Дело №2а-3383/24
73RS0001-01-2024-004362-07
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 июля 2024 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе: судьи Бирюковой О.В., при секретаре Матанцевой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Ленинского района г.Ульяновска, поданного в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Ульяновска, Управлению дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска о возложении обязанности устранить дефекты дорожного покрытия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г.Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации г.Ульяовска о возложении обязанности устранить дефекты дорожного покрытия. В обоснование иска истец указал, что прокуратурой Ленинского района г.Ульяновска со стороны администрации города Ульяновска выявлены факты бездействия в организации дорожной деятельности и обеспечении безопасности дорожного движения в Ленинском районе города Ульяновска. В ходе проведения совместной проверки прокуратуры района и ЦДиТНПБДД ГИБДД УМВД России по Ульяновской области установлено, что в нарушение требований: пункта 13 ОП ПДД РФ, пункта 4.5 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» выявлены дефекты дорожного покрытия в виде многочисленных выбоин у многоквартирного жилого дома №56 по ул. Островского в г.Ульяновске. Бездействие администрации города Ульяновска, выразившееся в не устранении различных дефектов дорог, расположенных на территории Ленинского района города Ульяновска в соответствии с техническими регламентами и другими нормативными документами, привело к необеспечении безопасности дорожного движения и не принятию исчерпывающих мер, предусмотренных законодательством по сохранению жизни и здоровья неопределенного круга лиц. Просит возложить обязанность на администрацию города Ульяновска устранить дефекты дорожного покрытия на автомобильной дороге у дома №56 по ул. Островского в г.Ульяновске в течение 1-го месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района г.Ульяновска Анастасин О.А. на удовлетворении требований к администрации настаивал, поддержал доводы, изложенные в иске. Также пояснил, что максимальный срок, который может быть предоставлен, не может превышать шесть месяцев.
Представитель административных ответчиков администрации города Ульяновска и Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что дорога, на которой имеется дефект дорожного покрытия в муниципальной собственности не находится, перекрыта шлагбаумом, относится к жилому дому №56 по ул. Островского в г.Ульяновске. В случае удовлетворения требований просила установить разумный срок, не менее 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку в текущем году денежные средства на ремонт дороги в бюджете не заложены.
Представитель заинтересованного лица ООО «Альбион» в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснил, что согласно кадастровой карте, межквартальный проезд, на котором имеются дефекты дорожного покрытия не относится к придомовой территории МКД №56 по ул. Островского в г.Ульяновске.
Представители иных заинтересованных лиц в судебном заседании не участвовали, извещались.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.4 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Как предусмотрено ч.2 указанной нормы, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
По мнению суда, заявленные требования прокурора являются обоснованными на основании следующего.
В ходе судебного разбирательства установлено, что имеются дефекты дорожного покрытия в виде многочисленных выбоин на автомобильной дороге у многоквартирного жилого дома №56 по ул. Островского в г.Ульяновске. Доказательства обратному административным ответчиком суду не предоставлены.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Закона N 196-ФЗ).
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О Правилах дорожного движения", установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ).
В силу пункта 6 статьи 3 данного закона содержание автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения согласно пункту 6 части 1 статьи 13 данного закона (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов и в силу части 3 статьи 15 Закона N 257-ФЗ обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статье 18 Закона N 257-ФЗ ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными данной статьей.
Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям установлены ГОСТом Р 50597-2017 "Национальный стандарт РФ. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденного Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017).
Как следует из пункта 5.2.4 "ГОСТ Р 50597-2017, покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Таким образом, указанным ГОСТом предусмотрена недопустимость каких-либо выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений дорожного полотна автодороги. Таблица 5.3. ГОСТа предусматривает сроки устранения данных недостатков исходя из их параметров (длина, ширина, глубина и др.).
В пункте 4.2 ГОСТа Р 50597-2017 предусмотрено, что в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям данного стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.
Исходя из положений статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Согласно пункту 5 статьи 3 главы 1 Устава муниципального образования "город Ульяновск" к вопросам местного значения г. Ульяновска относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г. Ульяновска.
Администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Материалами дела подтверждено и ответчиком не оспаривалось, что дефекты дорожного покрытия находятся на проезжей части дороги в границах муниципального образования город Ульяновск.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что лицом ответственным за содержание дорожного покрытия автомобильной дороги (проезжей части) в границах г. Ульяновска и влияющим на безопасность дорожного движения, является Администрация, а в иске к Управлению дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска следует отказать.
Проанализировав доводы сторон относительно сроков восстановления дорожного покрытия, учитывая, суд полагает возможным установить срок для устранения дефектов в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск прокурора Ленинского района г.Ульяновска к администрации города Ульяновска удовлетворить.
Возложить обязанность на администрацию города Ульяновска устранить дефекты дорожного покрытия на автомобильной дороге у дома №56 по ул. Островского в г.Ульяновске в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В иске к Управлению дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья О.В. Бирюкова