Дело № 2-1149/2023 (УИД 29RS0014-01-2022-003882-80)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 апреля 2023 года г. Киров
Первомайский районный суд г. Кирова Кировской области в составе председательствующего судьи Ковтун Н.П.,
при секретаре Софроновой Л.Е.,
с участием помощника прокурора Первомайского района г. Кирова Богомолова Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1149/2023 по исковому заявлению Бабурина Алексея Михайловича к ФКУ СИЗО -1 УФСИН России по Кировской области, Российской Федерации в лице ФСИН России, УФСИН России по Кировской области о признании бездействий незаконными, взыскании компенсации,
УСТАНОВИЛ:
Бабурин А.М. обратился в суд с иском к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Кировской области, ФСИН России о признании незаконными действий, выразившихся в нарушении условий содержания, взыскании компенсации. В обоснование требований указал, что {Дата} прибыл для содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Кировской области. Около (Данные деперсонифицированы). был помещен в камеру площадью (Данные деперсонифицированы) кв.м. для ожидания обысковых мероприятий, где содержался (Данные деперсонифицированы) часов без еды и возможности посещения туалетной комнаты совместно с 10 иными гражданами. После чего был помещен в камеру {Номер}, которая находилась в полуподвальном помещении. В камере отсутствовала вентиляция, окно наполовину было завалено снегом. Содержались одновременно курящие и некурящие, в связи с чем возникали ежедневные скандалы, чем был причинен моральный вред. В период с {Дата} камеру поставили на карантин в связи с коронавирусной инфекцией, поскольку до его приезда в камере содержался больной. {Дата} был изолирован с подозрением на коронавирусную инфекцию в камеру {Номер}, при этом сотрудники изолятора не принимали мер к его выздоровлению, чем нанесли вред здоровью, нравственные и физические страдания. В связи с чем, просил признать действия ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Кировской области, выразившиеся в нарушении условий его содержания, незаконными, взыскать с Российской Федерации в лице ФСИН России в его пользу компенсацию в размере 100000 руб.
В связи с характером спорного правоотношения к участию в деле в качестве соответчика привлечено УФСИН России по Кировской области, в качестве третьего лица ФКУЗ МСЧ-43 ФСИН России.
Обеспечить участие административного истца Бабурина А.М. в судебном заседании посредством ВКС не представилось возможным, в связи с его выбытием {Дата} в распоряжение (Данные деперсонифицированы)
Представитель ответчиков ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Кировской области, УФСИН России по Кировской области, ФСИН России Блинова И.А. в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных отзывах (л.д. 65-66,98, 103).
Представитель третьего лица ФКУЗ МСЧ-43 ФСИН по доверенности Ткаченко О.Н. в судебном заседании полагала требования иска не подлежащими удовлетворению по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, и оценив представленные сторонами доказательства, учитывая бремя доказывания каждой из сторон, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статей 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Иски о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями сотрудников органов уголовно-исполнительной системы, предъявляются к Российской Федерации, от имени которой, в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, выступает главный распорядитель бюджетных средств – Федеральная служба исполнения наказания Российской Федерации.
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые проведенным в Женеве в 1955 г. первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями и одобренные Экономическим и социальным советом ООН в резолюциях № 663 С (XXIV) от 31 июля 1957 г. и № 2076 (LXII) от 13 мая 1977 г., предусматривают, в частности, что все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно все спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям.
Согласно статье 4 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).
В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Условия и порядок содержания в изоляторах временного содержания регулируются Федеральным законом от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
В судебном заседании установлено, что приговором (Данные деперсонифицированы) от {Дата} Бабурин А.М. осужден к 3 годам 1 месяцу лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
{Дата} Бабурин А.М. прибыл в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Кировской области на период рассмотрения апелляционной жалобы, содержался в камерах {Номер} убыл {Дата} в (Данные деперсонифицированы)
Рассматривая доводы истца о ненадлежащих условиях содержания, суд отмечает следующее.
Статьей 4 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» установлено, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ.
Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (ст. 15 Закона).
Статьей 23 указанного федерального закона предусмотрено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере 4 кв. м.
В соответствии с п.9 ст.17 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", осужденные имеют право получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях.
В соответствии со ст.99 УИК РФ, минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, содержание на законных основаниях лица под стражей или отбывание им наказания в местах, соответствующих установленным государством нормативам, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание в местах лишения свободы или под стражей, но и обеспечить при этом соблюдение прав лиц, оказавшихся в них вследствие реализации механизма государственного принуждения.
Истец полагает, что в сборном отделении и в камере {Номер} он содержался в ненадлежащих условиях, поскольку находился в сборном отделении более двух часов, не был обеспечен едой и туалетной комнатой, кроме того, отсутствовала вентиляция, возникали скандалы между курящими и некурящими.
Вместе с тем, данные доводы истца опровергаются представленными суду доказательствами.
В соответствии с п. 15 приказа Минюста России от 14.10.2005 № 189 «Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» на период оформления учетных документов подозреваемые и обвиняемые размещаются в камерах сборного отделения на срок не более одних суток с соблюдением требований изоляции либо на срок не более двух часов в одноместные боксы сборного отделения, оборудованные местами для сидения и искусственным освещением. Время помещения подозреваемых и обвиняемых в одноместные боксы и время их перевода в другие помещения фиксируется в Книге дежурств по корпусному отделению.
Согласно п.8.59 приказа Минюста России от 28.05.2001 № 161дсп «Нормы проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России» в сборных камерах и камерах временного пребывания сборного отделения следует предусматривать скамейки из расчета длины скамеек 0,4пог.метра на 1 человека, светильники рабочего и дежурного освещения. Камеры временного пребывания сборного отделения предназначены для приема и отправки спецконтингента и не являются жилыми помещениями.
Согласно журналу дежурств по сборному отделению Бабурин А.М. прибыл в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Кировской области {Дата} г. в {Дата}. этапом (Данные деперсонифицированы).
После прибытия в отношении Бабурина А.М. была произведена проверкам наличия личного дела, установлена его принадлежность, Бабурин А.М. был осмотрен дежурным фельдшером, проведен личный обыск и досмотр личных вещей, после чего последний был сопровожден в санпропускник для проведения санитарной обработки и сопровожден в камеру {Номер} в {Дата} мин. Таким образом, при проведении обыскных мероприятий в камерах сборного отделения для временного содержания Бабурин А.М. содержался не более предусмотренных законом двух часов.
Камера {Номер}, в которой содержался Бабурин А.М., была оборудована в соответствии с п. 42 приказа от 14.10.2005 г. № 189 «Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» и приказом МЮ РФ ГУИН от 28.05.2001 г. № 161 «Нормы проектирования следственных изоляторов и тюрем МЮ России». Имеет естественную вентиляцию воздуха. В связи с конструктивными особенностями здания, установить принудительную вентиляцию воздуха в данной камере не представляется возможным. Рамы в оконном проеме размером (Данные деперсонифицированы) мм. Освещение камеры соответствует нормам.
Санитарное состояние камер ФИО11 ежедневно контролировалось в ходе утренних проверок медицинскими работниками и начальником корпусного отделения. В период содержания Бабурина А.М. санитарное состояние камер, в которых последний содержался, расценивалось медицинскими работниками СИЗО и начальниками корпусного отделения как удовлетворительное.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона N 103-ФЗ от 15.07.1995 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих. При этом безусловной обязанности о раздельном содержании курящих от некурящих подозреваемых и обвиняемых в камерах законом не предусмотрено.
Рассматривая доводы Бабурина А.М. о получении вреда здоровью в результате заболевания коронавирусной инфекцией, непринятия сотрудниками учреждения мер к его выздоровлению, суд приходит к следующему.
Оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых. При ухудшении состояния здоровья подозреваемого или обвиняемого сотрудники мест содержания под стражей безотлагательно принимают меры для организации оказания подозреваемому или обвиняемому медицинской помощи (ст. 24 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений").
Согласно ст. 26 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В период нахождения в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Кировской области Бабурина А.М. медицинское обеспечение осуществлялось сотрудниками филиала "Медицинская часть {Номер}" ФКУЗ МСЧ-43 ФИО2.
Согласно справке начальника филиала «Медицинская часть № 13» ФКУЗ МСЧ-43 ФСИН России {Дата} по прибытии в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Кировской области Бабурин А.М. был осмотрен дежурным медицинским работником, на момент осмотра жалоб не предъявлял – заключение: «Острых инфекционных заболеваний не выявлено, телесных повреждений не выявлено. В связи с наличием диагноза (Данные деперсонифицированы) Бабурину А.М. было назначено дополнительное питание в соответствии с п. 2а приложения № 5 Приказа Минюста России № 189 от 17.09.2018 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время».
{Дата} Бабурин А.М. был осмотрен врачом-терапевтом, выставлен диагноз: «(Данные деперсонифицированы) назначено лечение.
{Дата} Бабурин А.М. вновь был осмотрен врачом-терапевтом, выставлен диагноз «острый фарингит легкой степени тяжести», назначено лечение.
В соответствии с п. 3.6 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 № 15 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции», действующего в обжалуемый период, подозрительными на COVID-19 являются случаи заболеваний с наличием симптоматики инфекционного заболевания, чаще респираторного характера, или с клиникой внебольничной пневмонии, и эпидемиологическим анамнезом.
Согласно п. 3.7 данного постановления подтвержденным случаем COVID-19 считается случай с лабораторным подтверждением любым из методов, определяющих антиген возбудителя или генетический материал возбудителя, с использованием диагностических препаратов и тест-систем, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Выписка пациентов к занятию трудовой деятельностью (обучению), допуск в организованные коллективы после проведенного лечения (как в стационарных, так и в амбулаторных условиях) и выздоровления осуществляются без лабораторного обследования на COVID-19, если время лечения составляет 7 и более календарных дней.
{Дата} Бабурин А.М. был осмотрен врачом-терапевтом, выставлен диагноз «COVID-19, легкой степени тяжести, вирус идентифицирован», продолжено лечение, назначенное {Дата}, поставлен под наблюдение, изолирован в камеру {Номер}.
После чего {Дата} Бабурин А.М. был осмотрен врачом-терапевтом, выставлен диагноз «COVID-19, легкой степени тяжести, вирус идентифицирован», течение». Продолжено наблюдение.
{Дата} после осмотра врачом-терапевтом Бабурин А.М. был снят с наблюдения в связи с выздоровлением.
Согласно справке начальника филиала «Медицинская часть № 13» ФКУЗ МСЧ-43 ФСИН России в период содержания Бабурина А.М. в камере {Номер} с {Дата} по {Дата}, в камере {Номер} с {Дата} по {Дата} больные новой коронавирусной инфекцией не выявлялись, вышеуказанные камеры на карантин по новой коронавирусной инфекции не ставились.
Таким образом, судом установлено, что нарушений прав Бабурина А.М. при нахождении в СИЗО-1, обусловленных ненадлежащим оказанием медицинской помощи и повлекших вред здоровью истца, не установлено.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии доказательств, свидетельствующих о нарушении условий содержания Бабурина А.М. в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Кировской области в спорный период, причинении вреда здоровью, нарушении его прав, следовательно отсутствии оснований для компенсации морального вреда.
Суд отказывает в удовлетворении исковых требований Бабурина А.М.
Психоэмоциональные переживания истца связаны не с нарушением условий его содержания, а с необходимостью соблюдения технических норм пенитенциарной системы, направленных на соблюдение режима содержания, как неотъемлемого элемента правовых последствий совершенного истцом преступления. Ограничения прав и свобод истца в период нахождения в пенитенциарной системе носят вынужденный, нормативный характер и не направлены на причинение истцу физических и психических страданий.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░ -1 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ /░░░░░░░/ ░.░.░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 21.04.2023 ░.