Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-306/2021 ~ М-249/2021 от 24.02.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 марта 2021 года                                                  г. Богородицк Тульской области

Богородицкий районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Илюшкиной О.А.,

при секретаре Бекк В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело        №2-306/2021 по иску Бурлакова Б.Б. к администрации МО Богородицкий район о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

установил:

Бурлаков Б.Б. обратился в суд с иском к администрации МО Богородицкий район о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение – <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м., в том числе жилой – <данные изъяты> кв. м.

В обоснование заявленных требований истец указал, что проживал и работал в колхозе «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ года. В указанном жилом доме он зарегистрирован и проживает с ДД.ММ.ГГГГ года.

Указанный жилой дом ранее принадлежал колхозу «им. <данные изъяты>» <адрес>, который на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ. главы администрации <адрес> и <адрес> колхоз был переименован в <данные изъяты> а <данные изъяты> в свою очередь, был признан банкротом и прекратил свою деятельность в ДД.ММ.ГГГГ году. При этом данный жилищный фонд не был передан в ведение органа местного самоуправления.

В реестре муниципальной собственности МО Богородицкий район, в казне МО Бегичевское Богородицкого района Тульской области данный жилой дом не значится.

Истец полагает, что отказ администрации МО Богородицкий район в передаче в собственность указанного жилья, и тот факт, что право собственности на жилой <адрес> зарегистрировано за <данные изъяты>», которое не было ликвидировано, и не было передано в ведение органа местного самоуправление не должно умалять их жилищные права, в том числе и на приватизацию занимаемого жилого помещения.

На основании изложенного, истец просит суд признать за ним, Бурлаковым Б.Б., право собственности на жилой дом <адрес>, общей площадью                                <данные изъяты> кв. м, в том числе жилой – <данные изъяты> кв. м, подсобной – <данные изъяты> кв. м, в порядке приватизации.

Истец Бурлаков Б.Б., его представитель по доверенности Орешкина Н.И. в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в представленных в адрес суда заявлениях просили о рассмотрении данного дела в их отсутствие, указав, что заявленные требования поддерживают, просят их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации МО Богородицкий район в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, возражений не представил.

Представитель третьего лица администрации МО Бегичевское Богородицкого района в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в представленном в адрес суда заявлении просил о рассмотрении данного дела в отсутствие представителя.

На основании ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившихся сторон, представителя третьего лица.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно частям 1, 2, 3 статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

Согласно ст.217 ГК Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

На основании ст.20 ГК Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В соответствии с п.13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995г. №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция РФ предоставила каждому, кто законно находится на территории РФ, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ст.27 ч.1, ст.40 ч.1).

В силу ст.5 Федерального закона от 29.12.2004г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статьей 44 ЖК РСФСР предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам в домах общественного жилищного фонда по совместному решению органа соответствующей организации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответственно районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения.

В силу статьи 47 ЖК РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.

В соответствии со ст. 50 ЖК РСФСР пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.

Обращаясь с суд с указанным иском, истец указывает, что данное жилое помещение - дом <адрес> было предоставлено Бурлакову Б.Б., который работал в разных должностях в колхозе «им. <данные изъяты>», <данные изъяты>», <данные изъяты>

В соответствии с постановлением от ДД.ММ.ГГГГ главы администрации <адрес> и <адрес> колхоз «<данные изъяты>» был переименован в <данные изъяты>

Постановлением главы администрации <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>» был переименован в СПК <данные изъяты> который в свою очередь, был признан банкротом и прекратил свою деятельность в ДД.ММ.ГГГГ году. При этом данный жилищный фонд не был передан в ведение органа местного самоуправления.

По информации, предоставленной Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях, министерством имущественных и земельных отношений Тульской области, комитетом имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Богородицкий район, администрацией Бегичевское Богородицкого района Тульской области в реестрах Федерального имущества, имущества Тульской области и муниципальной собственности не значится, что подтверждается представленными заявителем и суду выписками и сообщениями.

По данным Единого государственного реестра недвижимости сведений о зарегистрированных правах на указанное недвижимое имущество не имеется. Отсутствие в ЕГРН сведений о правах на указанный объект следует из выписки из ЕГРН Управления Росреестра по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ. и содержания технического паспорта на данный объект недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно технической инвентаризации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ жилой дом <адрес> имеет общую площадь <данные изъяты> кв. м., в том числе жилой – <данные изъяты> кв. м., подсобной – <данные изъяты> кв.м.

Бурлаков Б.Б. зарегистрирован по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из домовой книги и справкой администрации МО Бегичевское Богородицкого района от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением главы администрации МО Богородицкий район Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ отказано в приватизации, в связи с тем, что жилой дом, расположенный по указанному адресу не внесен в реестр муниципальной собственности Богородицкого района. Право собственности не зарегистрировано, в связи с чем предать жилое помещение в порядке приватизации не представляется возможным; рекомендовано обратиться в суд для реализации своего права в соответствии с законом.

Изложенные обстоятельства позволяют отнести спорное жилое помещение к общественному жилищному фонду на основании п. 2 ст. 5 ЖК РСФСР.

Как установлено судом, жилой дом №<адрес> не был передан в муниципальную собственность муниципального образования Богородицкий район на основании акта приема-передачи жилищного фонда, в ведении органа местного самоуправления после ликвидации предприятия не находятся.

Судом установлено, что истец не может реализовать свое право, получил отказ администрации МО Богородицкий район Тульской области в передаче жилья в собственность в порядке приватизации, так как общественный жилищный фонд, к которому относилось спорное жилье, не передавалось в ведение органов местного самоуправления, предприятие, которое принадлежит данный жилищный фонд ликвидировано.

Правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище, и в связи с этим устанавливающего объективные критерии бесплатной передачи в собственность граждан Российской Федерации занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде установлены Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

Приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.

Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Каких-либо ограничений при приватизации жилых помещений в домах, принадлежащих сельскохозяйственным предприятиям, закон не устанавливает.

Наоборот, в силу статьи 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Судом установлено, что спорный жилой дом, относится к жилищному фонду колхоза, которым затем был переименован в <данные изъяты>», а затем <данные изъяты>», его деятельность прекращена с ДД.ММ.ГГГГ г., соответственно подлежит приватизации.

Как установлено судом, спорное жилое помещение предоставлено на условиях договора социального найма, решения о передаче спорного имущества в частную собственность истца его собственником не принималось.

Статьями 6,7 названного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.

В соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Жилой дом № <адрес> не был передан в муниципальную собственность муниципального образования Богородицкий район на основании акта приема-передачи жилищного фонда, в ведении органа местного самоуправления после ликвидации предприятия не находится.

Согласно разъяснениям постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", содержащимся в пункте 4, разрешая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции Закона Российской Федерации от 23 декабря 1992 года) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья. Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу статьи 18 названного Закона, поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулировавшее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, регулировавшим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишили бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения. Это положение не должно применяться, если правопреемники, изменившие форму собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, на свои средства построили либо приобрели незаселенное жилое помещение, которое впоследствии явилось предметом спора о приватизации, в том числе и после введения в действие статьей 18 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции Закона от 23 декабря 1992 года).

То обстоятельство, что жилой дом № в д. <адрес> не был передан в муниципальную собственность, не может являться ограничением жилищных прав граждан, в том числе их права на приватизацию законно занимаемого с ДД.ММ.ГГГГ года жилого помещения в здании, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, не имеющем статуса общежития, служебного жилого помещения, не находящегося в аварийном состоянии, не построенного на средства правопреемника колхоза «им. <данные изъяты>», не было им приватизировано, поскольку этот дом введен в эксплуатацию до реорганизации колхоза и построен достаточно давно.

Исходя из смысла преамбулы и ст. 1, 2 указанного закона гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием.

Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию занимаемого им по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

Бурлаков Б.Б. ранее не принимал участие в приватизации жилья и с ДД.ММ.ГГГГ года постоянно зарегистрирован и проживает в спорном жилом помещении.

Принимая во внимание, что Бурлаков Б.Б. имеет право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения, пользуется спорным жилым помещением на законном основании и в соответствии с его назначением, ранее участия в приватизации жилья не принимал, проживает в данном помещении, исполняя надлежащим образом свои обязанности нанимателя, то согласно положениям Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» подлежит приватизации.

При таких обстоятельствах, исковые требования Бурлакова Б.Б. являются обоснованными, основаны на законе и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Бурлакова Б.Б. к администрации МО Богородицкий район о признании права собственности в порядке приватизации удовлетворить.

Признать за Бурлаковым Б.Б. право собственности на одноквартирный жилой дом <адрес> общей площадью по дому <данные изъяты> кв. м, в том числе площадь квартиры <данные изъяты> кв. м, жилая площадь – <данные изъяты> кв. м, подсобная – <данные изъяты> кв. м, площадь веранд – <данные изъяты> кв. м в порядке приватизации.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Богородицкий районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 02 апреля 2021года.

Председательствующий

2-306/2021 ~ М-249/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Бурлаков Борис Борисович
Ответчики
Администрация МО Богородицкий район
Другие
Администрация МО Бегичевское Богородицкого района
Суд
Богородицкий межрайонный суд Тульской области
Судья
Илюшкина О.А.
Дело на сайте суда
bogorodicky--tula.sudrf.ru
24.02.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.02.2021Передача материалов судье
25.02.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.03.2021Подготовка дела (собеседование)
11.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.03.2021Судебное заседание
02.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.05.2021Дело оформлено
17.05.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее