РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 мая 2024 г. р.п. Магистральный
Казачинско-Ленский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего Смирнова С.П.,
при секретаре Стригун С.Е.,
с участием прокурора Хамаганова А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-335/2024 (УИД 38RS0014-01-2024-000316-12) по иску прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению дополнительного образования «Детская школа искусств» Казачинско-Ленского района, Администрации Казачинско-Ленского муниципального района Иркутской области о возложении обязанности провести обследование технического состояния зданий и сооружений образовательной организации,
установил:
прокурор Казачинско-Ленского района Иркутской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к МУ ДО «ДШИ» Казачинско-Ленского района, Администрации Казачинско-Ленского муниципального района Иркутской области о возложении обязанности провести обследование технического состояния зданий и сооружений образовательной организации.
В обоснование указано, что прокуратурой района при осуществлении надзора за исполнением законодательства об образовании выявлены нарушения законодательства об образовании в деятельности МУ ДО «ДШИ» Казачинско-Ленского района. В ходе осуществления надзора установлено, что обследования зданий МУ ДО «ДШИ» Казачинско-Ленского района с привлечением специализированной организации в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, не проводились по следующим адресам:
- <адрес>,
- <адрес>,
- <адрес>,
- <адрес>,
- <адрес>.
В этой связи прокурор просит суд обязать МУ ДО «ДШИ» Казачинско-Ленского района в срок до 31.03.2025 провести обследование технического состояния нежилых зданий, расположенных по адресам: <адрес>,- <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, с привлечением специализированной организации, обязать Администрацию Казачинско-Ленского муниципального района профинансировать мероприятия по проведению обследования технического состояния нежилых зданий МУ ДО «ДШИ» Казачинско-Ленского района, расположенных по указанным адресам в срок до 01.01.2025.
В судебном заседании прокурор Казачинско-Ленского района Иркутской области Хамаганов А.И. исковые требования к МУ ДО «ДШИ» Казачинско-Ленского района, Администрации Казачинско-Ленского муниципального района о возложении обязанности провести обследование технического состояния зданий и сооружений образовательной организации поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика МУ ДО «ДШИ» Казачинско-Ленского района в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Заведующая хозяйством МУ ДО «ДШИ» Казачинско-Ленского района Носачёва И.Д., действующая на основании доверенности, суду представила заявление о признании иска, указав, что признание делает добровольно, последствия признания иска ей разъяснены, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика Администрации Казачинско-Ленского муниципального района в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Выслушав прокурора, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 1).
К компетенции образовательной организации относится, в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся (ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
В силу положений ч. 5 ст. 55.24. Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В случае, если для строительства, реконструкции зданий, сооружений в соответствии с настоящим Кодексом не требуются подготовка проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство, эксплуатация таких зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.
В соответствии с ч. 6 указанной выше нормы в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации (ч.ч. 7,8 ст. 55.24 ГрК РФ).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» объектом технического регулирования являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
Согласно ст. 36 Федерального закона № 384-ФЗ безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2012 года № 1984-ст введен в действие «Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» (ГОСТ 31937-2011), который предусматривает, что:
обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов (п. 4.1),
первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). Для уникальных зданий и сооружений устанавливается постоянный режим мониторинга (пункт 4.3);
обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также: по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений; при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения); по результатам последствий пожаров, стихийных бедствий, аварий, связанных с разрушением здания (сооружения); по инициативе собственника объекта; при изменении технологического назначения здания (сооружения); по предписанию органов, уполномоченных на ведение государственного строительного надзора (пункт 4.4).
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с ч. 9 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17, ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений. Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Из системного толкования приведенных норм права следует, что орган местного самоуправления, являясь учредителем образовательного учреждения, обязан обеспечивать финансирование работ по проведению обследования технического состояния здания образовательного учреждения. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту.
Судом установлено, что МУ ДО «ДШИ» Казачинско-Ленского района является организацией, созданной для осуществления дополнительного образования детей и взрослых, что следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 28.02.2024.
Согласно ответу врио заведующей отделом культуры администрации Казачинско-Ленского муниципального района Непряхиной А.А. от 20.02.2024 № 26 на запрос прокурора района о предоставлении информации, «МУ ДО «ДШИ» Казачинско-Ленского района, расположенное в <адрес> и имеющее в своем составе 3 филиала, расположенных в <адрес>, <адрес>, <адрес>, всего нежилых зданий, находящихся в оперативном управлении ДШИ – 7.
В феврале-марте 2020 г. для оценки инженерных систем и зданий учреждений, подведомственных Отделу культуры Администрации Казачинско-Ленского муниципального района, в соответствии с приказом Отдела культуры от 30.01.2020 № 20 «О создании комиссии по проведению оценки состояния инженерных систем и зданий учреждений, подведомственных Отделу культуры администрации Казачинско-Ленского муниципального района», комиссией была произведена оценка состояния инженерных систем и зданий, на основании которой были составлены акты обследования с выводами и рекомендациями.
Техническое состояние нежилых зданий, находящихся в ведении ДШИ, с привлечением специализированных организаций проводилось в двух зданиях: в <адрес> (компанией ООО «Губерния», которой в июле 2022 года был подготовлен технический отчет № 08-22-МК-ОБ, в котором заключение компании следующее: с учетом перечисленных выше выводов выполнение реконструкции существующего объекта капитального строительства представляется нецелесообразным по экономическим соображениям. Несмотря на заключение, но с учетом его выводов ежегодно проводится частичный капитальный и текущий ремонт здания школы, расположенной по адресу: <адрес>), а также в <адрес> (компанией ООО «Северный ветер» было произведено заключение по инженерному обследованию основных несущих и ограждающих строительных конструкций помещений второго этажа здания торгово-общественного центра, расположенного по адресу: <адрес>, на основании данного заключения была разработана, оплачена и получена проектно-сметная документация, проведена работа по подготовке документов на получение финансирования, поданы документы на конкурс на получение субсидии на капитальный ремонт помещения, для нужд ДШИ танцевального и хореографического отделений в филиале <адрес>, учреждение вошло в рейтинг победителей и ремонтные работы начались в 2023 году. В 2024 году в декабре помещение должно быть сдано в эксплуатацию.
Остальные здания ДШИ не нуждаются в проведении анализа технического состояния нежилых зданий, находящихся в ведении ДШИ, с привлечением специализированных организаций, текущие и капитальные ремонты проводятся ежегодно на основании плана ремонтов».
Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к МУ ДО «ДШИ» Казачинско-Ленского района, администрации Казачинско-Ленского муниципального района о возложении обязанности провести обследование технического состояния зданий и сооружений образовательной организации с привлечением специализированной организации подлежащими удовлетворению.
При этом суд исходит из того, что предъявление данного иска прокурором в интересах неопределенного круга лиц направлено на предупреждение причинения вреда их жизни, здоровью, а, следовательно, связанно с гражданско-правовыми отношениями, возникающими у образовательных учреждений по поводу использования ими имущества, переданного им учредителем и собственником для осуществления уставных задач. Помимо этого, обязанность провести обследование технического состояния зданий и сооружений является составной частью бремени содержания собственником принадлежащего ему имущества (ст. 210 ГК РФ).
Проведенной прокуратурой проверкой выявлено, что обследование технического состояния зданий в установленные сроки с привлечением специализированной организации не проводилось, что не соответствует требованиям ГОСТ 31937-2011, тогда как данная обязанность в целях не допущения угрозы причинения вреда жизни или здоровью несовершеннолетних воспитанников предусмотрена ст. 28 Федерального закона № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
Доказательства устранения нарушений, выявленных в ходе прокурорской проверки, ответчиками не представлены.
Поскольку ответчик МУ ДО «ДШИ» Казачинско-Ленского района является по своему статусу образовательным учреждением с массовым пребыванием детей, а не исполнение требований о проведении обследования технического состояния влечет угрозу жизни и здоровью детей, а также работников образовательного учреждения, суд приходит к выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности провести обследование технического состояния зданий.
При таких обстоятельствах, суд находит требования прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу положений ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом установленных обстоятельств, суд считает необходимым установить срок, до которого настоящее решение суда должно быть исполнено, а именно, возложить на Администрацию Казачинско-Ленского муниципального района обязанность профинансировать мероприятия по проведению обследования технического состояния зданий МУ ДО «ДШИ» Казачинско-Ленского района в срок до 01.01.2025; возложить на МУ ДО «ДШИ» Казачинско-Ленского района обязанность провести обследование технического состояния зданий МУ ДО «ДШИ» Казачинско-Ленского района в срок до 31.03.2025 с привлечением специализированной организации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить на администрацию Казачинско-Ленского района обязанность профинансировать мероприятия по проведению обследования технического состояния зданий муниципального учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств» Казачинско-Ленского района, расположенные по следующим адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, в срок до 01.01.2025.
Возложить на муниципальное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» Казачинско-Ленского района обязанность провести обследование технического состояния нежилых зданий, расположенных по следующим адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, с привлечением специализированной организации в срок до 31.03.2025.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Казачинско-Ленский районный суд Иркутской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.
..
Председательствующий