Дело № 12-62/2020
Судья: Алексеева А.В.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
8 июня 2020 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев жалобу главы администрации Ярабайкасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики Жукова Г.В., защитника Евдокимова Э.В., на постановление судьи Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 16 марта 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Ярабайкасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики,
установил:
постановлением судьи Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 16 марта 2020 года администрация Ярабайкасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 рублей с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 названного Кодекса.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, глава администрации Ярабайкасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики Жуков Г.В., защитник Евдокимов Э.В. просят отменить постановление судьи, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование жалобы указывают, что имеющиеся в деле доказательства являются ненадлежащими, поскольку получены с нарушением требований Федерального закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года, акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автодороги по ул. Садовая д. Идагачасы Ярабайкасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики от 8 января 2020 года не подписан должностным лицом.
В судебное заседание, представитель ОГИБДД ОМВД РФ по Моргаушскому району Чувашской Республике, не явился.
В судебном заседании законный представитель администрации Жуков Г.В. пояснил, что муниципальный контракт на содержание дорог в населенных пунктах на момент проверки не был заключен. Контракт заключен лишь 15 января 2020 года, однако, им были приняты меры для своевременной очистки дороги. 4 января 2020 года он обратился к подрядчику ФИО1 и попросил очистить дорогу. С 4 января 2020 года подрядчик приступил к очистке дорог, что подтвердили в суде свидетели.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы в полном объеме, выслушав Жукова Г.В., ФИО1, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
В соответствии с пунктом 8.2 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», во время снегопада и (или) метели и до окончания снегоочистки на проезжей части дорог категорий IA - III допускается наличие рыхлого (талого) снега толщиной не более 1 (2) см, на дорогах категории IV - не более 2 (4) см, на всех группах улиц - 5 см.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО1 (подрядчик) и администрацией Ярабайкасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики (заказчик) на основании протокола рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе в электронной форме от 31 декабря 2019 года заключен муниципальный контракт на содержание дорог в населенных пунктах Ярабайкасинского сельского поселения Моргаушского района (л.д. 91,100).
В соответствии с пунктом 1.1 контракта подрядчик обязался выполнить обязательства по содержанию грунтовых и асфальтобетонных дорог в населенных пунктах Ярабайкасинского сельского поселения Моргаушского района.
В соответствии с п. 4.1 срок исполнения подрядчиком своих обязательств: с даты заключения контракта.
Согласно материалам дела, ДД.ММ.ГГГГ в 16 час. 00 мин. на участке автодороги по <адрес> выявлено нарушение требований п. 8.2 ГОСТ Р 50597-2017, высота рыхлого снега 5-7 см, в 11 часов 8 января 2020 года – 9 см, 14 января 2020 в 17 час.- 19 см.
27 января 2020 года по данному факту должностным лицом ГИБДД в отношении администрации Ярабайкасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики составлен протокол об административном правонарушении №, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
За совершение указанного деяния администрация Ярабайкасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ. Доводы законного представителя администрации о заключении муниципального контракта на содержание дорог 15 января 2020 года признаны несостоятельными со ссылкой на то, что юридическому лицу вменяется совершение правонарушения по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, 07, 08, 14 января 2020 года, тогда как контракт заключен 15 января 2020 года.
Вместе с тем с состоявшимся по делу судебным актом согласиться нельзя по следующим основаниям.
Часть 1 ст. 47 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
В силу пункта 1 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должен выяснить, относится ли к его компетенции рассмотрение дела.
В соответствии с частью 1 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.34 данного Кодекса.
Абзацем вторым части 3 указанной статьи определено, что дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов.
Согласно абзацу шестому части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в остальных случаях дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 и 2 данной статьи, рассматриваются мировыми судьями.
Определением начальника ОГИБДД ОМВД РФ по Моргаушскому району Чувашской Республике от 27 января 2020 года дело об административном правонарушении, совершенное гражданином (так указано в определении), передано на рассмотрение в Моргаушский районный суд Чувашской Республики (л.д. 3). Из содержания данного определения следует, что 8 января 2020 года в 11 часов водитель при управлении транспортным средством совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, чем нарушил ПДД.
16 марта 2020 года дело рассмотрено судьей районного суда по существу, вынесено постановление о признании Администрации Ярабайкасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное расследование в соответствии с частью 1 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях проводится в случаях, когда после выявления административного правонарушения осуществляются процессуальные действия, требующие значительных временных затрат.
Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения.
Согласно правовой позиции, изложенной в подпункте «а» пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.
Из материалов дела усматривается, что административное расследование фактически не проводилось, процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, не выполнялись.
Согласно материалам дела, 8 января 2020 года инспектором ДПС отделения ГИБДД ОМВД России по Моргаушскому району Чувашской Республики (с учетом определения о внесении исправлений в определение от 27 января 2020 года) в отношении юридического лица (должностного лица) возбуждено дело об административном правонарушении и принято решение о проведении административного расследования (л.д.5-7).
После возбуждения дела об административном правонарушении, 9 января 2020 года в адрес Администрации Ярабайкасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики было направлено извещение о необходимости явки законного представителя 27 января 2020 года на составление протокола об административном правонарушении (л.д. 22). В этот же день Администрации Ярабайкасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики выдано предписание № 11 о проведении очистки автодороги и обочин от снега со сроком выполнения - не более 6 часов с момента вручения предписания (л.д. 19).
Никаких иных действий до составления протокола об административном правонарушении сотрудниками ГИБДД (истребование сведений, направление запросов и т.п.), требующих значительных временных затрат не производилось.
По данному делу акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги был составлен 7 и 8 января 2020 года, информация о недостатках передана главе Администрации Ярабайкасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики (акт от 7 января 2020 года, л.д. 12).
Протокол об административном правонарушении составлен 27 января 2020 года в присутствии законного представителя Администрации, представившего письменные объяснения (л.д. 26), проект муниципального контракта, протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 31 декабря 2019 года (л.д. 40), после чего настоящее дело было направлено в Моргаушский районный суд.
Таким образом, после вынесения 8 января 2020 года указанного выше определения административное расследование по делу не проводилось, никаких требующих значительных временных затрат процессуальных действий, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление, по данному делу не выполнено.
У сотрудников ГИБДД имелись все необходимые данные о владельце автодороги, свидетеле (л.д. 11). Каких-либо значительных временных затрат для установления потерпевших, свидетелей, допроса указанных лиц или оформления процессуальных документов сотрудникам полиции не требовалось.
Составление акта выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автодороги по <адрес> 14 января 2020 года, не свидетельствует о проведение административного расследования, поскольку он был составлен должностным лицом ГИБДД после направления в адрес администрации извещения от 9 января 2020 года о вызове для составления протокола об административном правонарушении, и в ходе осуществления контроля за выполнением предписания от 9 января 2020 года.
Таким образом, дело подлежало рассмотрению мировым судьей по месту совершения административного правонарушения.
Данное обстоятельство судья районного суда оставил без внимания при принятии настоящего дела к производству, рассмотрел данное дело с нарушением правил подсудности, признав Администрацию виновной в совершении вмененного административного правонарушения.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
При изложенных обстоятельствах постановление судьи Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 16 марта 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.
С учетом того, что на момент рассмотрения в Верховном Суде Чувашской Республики настоящей жалобы срок давности привлечения администрации к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек, производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7- 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 16 марта 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Ярабайкасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.А. Максимова