Дело № 2-1002/2022
УИД 25RS0002-01-2022-000560-15
мотивированное решение
изготовлено 18.03.2022
Решение
Именем Российской Федерации
11 марта 2022 года г. Владивосток
Фрунзенский районный суд г. Владивостока в составе
председательствующего судьи Шамловой А.Л., при ведении протокола судебного заседания секретарём Аброськиной Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края к Ворожцову Сергею Владимировичу о возложении обязанности,
установил:
Инспекция по охране объектов культурного наследия Приморского края обратилась в суд с названным иском, в обоснование заявленных требований указав, что при проведении выездного обследования памятника культурного наследия «Жилой дом», регистрационный №, расположенного по адресу: <адрес>, установлено, что в уровне второго этажа восточного (главного) фасада знания самовольно выполнена остеклённая постройка, выступающая из плоскости стены и примыкающая к помещению с кадастровым номером № (условный №, номера на поэтажном плане 1-5 (V), принадлежащему на праве собственности Ворожцову С.В., номер регистрации вещного права: № от 22.04.2013, ограничение права/обременение: охранное обязательство, номер регистрации ограничения/обременения: № от 22.04.2013), изменяющая облик, объёмно-планировочные и конструктивные решения памятника. С увеличением нагрузки на стену и фундамент здания при устройстве указанной постройки, существует угроза деформации несущих конструкций памятника.
В ходе контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемыми лицами было выявлено нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а именно несоблюдение требований к сохранению, содержанию и использованию объекта культурного наследия, установленных пп. 2 п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 47.3, ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ.
Ссылаясь на то, что расположенный по <адрес> многоквартирный дом (объект недвижимости с кадастровым номером №), принят на государственную охрану постановлением Думы Приморского края от 27.03.1996 № 314 «О дополнительном включении вновь выявленных на территории <адрес> объектов, представляющих культурную ценность, в государственный список недвижимых памятников истории и культуры местного (краевого) значения» с наименованием «Жилой дом» и отнесён к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, с присвоением регистрационного номера №, истец просит суд осуществить демонтаж остекленной постройки, сооруженной на уровне второго этажа восточного (главного) фасада здания, выступающей из плоскости стены объекта культурного наследия «Жилой дом», регистрационный № (<адрес>) и примыкающей к принадлежащему Ворожцову С.В. помещению. Установить срок для осуществления демонтажа указанной остекленной постройки 3 месяца с момента вынесения судом решения.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования, просил удовлетворить в полном объёме.
Представитель ответчика исковые требования не признал, указав, что паспорт объекта культурного наследия, охранное обязательство объекта культурного наследия Ворожцову С.В. не выдавались, собственником не подписывались. Истцом не представлено доказательств проведения ответчиком работ, которые изменили облик объекта культурного наследия.
Выслушав участников процесса, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Закона Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" предметами регулирования Закона являются: отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия как особым видом недвижимого имущества; порядок формирования и ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ; общие принципы государственной охраны объектов культурного наследия.
В силу п. 3 ст. 2 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" гражданским законодательством РФ регулируются только имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Определением от 09 декабря 2014 года N 2755-0 Конституционный суд Российской Федерации разъяснил, что государственная охрана такого невосполнимого ресурса, как объекты культурного наследия, - одна из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, для реализации которой законом предусмотрены, в частности, процедуры сохранения объектов культурного наследия, под которым понимаются направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе, консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.
Как установлено судом и следует из материалов дела заданием № от 23.11.2021 на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом поручено заместителю руководителя инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края провести выездное обследование «Жилой дом», объект культурного наследия регионального значения, включенный в реестр с присвоение регистрационного номера №.
Протоколом осмотра № от 23.11.2021 установлено, что в уровне второго этажа восточного (главного) фасада знания выполнена самовольно остеклённая постройка, выступающая из плоскости стены и примыкающая к помещению с кадастровым номером № (условный №, номера на поэтажном плане 1-5 (V), изменяющая облик, объёмно-планировочные и конструктивные решения памятника. С увеличением нагрузки на стену и фундамент здания при устройстве указанной постройки, существует угроза деформации несущих конструкций памятника.
В ходе мероприятия без взаимодействия с контролируемыми лицами выявлены факты несоблюдения обязательных требований, предусмотренных п. 3 ст. 27, п. 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Согласно Приказу Министерства культуры Российской Федерации от 13.11.2015 №-р в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации зарегистрирован объект культурного наследия регионального значения «Жилой дом», начало ХХ в., расположенный по адресу: <адрес> присвоен регистрационный №.
Собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, квартира пом. V с 22.04.2013 является Ворожцов С.В. на основании договора дарения, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 02.12.2021.
Согласно преамбуле, к Федеральному закону от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В силу ст. 6 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" под государственной охраной объектов культурного наследия в целях Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.
Согласно п. 3 ст. 11 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
В силу пункта 1 статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объекта культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В силу статьи 45 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.
Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются: региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.
Из смысла положений вышеуказанных норм следует, что ремонт и реставрация памятников проводится юридическими или физическими лицами только с разрешения и по заданию министерства культуры или его территориального органа после согласования проектной документации на проведение ремонтных работ памятника и на основании лицензии на проведение ремонта.
Учитывая, что разрешение на остекление балкона соответствующим органом не выдавалось, тогда как заместителем руководителя инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края 13.01.2022 составлен протокол об административном правонарушении в связи с несоблюдением правообладателем помещения требований к сохранению, содержанию и использованию памятника в нарушение ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, а также, что проведенные работы по остеклению балкона изменяют облик выявленного объекта культурного наследия, суд полагает, требования по демонтажу остекленной постройки объекта культурного наследия подлежащими удовлетворению в полном объёме.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Учитывая конкретные обстоятельства по делу, необходимость соблюдения баланса интересов сторон, необходимых подготовительных мероприятий, суд считает установить ответчику срок для исполнения решения суда в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку данный срок является разумным. Установление более длительного срока повлечет нарушение реальной защиты прав граждан, что при установленных в настоящем деле обстоятельствах не соотносится с задачами гражданского судопроизводства, установленными ст. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд находит требования истца законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края к Ворожцову Сергею Владимировичу о возложении обязанности удовлетворить.
Возложить обязанность на Ворожцова Сергея Владимировича – собственника помещения с кадастровым номером № (условный №, номера на поэтажном плане 1-5V), в соответствии с порядком проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, предусмотренным ст. 45 ФЗ от 25.06.2002 №73-ФЗ, осуществить демонтаж остекленной постройки, сооружённой в уровне второго этажа восточного (главного) фасада здания, выступающей из плоскости стены объекта культурного наследия «Жилой дом», регистрационный № (<адрес>) и примыкающей к принадлежащему Ворожцову Сергею Владимировичу помещению, установив срок для осуществления демонтажа указанной остекленной постройки в течение 3 месяцев с момента вынесения решения судом.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.Л. Шамлова