Дело № 2-356/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 мая 2022 года г. Чебаркуль Челябинской области
Чебаркульский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Белышевой В.В.,
при секретаре Негодиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, с участием прокурора Зыкиной И.С., представителя ответчика МУ «Администрация Варламовского сельского поселения» Запевалова А.С.,
представителя ответчика – Администрации Чебаркульского муниципального района Колобаева М.С.,
гражданское дело по иску Чебаркульского городского прокурора в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Администрации Варламовского сельского поселения, Администрации МО «Чебаркульский муниципальный район», МУ «Управления строительства, ЖКХ и архитектуры администрации Чебаркульского муниципального района» о возложении обязанности профинансировать выполнение работ по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, заключения договора
УСТАНОВИЛ:
Чебаркульский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исками к Администрации Варламовского сельского поселения о возложении обязанности в срок не позднее 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу заключить договор, предметом которого является выполнение работ по разработке проекта зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения - скважины №, с кадастровым номером №; в срок не позднее 2 месяцев с даты вступления в силу решения суда по настоящему делу направить в Министерство промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области заявления об утверждении проекта зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения - скважины №, с кадастровым номером №, с приложением копии положительного санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проектов санитарным правилам и нормам и необходимыми документами (в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги по утверждению проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, и установлению границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным нормам и правилам) для установления границы зон санитарной охраны указанных источников питьевого водоснабжения.
В основание исков указано, что МУ «Администрация» Варламовского сельского поселения» является собственником источников питьевого водоснабжения - скважины №, с кадастровым номером №. До настоящего времени администрацией сельского поселения в нарушение норм законодательства мер для разработки проектов зон санитарной охраны указанных источников питьевого водоснабжения, получения на них санитарно-эпидемиологического заключения, направления согласованных проектов в уполномоченный орган исполнительной власти Челябинской области в целях установления зон санитарной охраны не принято. Обязанность по разработке зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения лежит на органе местного самоуправления - собственнике источников питьевого водоснабжения. Данное обстоятельство создает угрозу загрязнения источников питьевого водоснабжения и, таким образом, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, проживающих, пребывающих на территории муниципального образования.
Определением судьи Чебаркульского городского округа Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело № 2-356/2022 по иску Чебаркульского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Варламовского сельского поселения о возложении обязанности подготовить проект зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, гражданские дела № 2-402/2022, №2-403/2022, №2-404/2022, №2-405/2022, №2-453/2022 по искам Чебаркульского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Варламовского сельского поселения о возложении обязанности подготовить проекты зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения объедены в одно производство.
В ходе рассмотрения дела Чебаркульский городской прокурор уточнил исковые требования, окончательно просил возложить на МУ «Администрацию Чебаркульского муниципального района, МУ «Управление строительства, ЖКХ и архитектуры администрации Чебаркульского муниципального района» обязанность в срок не позднее трех месяцев с даты вступления решения в законную силу профинансировать выполнение работ по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, необходимых для установления границы зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения: скважины №, с кадастровым номером №; скважины №, с кадастровым номером №; скважины №, с кадастровым номером №; скважины без номера, с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>; скважины без номера, с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>; скважины без номера, с кадастровым номером №, расположенную по адресу: д<адрес>, возложить на администрацию Варламовского сельского поселения» обязанность в срок не позднее трех месяцев с момента финансирования заключить договор, предметом которого является выполнение работ по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения: скважины №, с кадастровым номером №; скважины №, с кадастровым номером №; скважины №, с кадастровым номером №; скважины без номера, с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>; скважины без номера, с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>; скважины без номера, с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес> и направить его в Министерство промышленности новых технологий и природных ресурсов Челябинской области заявления об утверждении проектов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения с приложением копии положительного санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проектов санитарным правилам и нормам и необходимыми документами (в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги по утверждению проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, и установлению границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения при наличии санитарно - эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным нормам и правилам) для установления границы зон санитарной охраны указанных источников питьевого водоснабжения.
Прокурор Зыкина И.С. в судебном заседании заявленные требования поддержала по указанным в иске основаниям.
Представитель ответчика МУ «Администрация Варламовского сельского поселения» Запевалов А.С., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражал. Просил установить более длительный срок на заключение договора, предметом которого является выполнение работ по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения: скважин и направления его в Министерство промышленности, новых технологий и природных ресурсов <адрес>.
Представитель ответчика Администрации Чебаркульского муниципального района Колобаев М.С. просил в иске к МУ «Администрация Чебаркульского муниципального района отказать, поскольку соглашением о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения от ДД.ММ.ГГГГ финансирование вопроса местного значения в части водоснабжения возложено на МУ «Управление строительства, ЖКХ и архитектуры администрации Чебаркульского муниципального района»
Представитель МУ «Управление строительства, ЖКХ и архитектуры администрации Чебаркульского муниципального района» в суд не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, возражений по существу иска не представил.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, поскольку явка в судебное заседание является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле, их отсутствие не препятствует рассмотрению дела.
Заслушав прокурора Зыкину И.С., представителя МУ «Администрация Варламовского сельского поселения» Запевалова А.С., представителя ответчика Администрации Чебаркульского муниципального района Колобаева М.С., исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
В соответствии со ст. 11 ФЗ № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» - индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Положениями абз. 3 п. 2 ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно п. 3 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты (п. 4 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В п. 5 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 14 марта 2022 года № 10 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения САНПин 2.1.4.1110-02», в соответствии с которыми на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника.
Эти правила обязательны для всех субъектов водоснабжения - граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно пункту 1.4 СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников и водопроводов питьевого назначения» зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Согласно абз. 1 п. 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
В силу ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений (ч. 1).
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (ч. 2).
В соответствии с ч. 1 ст. 55 Водного кодекса РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 названного кодекса.
Положениями ст. 27 Водного кодекса РФ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; осуществление мер по охране таких водных объектов; установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.
Из материалов дела следует, что МО «Варламовское сельское поселение» является собственником: скважины №, с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес>; скважины №, с кадастровым номером №, расположенной по адресу <адрес>; скважины №, с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес>; скважины без номера, с кадастровым номером №, расположенной по адресу: д<адрес>; скважины без номера, с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес>; скважины без номера, с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес> Данное обстоятельство подтверждается выписками из ЕГРН (л.д.9-11, 32-34, 46-48, 60, 72-74, 85-87).
В ходе проведенной Чебаркульской городской прокуратурой проверки исполнения санитарно - эпидемиологического законодательства было установлено, что длительное время меры для разработки проекта зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (скважин) не принимались, не имеется санитарно - эпидемиологического заключения на проект, проект в Министерство промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области для утверждения границ зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения не представлен. Кроме того, источники питьевого водоснабжения не имеют санитарно - эпидемиологического заключения о пригодности для указанных целей.
Согласно ответу Администрации Варламовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ на представление Чебаркульского городского прокурора, представлены сведения об источниках питьевого водоснабжения (скважин) на территории Варламовского сельского поселения, на которые зарегистрированы права собственности, с указанием, что сельское поселение по ряду скважин ведет работу по разработке проекта зоны санитарно охраны источников питьевого водоснабжения (скважин), а по другим начинает работу по разработке проектов зон санитарной охраны.
Доказательств того, что в настоящее время ответчиком заключен договор, предметом которого является выполнение работ по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения скважин и направлены заявления в Министерство промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области об утверждении указанных проектов, суду не представлено.
Указанное свидетельствует о том, что на территории Варламовского сельского поселения водоснабжение населения питьевой водой осуществляется администрацией Варламовского сельского поселения без разработанного проекта зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, что создает угрозу загрязнения источников питьевого водоснабжения, может повлечь угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц проживающих и пребывающих на территории муниципального образования, создает опасность причинения вреда окружающей среде, бездействием ответчика существенно нарушаются конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду и на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Совокупность изложенных норм права и обстоятельства дела, дают суду основания для удовлетворения исковых требований Чебаркульского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц о понуждении к совершению действий по устранению нарушений действующего санитарно - эпидемиологического законодательства.
Из соглашения № 3/2 от 07 февраля 2022 года о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения, заключенного между МУ «Администрация Чебаркульского муниципального района» (Сторона 1), МУ «Управление строительства, ЖКХ и архитектуры администрации Чебаркульского муниципального района» (Сторона 2), МУ «Администрация «Варламовского сельского поселения» (Сторона 3) усматривается, что МУ «Администрация Чебаркульского муниципального района» передало МУ «Администрация «Варламовского сельского поселения» часть полномочий по решению вопроса местного значения «Организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом в пределах полномочий установленных законодательством Российской Федерации». В п. 1.3 Соглашения указано, что для осуществления полномочий «Сторона 2» перечисляет из бюджета Чебаркульского муниципального района и предоставляет бюджету «Стороне 3» иные межбюджетные трансферты в рамках муниципальных программ Чебаркульского муниципального района. Положениями п. 3.1 Соглашения предусмотрено, что финансовые средства, необходимые для исполнения полномочий предусмотренных п. 1 настоящего соглашения, предоставляются «Стороной 2» «Стороне 3» в форме иных межбюджетных трансфертов.
Учитывая изложенное, МУ «Управление строительства, ЖКХ и архитектуры администрации Чебаркульского муниципального района» обязано профинансировать мероприятия по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, необходимых для установления границы зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, а МУ «Администрация «Варламовского сельского поселения» обязана после выделения денежных средств на мероприятия по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, необходимых для установления границы зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, заключить договор, предметом которого является выполнение работ по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и направить его в Министерство промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области с заявлениями об утверждении проектов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, поэтому оснований для удовлетворения исковых требований в части возложения на МУ «Администрацию Чебаркульского муниципального района» обязанности по финансированию вышеуказанных мероприятий не имеется.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает, что с учетом требований разумности, необходимо установить срок, в течение которого МУ «Управление строительства, ЖКХ и архитектуры администрации Чебаркульского муниципального района» обязано исполнить решение суда о финансировании выполнения работ по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, необходимых для установления границы зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения: скважин - 3 месяца с момента вступления решения суда в законную силу, а также установить срок, в течение которого Администрация Варламовского сельского поселения обязана исполнить решение суда о заключении договора, предметом которого является выполнение работ по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения: скважин и направлении заявления в Министерство промышленного, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области об утверждении проектов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения с приложением копии положительного санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проектов санитарным правилам и нормам и необходимыми документами (в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги по утверждению проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, и установлению границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения при наличии санитарно - эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным нормам и правилам) для установления границы зон санитарной охраны указанных источников питьевого водоснабжения - шесть месяцев с момента поступления денежных средств на финансирование выполнения работ по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, необходимых для установления границы зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Чебаркульского городского прокурора в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к администрации Варламовского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области, МУ «Администрация Чебаркульского муниципального района», МУ «Управление строительства, ЖКХ и архитектуры администрации Чебаркульского муниципального района» о возложении обязанности подготовить проект зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, удовлетворить частично.
Возложить на МУ «Управление строительства, ЖКХ и архитектуры администрации Чебаркульского муниципального района» (ИНН 7415107297) обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование выполнения работ по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, необходимых для установления границы зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения: скважины №, с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес> скважины №, с кадастровым номером №, расположенной по адресу <адрес>; скважины №, с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес>; скважины без номера, с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес> скважины без номера, с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес>; скважины без номера, с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес>
Возложить на администрацию Варламовского сельского поселения Чебаркульского муниципального района <адрес> (ИНН 7442001170, ОГРН 1027401994553) обязанность в течение шести месяцев с момента финансирования заключить договор, предметом которого является выполнение работ по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения: скважины №, с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес>; скважины №, с кадастровым номером №, расположенной по адресу <адрес>; скважины №, с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес>; скважины без номера, с кадастровым номером № расположенной по адресу: <адрес>; скважины без номера, с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес>; скважины без номера, с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес> и направить в Министерство промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области указанный договор и заявления об утверждении проектов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения с приложением копии положительного санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проектов санитарным правилам и нормам, а также необходимыми документами (в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги по утверждению проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, и установлению границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения при наличии санитарно - эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным нормам и правилам) для установления границы зон санитарной охраны указанных источников питьевого водоснабжения.
В удовлетворении исковых требований Чебаркульского городского прокурора к МУ «Администрация Чебаркульского муниципального района» отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Чебаркульский городской суд Челябинской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение составлено 25 мая 2022 года
Судья Белышева В.В.