Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-288/2023 (2-2677/2022;) от 28.11.2022

77RS0002-02-2022-013967-57                  Дело № 2-288/2023 (2-2677/2022)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Интинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Изюмовой Е.С.,

при секретаре Титовой С.В.

с участием представителя истца – старшего помощника прокурора ____ Республики Коми Вертинской Г.В., представителя ответчика, действующего на основании доверенности – Бугайчука Д.Ф.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Инте Республики Коми 17 января 2023 года исковое заявление Воркутинского транспортного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Воркутинский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») о возложении обязанности в течение 1 (одного) года со дня вступления в законную силу решения суда оборудовать открытую площадку для накопления образующихся в Интинской дистанции пути – структурного подразделения Северной дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» отходов «Шпалы железнодорожной деревянной, пропитанной антисептическими средствами, отработанной» в соответствии с Сантитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПин __.__.__-21 Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от __.__.__ №__ (далее - СанПиН __.__.__-21).

В обоснование исковых требований указал, что в ходе проведенной проверки было установлено, что при накоплении и хранении отходов – шпал железнодорожных деревянных, пропитанных антисептическими средствами, отработанных, расположенных на территории ПЧ-34 на площадке №__, организованной вдоль железнодорожного пути необщего пользования №__ железнодорожной станции Инта 1, нарушаются требования, предусмотренные п. 220, 221 СанПиН __.__.__-21, а именно отходы накапливаются в отсутствие защиты от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом), а в месте накопления отходов нет ливневой канализации для предотвращения поступления загрязненного ливнестока в общегородскую систему дождевой канализации или сброса в ближайшие водоемы без очистки. Указанные нарушения создают угрозу окружающей среде и могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц. __.__.__ Воркутинской транспортной прокуратурой для устранения указанных нарушений начальнику Северной региональной дирекции железнодорожных вокзалов было внесено представление. Представление транспортного прокурора об устранении нарушений законодательства ответчиком рассмотрено, признано обоснованным, однако до настоящего времени не выполнено.

Представитель истца – старший помощник прокурора ____ Республики Коми Вертинская Г.В. в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований.

Представитель ответчика, возражая против удовлетворения иска, пояснил, что ОАО «РЖД» не отрицается факт того, что в местах хранения отходов – шпал железнодорожных деревянных, пропитанных антисептическими средствами, отработанных - необходима установка ливневой канализации, вместе с тем, понятие ливневой канализации в действующем законодательстве не закреплено. Существует несколько видов ливневых канализаций, как связанных с общегородской ливневой системой, так и с отдельными емкостями. Истцом не доказана возможность оборудования на территории предприятия – Интинской дистанции пути ливневой канализации. Более того, нарушения п. 220 СанПин __.__.__-21 устранены, ответчиком в добровольном порядке: складируемые шпалы покрыты брезентом и расположены на твердом покрытии, что подтверждается представленной в дело фотографией.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Федеральным законом от __.__.__ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определены правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и урегулированы отношения, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду.

Статьей 1 Закона «Об охране окружающей среды» предусмотрены контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, в том числе нормативов и нормативных документов, федеральных норм и правил, в области охраны окружающей среды.

Той же нормой установлены требования в области охраны окружающей среды - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Статья 34 Закона «Об охране окружающей среды» предусматривает, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, и при ее осуществлении проводятся мероприятия по охране окружающей среды, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду.

Частью 1 статьи 51 Закона «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Аналогичным образом регулируются и отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности (там же, ч. 3 ст. 51).

Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека (п.2 ст.51 Федерального закона от __.__.__г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В силу п.2 ст.11 Федерального закона от __.__.__ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходам.

Статьей 1 Федерального закона от __.__.__ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено понятие хранение отходов как складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п.1 ст.134 Федерального закона от __.__.__ №__-Ф «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

В соответствии с п.2 ст.13.4 Федерального закона от __.__.__ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).

Согласно п.1 ст.22 Федерального закона от __.__.__ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

С __.__.__ требования к обращению с отходами регулируются разделом X СанПиН __.__.__-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от __.__.__ №__.

В соответствии с пунктами 212-216 СанПиН __.__.__-21 обращение с каждым видом отходов производства осуществляется в зависимости от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств субстрата, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека. Допускается накопление отходов производства, которые на современном уровне развития научно-технического прогресса не могут быть обезврежены, утилизированы на предприятиях, на которых такие отходы образованы.

При накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) должны соблюдаться следующие условия: поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом); поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).(п.220 СанПиН __.__.__-21).

Согласно п. 221 СанПиН __.__.__-21 на территории предприятия в месте накопления отходов на открытых площадках должна быть ливневая канализация, за исключением накопления отходов в водонепроницаемой таре.

Размещение и эксплуатация (на весь период их эксплуатации и после закрытия) специально оборудованных сооружений, предназначенных для размещения (хранения и захоронения) отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород), должны обеспечивать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения (п.228 СанПиН __.__.__-21).

Объекты размещения отходов должны быть обеспечены системами водоснабжения и водоотведения (п. 236 СанПиН __.__.__-21).

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от __.__.__ №__, такой вид отходов как «Шпалы железнодорожные деревянные, пропитанные антисептическим средствами, отработанные» имеющий код 8 41 000 01 51 3, относятся к III классу опасности для окружающей среды.

В области обращения с отходами ПЧ-34 разработана и утверждена Инструкция по обращению с отходами производства и потребления, и утверждены паспорта на отходы I-IV класса опасности, в том числе на шпалы железнодорожные деревянные, пропитанные антисептическими средствами, отработанные, с кодом ФККО 8 41 000 01 51 3, присвоенным в соответствии с Приказом Росприроднадзора от __.__.__ №__ «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов».

За 2021 года ответчиком в Управление Росприроднадзора по РК направлены сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления за 2021 года, из которого следует, что у ответчика образуются отходы в виде отработанных железнодорожных деревянных шпал, пропитанных антисептическими средствами.

Исходя из материалов дела Воркутинской транспортной проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в деятельности Интинской дистанции пути- структурного подразделения Северной дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД», по результатам которой выявлены нарушения.

Проверкой установлено, что в результате деятельности Интинской дистанции пути образуются отходы III класса «Шпалы железнодорожные деревянные, пропитанные антисептическими средствами, отработанные», которые складируются и хранятся на площадке №__, организованной вдоль железнодорожного пути необщего пользования №__ железнодорожной станции Инта 1. В нарушение требований природоохранного законодательства площадка временного хранения шпал, используемая Интинской дистанцией пути, не оборудована в соответствии с нормами и требованиями СанПин __.__.__-21, а именно: площадка не защищена от воздействия атмосферных осадков, поверхность площадки не имеет искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, по периметру площадки отсутствует обособленная сеть ливнестоков.

В связи с выявленными нарушениями __.__.__ начальнику Северной региональной дирекции железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД»» было вынесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, однако по настоящее время нарушения устранены (л.д. 14-19).

Указанные нарушения законодательства создают угрозу окружающей среде, что может повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Исходя из письменных возражений ответчика от __.__.__ нарушения п. 220 СанПин __.__.__-21 устранены, ответчиком в добровольном порядке: складируемые шпалы покрыты брезентом и расположены на твердом покрытии. В подтверждение исполнения указанного нарушения ответчиком приложена фотография. Вместе с тем, в отличие от фотографии, представленной прокурором в материалы дела, фотография, приложенная ответчиком к возражениям, не содержит привязки к местности и даты съемки.

В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено суду относимых и допустимых доказательств того, что все требования вышеперечисленных нормативно-правовых актов им исполнены в полном объеме, в частности, сведения о том, что в месте накопления отходов «Шпалы железнодорожной деревянной, пропитанной антисептическими средствами, отработанной» на открытой площадке оборудована ливневая канализация ответчиком не представлены.

На основании вышеизложенного суд находит исковые требования транспортного прокурора подлежащими удовлетворению, в связи с чем, полагает необходимым обязать ОАО «РЖД» оборудовать открытую площадку для накопления образующихся в Интинской дистанции пути – структурного подразделения Северной дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» отходов «Шпалы железнодорожной деревянной, пропитанной антисептическими средствами, отработанной» в соответствии с Сантитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПин __.__.__-21.

Применительно к положениям ч.2 ст.206 ГПК РФ предложенный истцом срок (в течение 1 (одного) года со дня вступления в законную силу решения суда) суд полагает разумным и достаточным с учётом требуемого объёма работ и природно- климатических условий ____.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Воркутинского транспортного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» удовлетворить.

Возложить на открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обязанность в течение 1 (одного) года со дня вступления в законную силу решения суда оборудовать открытую площадку для накопления образующихся в Интинской дистанции пути – структурного подразделения Северной дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» отходов «Шпалы железнодорожной деревянной, пропитанной антисептическими средствами, отработанной» в соответствии с Сантитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПин __.__.__-21 Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от __.__.__ №__.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, представление в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья                          Е.С. Изюмова

Решение в окончательной форме изготовлено 20.01.2023

2-288/2023 (2-2677/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Воркутинская транспортная прокуратура
Ответчики
ОАО "РЖД"
Суд
Интинский городской суд Республики Коми
Судья
Изюмова Евгения Сергеевна
Дело на странице суда
intasud--komi.sudrf.ru
28.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
29.11.2022Передача материалов судье
30.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.01.2023Судебное заседание
20.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее