протокола ему вручена, что подтверждается его подписью.
В дальнейшем Юркин Н.И. воспользовался помощью защитника, который был ознакомлен с материалами дела 27.01.2023, что позволяло подготовиться к рассмотрению дела, состоявшемуся 02.02.2023. То обстоятельство, что видеозапись не была предоставлена при ознакомлении, как указывает защитник, не свидетельствует о нарушении права за защиту, на ознакомление с материалами дела, поскольку в дальнейшем данное доказательство исследовалось судьей районного суда. Рассмотрение дела в день поступления протокола об административном правонарушении отвечает требованиям части 4 статьи 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания. Юркину Н.И., защитнику Якушеву А.П. была предоставлена возможность представить доказательства как документы, так и обеспечить явку свидетелей, которые были судьей допрошены. Доказательства того, что состояние здоровья Юркина Н.И. не позволяло ему воспринимать значение процессуальных действий, сложившуюся обстановку при рассмотрении дела об административном правонарушении, отсутствуют.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Юркина Н.И. допущено не было. Доводы, которые бы повлекли отмену принятого постановления, не приводятся.
При таком положении оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л а:
Постановление судьи Чердынского районного суда Пермского края от 02.02.2023 оставить без изменения, жалобу защитника Якушева Андрея Петровича - без удовлетворения.
Решение вступило в законную силу.
Судья – подпись