Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5628/2020 от 31.08.2020

Дело ...

    РЕШЕНИЕ

    именем Российской Федерации

    21 сентября 202 года                                                   город Нижнекамск РТ

    Нижнекамский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи В.Х. Романовой, при секретаре Р.Р. Мухамадиевой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Р.Х.Зиатдинова к обществу с ограниченной ответственностью «Нижнекамский завод грузовых шин» о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда,

установил:

    Р.Х. Зиатдинов обратился в Нижнекамский городской суд с иском к ООО «Нижнекамский завод грузовых шин» (ранее ООО «Нижнекамский завод шин ЦМК» о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда.

В обоснование исковых требований указал, что с октября 2017 года работает в ООО «Нижнекамский завод грузовых шин» в должности сборщика покрышек 5 разряда. Получив расчетный листок за ноябрь 2019 года узнал отсутствие начисления доплаты за работу в ночное время в двойном размере за выход в праздничный день. Доплата выплачена в одинарном размере. Также, получив расчетный листок за декабрь 2019 года установил, отсутствие выплаты премии по итогам работы за месяц в двойном размере за выход в праздничный день в ноябре. Премия выплачена в одинарном размере. Обратившись в профсоюзную организацию КМНП «Равенство» за разъяснением, истцу стало известно, что данные выплаты работодателем не доначислялись до двойного размера и, соответственно, не выплачивались в течение всего 2019 года. С данной ситуацией истец не согласен, считает, что такая ситуация привела работодателя к нарушению трудового законодательства, а именно статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации, из которой следует, что заработная плата за выход в праздничный и выходной день должна выплачиваться в двойном размере.

Истец просит, обязать ответчика: сделать перерасчет и доначислить заработную плату до двойного размера в виде доплаты за работу в ночное время за период с 01 января по ... за выход на работу в праздничные дни и выплатить доначисленную сумму; сделать перерасчет, доначислить заработную плату в виде премии по итогам работы за месяц за период с 01 января по ... за выход на работу в праздничные дни до двойного размера и выплатить доначисленную сумму; обязать выплатить компенсацию, в виде процентов от невыплаченной в срок суммы, за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета, включительно, в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации и взыскать компенсацию за причиненный моральный вред в сумме 2 000 рублей.

Истец Р.Х. Зиатдинов и его представитель, В.И. Атакишиев, в судебном заседании исковые требования поддержали, по указанным в иске основаниям.

Представитель ответчика ООО «Нижнекамский завод грузовых шин», действующий на основании доверенности М.А. Мазунин, в судебном заседании иск не признал, суду пояснил, что конкретные размеры оплаты в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором. Ответчиком работа истца в выходные и нерабочие праздничные дни оплачена согласно приказам, в соответствии со ст. 153 Трудового кодекса РФ в двойном размере (по двойной часовой тарифной ставке) с учетом фактически отработанного времени, на которое согласно Положению об оплате труда работников предприятий НХК ПАО «Татнефть» начислены компенсационные и стимулирующие выплаты. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ... ...-П необходимость исчисления компенсационных и стимулирующих выплат за работу в выходные и нерабочие праздничные дни в двойном размере не установлена.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3).

Законодатель, осуществляя в соответствии с конституционными принципами правовое регулирование трудовых отношений и, закрепляя механизм реализации указанного конституционного права, должен основываться, в том числе на общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах, являющихся в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации, в частности на положениях Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах о признании права каждого на справедливую заработную плату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия (статья 7).

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, закрепляющими обязанность работодателя предусмотреть для работников равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132) и предусматривающими основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130), а также дополнительные выплаты в случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (статья 149).

По смыслу приведенных положений Трудового кодекса Российской Федерации, при определении оплаты труда наряду с другими факторами (обстоятельствами) должно учитываться количество труда и необходимость обеспечения повышенной оплаты при отклонении условий выполнения работ от нормальных.

В соответствии со статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации сверхурочной работой признается работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

Сверхурочная работа является частным случаем выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (статья 149 Трудового кодекса Российской Федерации), и, следовательно, должна быть оплачена в повышенном размере. Это согласуется со статьей 4 Европейской социальной хартии 1996 года, признающей право работников на повышенную оплату сверхурочной работы в целях обеспечения эффективного осуществления права на справедливое вознаграждение за труд.

Повышенная оплата сверхурочной работы имеет целью компенсацию трудозатрат работника в условиях большей физиологической и психоэмоциональной нагрузки на организм, вызванной переутомлением в связи с осуществлением работником работы в предназначенное для отдыха время, которое он, к тому же, не может использовать по своему усмотрению.

Правила, установленные статьей 152 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривают оплату за первые два часа сверхурочной работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере, при этом конкретные размеры оплаты могут быть определены в коллективном договоре, локальном нормативном акте или в трудовом договоре; по желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

Из предписаний данной статьи в их взаимосвязи с положениями абзаца второго части второй статьи 22 и статей 132 и 149 Трудового кодекса Российской Федерации прямо следует, что сверхурочная работа должна оплачиваться в большем размере, чем работа, произведенная в пределах установленного работнику рабочего времени (об этом, в частности, свидетельствует и использование законодателем в статье 152 Трудового кодекса Российской Федерации термина "повышенная оплата" при установлении правила о возможности замены такой оплаты предоставлением работнику дополнительного времени отдыха). В противном случае не достигалась бы цель компенсации работнику повышенных трудозатрат и сокращения времени отдыха, нарушался бы принцип справедливости при определении заработной платы, а работодатель приобретал бы возможность злоупотребления своим правом привлечения работников к сверхурочной работе. Работники, выполняющие работу сверхурочно, оказывались бы в худшем положении по сравнению с теми, кто выполняет аналогичную работу в рамках установленной продолжительности рабочего времени, что противоречит принципу равной оплаты за труд равной ценности.

Таким образом, статья 152 Трудового кодекса Российской Федерации в системе действующего правового регулирования предполагает установление оплаты сверхурочной работы в размере, превышающем оплату равного количества времени при выполнении работником работы той же сложности в пределах установленной для него продолжительности рабочего времени (нормальное вознаграждение работника).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, в части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающей в качестве общего правила оплату за работу в выходной или нерабочий праздничный день не менее чем в двойном размере, во взаимосвязи с положениями абзаца второго части второй статьи 22 и статей 132 и 149 данного Кодекса (тем более принимая во внимание использование в части третьей его статьи 153 термина "оплата в повышенном размере" применительно к оплате за часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день) однозначно следует, что работа в выходной или нерабочий праздничный день должна оплачиваться в большем размере, чем аналогичная работа, произведенная в обычный рабочий день. Повышение размера оплаты труда в таких случаях призвано компенсировать увеличенные в связи с осуществлением работы в предназначенное для отдыха время трудозатраты работника, а потому, будучи гарантией справедливой оплаты труда в условиях, отклоняющихся от нормальных, должно распространяться на всех лиц, работающих по трудовому договору, независимо от установленного для них режима рабочего времени и системы оплаты труда.

Согласно конституционно-правовому смыслу части 1 статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации, выявленному в названном Постановлении, в системе действующего правового регулирования указанная часть статьи предполагает установление для получающих оклад (должностной оклад) работников, замещающих должности гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации и привлекавшихся к работе в выходные и (или) нерабочие праздничные дни сверх месячной нормы рабочего времени, если эта работа не компенсировалась предоставлением им другого дня отдыха, оплаты за работу в выходной и (или) нерабочий праздничный день, включающей наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы), все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда.

Из системного толкования положений статей 149, 153 Трудового кодекса Российской Федерации, оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни должна производиться в повышенном размере, компенсируя тем самым отрицательные последствия отклонения условий его работы от нормальных, тогда как исчисление размера оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день исключительно исходя из двойного размера оклада (тарифной ставки) работника, без учета причитающихся ему стимулирующих и компенсационных выплат, приведет к недопустимому снижению положенного ему вознаграждения по сравнению с оплатой за аналогичную работу, выполняемую в обычных условиях.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни в повышенном размере должна производится и в отношении всех стимулирующих и компенсационных выплат.

Из материалов дела следует, что истец с ... работает в ООО «Нижнекамский завод грузовых шин» (ранее ООО «Нижнекамский завод шин ЦМК») сборщиком покрышек 5 разряда.

Получив расчетный листок за ноябрь 2019 года узнал отсутствие начисления доплаты за работу в ночное время в двойном размере за выход в праздничный день. Доплата выплачена в одинарном размере.

Также, получив расчетный листок за декабрь 2019 года установил, отсутствие выплаты премии по итогам работы за месяц в двойном размере за выход в праздничный день в ноябре месяце. Премия выплачена в одинарном размере.

В судебном заседании представитель ответчика указал, что работу истца в праздничные и выходные дни была произведена в повышенном размере только в отношении тарифной ставки, положенные истцу выплаты – доплата за работу в ночное время; премия по итогам месяца была начислена и выплачена истцу за работу в праздничные и выходные дни в одинарном размере.

По запросу суда ответчиком произведен расчет, что в случае начисление вышеуказанных выплат в двойном размере недоплаченная заработная плата (двойной размер - доплаты за работу в ночное время; премии по итогам месяца) за период работы истца с ... по ... составит 1 396 рублей 70 копеек, из которых 628 рублей 30 копеек – доплата за работу в ночное время, 768 рублей 40 копеек – премия по итогам работы за месяц.

Истец с расчетом ответчика согласился.

При установленных обстоятельствах, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца задолженность по заработной плате в размере 1 396 рублей 70 копеек.

В соответствии с частью 1 статьи 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Стороны в судебном заседании пояснили, что истцу доплата за ночное время полагалась за ноябрь 2019 года, которая подлежала выплата .... Премия по итогам работы подлежала выплате ....

В связи, с чем суд считает, что денежная компенсация за задержку выплаты доплаты за работу в ночное время в ноябре 2019 года, подлежит начислению, начиная с ... и по день фактического расчета включительно, а за задержку выплаты премии по итогам работы за месяц, начиная с ... и по день фактического расчета включительно.

В соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации, компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Размер компенсации морального вреда определяется судом, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Суд считает, что задержкой в выплате причитающейся истцу доплаты за работу в ночное время и премии по итогам месяца нарушались гарантированные Конституцией РФ и трудовым законодательством права истца, что, безусловно, повлекло причинение ему морального вреда в виде нравственных страданий. Для восстановления нарушенных прав истец вынужден был обратиться в суд с исковым заявлением, участвовать в судебном разбирательстве, что также свидетельствует о перенесенных им нравственных страданиях.

При определении размера подлежащего взысканию с ответчика компенсации морального вреда, суд учитывает степень нравственных страданий, понесенных истцом в результате нарушения его трудовых прав, не желание ответчика своевременно восстановить его нарушенные права. Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, при этом, учитывая требования разумности и справедливости, суд полагает необходимым определить компенсацию морального вреда, подлежащего взысканию с ответчика в пользу Р.Х. Зиатдинова в размере 2 000 рублей.

На основании статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

С ответчика в доход бюджета муниципального образования город Нижнекамск подлежит взысканию государственная пошлина в размере 700 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

          исковые требования Р.Х.Зиатдинова к обществу с ограниченной ответственностью «Нижнекамский завод грузовых шин» о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда - удовлетворить.

        Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Нижнекамский завод грузовых шин» в пользу Р.Х.Зиатдинова задолженность по заработной плате в размере 1 396 рублей 70 копеек; проценты (денежную компенсацию) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от суммы 628 рублей 30 копеек за каждый день задержки начиная с ... по день фактического расчета включительно; проценты (денежную компенсацию) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от суммы 768 рублей 40 копеек за каждый день задержки начиная с ... по день фактического расчета включительно; компенсацию морального вреда в размере 2 000 рублей.

      Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Нижнекамский завод грузовых шин» в доход бюджета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан государственную пошлину в размере 700 рублей.

      Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Нижнекамский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

       Судья                                                                              В.Х. Романова

Мотивированное решение изготовлено ....

2-5628/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Зиатдинов Радик Хамитович
Ответчики
ООО Нижнекамский завод шин ЦМК
Суд
Нижнекамский городской суд Республики Татарстан
Судья
Романова Венера Харасовна
Дело на странице суда
nizhnekamsky--tat.sudrf.ru
31.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
31.08.2020Передача материалов судье
31.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.09.2020Судебное заседание
21.09.2020Судебное заседание
28.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.10.2020Дело оформлено
29.10.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее