Дело № 2-164/2023
УИД 66RS0030-01-2023-000079-32
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 февраля 2023 года город Карпинск
Карпинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Габбасовой С.В.,
при секретаре судебного заседания Габовой А.О.,
с участием помощника прокурора города Карпинск Носовой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора города Карпинска, действующего в интересах ФИО9, к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Территориальному отраслевому органу государственной власти Свердловской области Управлению социальной политики Министерству социальной политики Свердловской области №15, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» о возложении обязанности приобрести (построить) за счет средств областного бюджета жилое помещение в г. Карпинск Свердловской области, не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной на территории городского округа Карпинск, подготовить договор найма специализированного жилого помещения, обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора города Карпинска, действующий в интересах Денищенко П.В., обратился в Карпинский городской суд Свердловской области в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с вышеуказанным исковым заявлением, указав в нем, что прокуратурой г. Карпинска в соответствии с поступившим обращением Денищенко П.В., проведена проверка по исполнению требований федерального законодательства по социальной поддержке <данные изъяты> При проведении проверки установлено, что ФИО2, до 18 лет относилась к детям, оставшимся без попечения родителей, в связи с тем, что мать ФИО2 – ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ году была осуждена Краснотурьинским городским судом к 3 годам лишения свободы, впоследствии находилась в розыске и решением Добрянского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, сведения об отце отсутствуют. Приказом Управления социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № малолетний ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения передан на воспитание в приемную семью ФИО6 и за ним закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № указанный жилой дом признан непригодным для проживания вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации. Приказом ДД.ММ.ГГГГ № ФИО6 освобождена от исполнения обязанностей. Приказом Управления социальной политики по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № опекуном над несовершеннолетним ФИО2 назначена ФИО7 и до 18 лет несовершеннолетний находился под ее опекой. Приказом Управления социальной политики по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 принят на учет для предоставления жилого помещения государственного специализированного жилого фонда <адрес>. В нарушение требований федерального законодательства ФИО2, несмотря на то, что состоит в очереди для получения жилья специализированного жилого фонда на протяжении длительного времени, вынужден снимать жилое помещение. Просит суд возложить на Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес> обязанность приобрести (построить) за счет средств областного бюджета жилое помещение в <адрес>, не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной на территории городского округа Карпинск, для ФИО2; возложить обязанность на Государственное казенное учреждение <адрес> «Фонд жилищного строительства» подготовить договор найма специализированного жилого помещения, подлежащего заключению с ФИО2; возложить обязанность на Территориальный отраслевой орган государственной власти <адрес> Управление социальной политики Министерства социальной политики <адрес> № обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения с ФИО2, в течение 5 рабочих дней от даты подписания договора найма специализированного жилого помещения, подписанные экземпляры договора возвратить в Фонд жилищного строительства.
Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, согласно представленного заявления, просит рассмотреть дело без его участия.
Помощник прокурора города Карпинска Носова С.А. в судебном заседании поддержала доводы и требования искового заявления, подтвердила его содержание, в дополнении пояснила, что, несмотря на то, что ФИО2 стоит в очереди для получения жилья специализированного жилого фонда на протяжении длительного времени вынужден снимать жилое помещение.
Представитель ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в судебное заседание не явился, извещался о дате, времени и месте проведения судебного заседания, ходатайствовал о проведении судебного заседания в свое отсутствие. Предоставил в суд письменный отзыв, согласно которому возражают против удовлетворения исковых требований в полном объеме, поскольку в силу норм бюджетного законодательства Министерство лишено иных источников средств для приобретения жилых помещений детям-сиротам, нежели предусмотренные на данные цели средства бюджета Свердловской области, и что конкретные сроки предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа действующим законодательством не установлены. Таким образом, предоставление жилого помещения ФИО2 обусловлено соблюдением установленного нормативными правовыми актами порядка. В свою очередь при отсутствии бюджетных средств, свободных от бюджетных обязательств по государственным контрактам, предназначенных на цели обеспечения жильем детей-сирот, Министерство не могло осуществить приобретение жилого помещения ФИО2
Представитель ответчика Территориального отраслевого органа государственной власти Свердловской области Управление социальной политики №15 по городу Краснотурьинску, по городу Волчанску, по городу Карпинску в судебное заседание не явился, извещался о дате, времени и месте проведения судебного заседания, ходатайствовал о проведении судебного заседания в свое отсутствие. Предоставил письменный отзыв, по доводам которого считает, что Управление социальной политики является ненадлежащим ответчиком по делу, так как выполнило свою обязанность по включению в список истца, выступать стороной договора не может, а может лишь проконтролировать подписание истцом договора. Просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель ответчика Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» в судебное заседание не явился, извещался о дате, времени и месте проведения судебного заседания, ходатайствовал о проведении судебного заседания в свое отсутствие. Предоставил в суд письменный отзыв, в котором возражал против удовлетворения исковых требований в полном объеме. Считают, что нарушения прав ФИО2 нет, так как соблюдается порядок обеспечения жилым помещениями детей-сирот, установленный законодательством Российской Федерации, и, что Действующим законодательством не предусмотрено обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей во внеочередном порядке. В случае удовлетворения заявленных требований в первоочередном порядке, вне установленного списка, будут нарушены права детей-сирот, у которых право на приобретение жилого помещения возникло ранее, чем у ФИО2, но не было реализовано в силу ограниченности бюджетных ассигнований на данные цели.
Суд, заслушав помощника прокурора города Карпинска, истца, рассмотрев материалы гражданского дела, считает иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, ФИО2 родился ДД.ММ.ГГГГ, его мать – ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ году была осуждена Краснотурьинским городским судом к 3 годам лишения свободы, впоследствии находилась в розыске и решением Добрянского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, сведения об отце отсутствуют, является ребенком – сиротой, что сторонами не оспаривалось. Приказом Управления социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № малолетний ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения передан на воспитание в приемную семью ФИО6 и за ним закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № указанный жилой дом признан непригодным для проживания вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации. Приказом ДД.ММ.ГГГГ № ФИО6 освобождена от исполнения обязанностей. Приказом Управления социальной политики по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № опекуном над несовершеннолетним ФИО2 назначена ФИО7 и до 18 лет несовершеннолетний находился под ее опекой.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ФИО2 относится к числу лиц из числа детей сирот. На основании приказа Управления социальной политики по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении государственного специализированного жилого фонда <адрес>.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Как следует из содержания Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу п. 8 ст. 8 указанного Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Свердловской области от 16.04.2013 N 491-ПП определены уполномоченные исполнительные органы государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для указанной категории лиц.
Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 N 527-ПП утверждены Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и Порядок предоставления им жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области.
В соответствии с пп. 1 п. 1 постановления Правительства Свердловской области от 16.04.2013 N 491-ПП уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области по приобретению жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определено Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.
Пунктом 2 данного постановления установлено, что приобретение и содержание жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств областного бюджета, выделяемых ГКУ СО "Фонд жилищного строительства" в установленном порядке.
Согласно пп. 3 п. 1 указанного постановления уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области; по организационно-методическому руководству и контролю деятельности органов опеки и попечительства по учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области является Министерство социальной политики Свердловской области.
Таким образом, как следует из п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и пп. 3 п. 1 постановления Правительства Свердловской области от 16.04.2013 N 491-ПП, обязанность по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 данной статьи, возложена на Управление социальной политики.
Кроме того, в соответствии с п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Из смысла вышеуказанной нормы следует, что социальная поддержка, гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, в том числе обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Судом установлено, что обязательства по обеспечению истца жилым помещением не исполнены. ФИО2 в собственности не имеет какого-либо жилого помещения, что следует из уведомления от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правах, зарегистрированных на его имя, по договору социального найма жилое помещений ему не предоставлялось. До настоящего времени жилье ФИО2 не предоставлено. Не смотря на то, что на учете в качестве лица, нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда <адрес> он состоит с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Поскольку судом установлено, что ФИО2 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, нанимателем или членом семьи нанимателя жилого фонда жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения не является, то суд считает законными и обоснованными заявленные требования о возложении обязанности на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (построить) приобрести для истца жилое помещение в г. Карпинске Свердловской области, не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной на территории городского округа Карпинск.
Требования же истца к Территориальному отраслевому органу государственной власти Свердловской области Управлению социальной политики Министерству социальной политики Свердловской области №15, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» - подготовить договор найма специализированного жилого помещения, обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения, удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 года N 527-ПП во исполнение Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ утвержден Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и Порядок предоставления им жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области.
Указанным Постановлением определены функции каждого из государственных органов - Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, государственного казенного учреждения Свердловской области "Фонд жилищного строительства", Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, Министерство социальной политики Свердловской области, в вопросе обеспечения жильем такой категории лиц.
Министерство социальной политики Свердловской области согласно указанному Постановлению формирует список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, а также после поступления договора найма обеспечивает подписание его сиротой и направляет подписанный документ в государственное казенное учреждение Свердловской области "Фонд жилищного строительства".
Поскольку на сегодняшний день, решение о предоставлении ФИО2 жилого помещения Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области не принято, то требования к указанным выше ответчикам заявлены преждевременно. Действия данных ответчиков четко регламентированы Порядком приобретения жилым помещений. На сегодняшний день ими данный порядок не нарушен.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в городе Карпинске Свердловской области не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной на территории городского округа Карпинск для ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В удовлетворении исковых требований исполняющего обязанности прокурора города Карпинска, действующего в интересах ФИО2 к Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» о подготовке договора найма специализированного жилого помещения, подлежащего заключению с ФИО2, к Территориальному отраслевому органу государственной власти Свердловской области Управлению социальной политики Министерству социальной политики Свердловской области №15 об обеспечении подписания договора найма специализированного жилого помещения с ФИО2 в течение 5 рабочих дней от даты подписания договора найма специализированного жилого помещения, о возвращении договора в Государственное казенное учреждение <адрес> «Фонд жилищного строительства» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Свердловский областной суд через Карпинский городской суд.
В окончательной форме решение изготовлено 02.03.2023.
Председательствующий:
Копия верна.