Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3189/2024 ~ М-2489/2024 от 17.06.2024

Мотивированный текст изготовлен 9 августа 2024 года

УИД61RS0-55

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Ростова-на-Дону

Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Козловой Л.В.,

при секретаре Скринниковой А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заместителя прокурора Ленинского района г.Ростова-на-Дону к МКУ "УЖКХ" Ленинского района г. Ростова-на-Дону об обязании устранить нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Ленинского района г.Ростова-на-Дону обратился в суд с иском, ссылаясь на то, что Прокуратурой Ленинского района г. Ростова-на-Дону во исполнение приказа Генерального прокурора РФ от ДД.ММ.ГГГГ Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в экологической сфере» и приказа прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства в экологической сфере» проведена проверка соблюдения законодательства, регламентирующего обращение с твердыми коммунальными отходами.

<адрес> проведено рейдовое мероприятие на территории района в границах земельного участка, находящегося в муниципальной собственности по <адрес> г. Ростове-на-Дону, в ходе которого установлено, что указанная площадка для накопления ТКО не имеет ограждений, обеспечивающих предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Вышеуказанная контейнерная площадка находится в муниципальной собственности.

По факту выявленных нарушений прокуратурой района директору МКУ «УЖКХ» Ленинского района г. Ростова-на-Дону внесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления.

Согласно ответу МКУ «УЖКХ» района обустройство вышеуказанных контейнерных площадок не представляется возможным в связи с отсутствием финансирования.

Проведенной ДД.ММ.ГГГГ проверкой установлено, что ранее выявленные нарушения не устранены.

Деятельность МКУ «УЖКХ» района, осуществляемая с нарушениями требований законодательства, регламентирующего обращение с твердыми коммунальными отходами, противоречит основополагающим принципам жилищного законодательства, что нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, что служит основанием для обращения прокурора в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, истец просит суд обязать МКУ «УЖКХ» Ленинского района г. Ростова-на-Дону устранить выявленные нарушения, а именно, обязать привести контейнерную площадку, расположенную по адресу: <адрес> <адрес> соответствие с п. 4 гл. 3 СанПиН 2.13684-21.

Истец, представитель ответчика, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем в их отсутствие дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Как установлено в судебном заседании, Прокуратурой Ленинского района г. Ростова-на-Дону во исполнение приказа Генерального прокурора РФ от ДД.ММ.ГГГГ Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в экологической сфере» и приказа прокурора Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства в экологической сфере» проведена проверка соблюдения законодательства, регламентирующего обращение с твердыми коммунальными отходами.

Прокуратурой района проведено рейдовое мероприятие на территории района в границах земельного участка, находящегося в муниципальной собственности по <адрес> г. Ростове-на-Дону, в ходе которого установлено, что указанная площадка для накопления ТКО не имеет ограждений, обеспечивающих предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Вышеуказанная контейнерная площадка находится в муниципальной собственности.

По факту выявленных нарушений прокуратурой района директору МКУ «УЖКХ» Ленинского района г. Ростова-на-Дону внесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления.

Согласно ответу МКУ «УЖКХ» района обустройство вышеуказанных контейнерных площадок не представляется возможным в связи с отсутствием финансирования.

Проведенной ДД.ММ.ГГГГ проверкой установлено, что ранее выявленные нарушения не устранены.

Деятельность МКУ «УЖКХ» района, осуществляемая с нарушениями требований законодательства, регламентирующего обращение с твердыми коммунальными отходами, противоречит основополагающим принципам жилищного законодательства, что нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, что служит основанием для обращения прокурора в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 8, 35 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу п. 1, 3 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ ) к вопросам местного значения городского округа отнесено: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

В соответствии с ч.1 ст. 51ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно ч. 1 ст. 5 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Ростова-на- Дону, утвержденного решением Ростовской-на-Дону Думы от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение ), имущество, составляющее имущество казны, принадлежит на праве собственности непосредственно муниципальному образованию «Город Ростов-на-Дону».

В силу ч. 7 ст. 5 Положения управление и содержание муниципального имущества, составляющего муниципальную казну, осуществляют уполномоченные органы и муниципальные учреждения в рамках их полномочий.

Для вышеуказанных целей постановлением администрации г. Ростова-на- Дону от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении функций и переименовании муниципальных казенных учреждений «Дирекция муниципального имущества и благоустройства» учреждено и функционирует МКУ «УЖКХ» Ленинского района г. Ростова-на-Дону (далее - МКУ «УЖКХ»).

В соответствии с п.п. 2.4 Устава МКУ «УЖКХ», утвержденного распоряжением администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Устав), основными целями деятельности и функциями МКУ являются управление муниципальным имуществом, находящимся в оперативном ведении МКУ «УЖКХ», организация его содержания, эксплуатации и ремонта в порядке и объеме, установленными действующими стандартами, нормами и правилами; контроль за сохранностью занимаемых пригодных и непригодных жилых и нежилых помещений.

Исходя из п. 5.2.1 и 5.2.6 и ДД.ММ.ГГГГ Устава МКУ «УЖКХ» обязано осуществлять оперативное управление закрепленным за ним движимым и недвижимым имуществом, обеспечивать его содержание в надлежащем состоянии, выполнять возложенные на него настоящим Уставом функции в полном объеме, обеспечивать сохранность, надлежащее содержание использование и ремонт принадлежащего МКУ «УЖКХ» имущества.

Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» основными принципами охраны окружающей среды являются: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; сохранение биологического разнообразия; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон N? 52-Ф3) обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения признается одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В соответствии с п. 2 ст. 21 Закона N? 52-Ф3 содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В силу п. 1 ст. 22 Закона N? 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N? 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения городского округа.

В силу ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N? 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - ФЗ N? 89) твердые коммунальные отходы (далее - ТКО) - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Согласно п. 1, 3 ст. 13.4 ФЗ N? 89 накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации; места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

В соответствии с положениями статьи 8 ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ органы местного самоуправления городских округов уполномочены на создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Кроме того, в письме Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N? 11696-АО/06 «По вопросам, связанным с системой по обращению с ТКО» (далее - письмо) разграничивается ответственность по содержанию мест (площадок) накопления ТКО для собственников источников образования ТКО - собственников многоквартирных домов и для органов местного самоуправления.

Так, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с пп. 3.3 главы 3 Положения об администрациях районов города Ростова-на-Дону, утвержденного решением Ростовской-на-Дону городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ , к полномочиям администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону относится организация и контроль за содержанием мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Пунктом 4 главы 3 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N? 3, предусмотрено, что контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Таким образом, в нарушение вышеуказанных норм функции по управлению муниципальным имуществом, находящимся в оперативном ведении МКУ "УЖКХ" Ленинского района г. Ростова-на-Дону, организации его содержания, эксплуатации и ремонта, контролю за сохранностью занимаемых пригодных и непригодных жилых и нежилых помещений осуществляется ненадлежащим образом.

Защита прав неопределенного круга лиц в силу ст. 12 ГК РФ возможна путем пресечения действий, нарушающих право или создающих его нарушение, а также путем присуждения к исполнению обязанности.

С учетом приведенных правовых норм, суд полагает исковые требования прокурора обоснованными, поскольку именно на ответчике лежит обязанность по принятию мер к установлению нарушений при содержании детской игровой площадки.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░ "░░░░" ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░ (░░░ 6164027764) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. <░░░░░> <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 4 ░░. 3 ░░░░░░ ░░.░░.░░░░-21.

░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ – 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░.

░░░░░

2-3189/2024 ~ М-2489/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Ленинского района г.Ростова-на-Дону
Ответчики
МКУ "УЖКХ" Ленинского района г. Ростова-на-Дону
Суд
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону
Судья
Козлова Людмила Владимировна
Дело на сайте суда
leninsky--ros.sudrf.ru
17.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.06.2024Передача материалов судье
19.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.06.2024Подготовка дела (собеседование)
28.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.08.2024Судебное заседание
09.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее