11RS0016-01-2023-001370-22
дело № 2-56/2024
Сыктывдинского районного суда Республики Коми
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Рачковской Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Палкиной И.А.,
рассмотрев в с. Выльгорт 17 января 2024 года в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шаховой В. П. к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми о предоставлении жилого помещения взамен непригодного для проживания,
установил:
Шахова В.П. обратилась в суд с иском к администрации МР «Сыктывдинский» РК о возложении обязанности предоставить ей на состав семьи, включая Шахова В.И., благоустроенное жилое помещение на территории с. Выльгорт, взамен непригодного по адресу: <адрес>. В обоснование заявленных требований указано, что Шахова В.П. проживает на основании договора социального найма в указанном жилом помещении совместно с супругом Шаховым В.И., которое в установленном порядке признано аварийным и подлежащим сносу, что порождает у органа местного самоуправления обязанность обеспечить проживающих в таком помещении лиц жилым помещением, отвечающим санитарным и строительным нормам. Ссылаясь на невозможность проживания в жилом помещении, Шахова В.П. обратилась в суд с настоящим иском.
Определениями Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 18.10.2023 и от 23.11.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Шахов В.И., Шахова А.В. (в том числе в качестве законного представителя несовершеннолетней Шаховой А.А.) и Шахов И.В.
Истец Шахова В.П. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.
Ответчик администрация МР «Сыктывдинский» РК, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направила.
Третьи лица Шахов В.И. и Шахов И.В. в судебном заседании требования истца поддержали.
Третье лицо Шахова А.В., будучи извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась, представителя не направила.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что истец Шахова В.П. на основании договора социального найма жилого помещения №41 от 09.12.2015 занимает жилое помещение с кадастровым номером №, площадью 49,6 кв.м., расположенное по адресу: Сыктывдинский район, <адрес>.
В качестве членов семьи в указанную квартиру также вселены Шахов И.В., Шахова А.В., Шахов В.И. и Шахова А.А.
На основании заключения межведомственной комиссии №62 от 20.04.2016, постановлением администрации СП «Выльгорт» №05/660 от 16.05.2016 многоквартирный дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
С учетом постановлений администрации СП «Выльгорт» №02/108 от 27.02.2020, №02/53 от 08.02.2021 и №04/149 от 01.04.2021 установлен срок для расселения граждан до 31.12.2024.
Указывая, что истец и члены его семьи до настоящего времени не обеспечены жилым помещением, пригодным для постоянного проживания и отвечающим установленным требованиям, а также ссылаясь на невозможность проживания в помещении, признанном аварийным, Шахова В.П. обратилась в суд с рассматриваемым иском.
Разрешая требования по существу, суд исходит из следующего.
Конституцией РФ гарантируется право каждого на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе предоставляют в установленном порядке гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
В свою очередь законодателем в ч. 2, 3, 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда: осуществляют учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, принимают решения о предоставлении жилья, заключают договоры найма.
Согласно положениям ст. 4 Жилищного кодекса РФ отношения по поводу возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов урегулированы жилищным законодательством.
При рассмотрении дела достоверно установлено, что помещение, занимаемое истцом, находится в муниципальной собственности МО МР «Сыктывдинский».
В соответствии со статьей 85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности, в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу (пункт 1); жилое помещение признано непригодным для проживания (пункт 3).
Согласно части 1 статьи 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 Жилищного кодекса РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Между тем для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
Таким образом, исходя из положений статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
При этом ни из статьи 57 Жилищного кодекса РФ, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье (к которой относится и заявитель), объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности.
По смыслу вышеназванных положений закона, внеочередное предоставление жилого помещения является исключительной мерой защиты жилищных прав в условиях, когда лицо лишено жилого помещения и не имеет возможности немедленно обеспечить им себя самостоятельно в силу имущественного положения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в судебных актах, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
Вопросы обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, а также положениями Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», относится к компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов.
Как указывалось ранее, постановлением администрации СП «Выльгорт» №05/660 от 16.05.2016 многоквартирный дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Указанный дом включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах», утвержденную Постановлением Правительства Республики Коми №160 от 31.03.2019. Переселение граждан запланировано до 31.12.2024.
Из материалов дела следует, что истец и члены ее семьи, включая Шахова В.И, Шахова И.В., Шахова А.В. и Шахова А.А. зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении по адресу: <адрес>, Сыктывдинский район, Республики Коми.
Шахов И.В. фактически проживает со своей семьей по адресу: <адрес>.
Шахова А.В. на день рассмотрения спора проживает в <адрес>.
Судом установлено, что на день рассмотрения спора, в спорном жилом помещении фактически проживают истец Шахова В.П. и третьи лица Шахов В.И. и Шахова А.А.
Лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что иное благоустроенное жилое помещение взамен непригодного на момент рассмотрения настоящего спора истцу не предоставлено.
В доме №<адрес> не расселены 3 квартиры, включая квартиру, в которой проживает истец и ее супруг.
При этом, судом установлено, что семья истца является единственной, кто до настоящего времени проживает в спорном жилом помещении.
Принимая во внимание изложенное, вопрос обеспечения истца жилым помещением по договору социального найма с учетом установленных в судебном заседании обстоятельств относится к непосредственной компетенции органа местного самоуправления муниципального района «Сыктывдинский».
Между тем, в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие принятие органом местного самоуправления в лице администрации надлежащих и достаточных мер к расселению истца и членов ее семьи, с учетом периода признания дома аварийным и подлежащим сносу.
Ссылки ответчика на то, что в настоящее время права истца не нарушены, поскольку не истек срок реализации программы переселения, нельзя признать состоятельными.
Так, из материалов дела следует, что срок расселения спорного жилого дома неоднократно изменялся.
Спорный жилой дом включен в IV этап (01.01.2022-31.12.2023) реализации республиканской адресной программы, срок реализации которого на момент рассмотрения дела истек, между тем, истец и члены ее семьи жилым помещением не обеспечены.
Из материалов дела следует, что 15.04.2023 между администрацией МР «Сыктывдинский» РК и ООО «Тетрастройкоми» заключен муниципальный контракт №0307300046823000028 по приобретению благоустроенных жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилья.
Из п. 6.1 контракта следует, что передача квартир по договору осуществляется до 15.12.2023.
Положениями п. 11.1 контракта установлен срок его действия как до 31.12.2023.
Между тем, в ходе рассмотрения дела установлено, и сторонами не оспаривалось, что на день рассмотрения настоящего спора квартиры по указанному договору администрации не переданы, а равно заключение указанного контракта не свидетельствует об обеспечении истца жилым помещением, и, как следствие, отсутствии нарушения ее прав на предоставление жилого помещения взамен аварийного.
Несмотря на то, что изменение срока расселения граждан относится к компетенции органов местного самоуправления, вместе с тем, решение органа местного самоуправления об установлении срока расселения аварийного дома не предполагает его произвольного, не основанного на объективных данных определения, в связи с чем, не должно отдалять от реального обеспечения прав граждан на жилище, и, как следствие, обеспечения их жилым помещением.
Указанные обстоятельства, по убеждению суда, свидетельствуют о бездействии со стороны органа местного самоуправления в лице администрации по обеспечению истца жилым помещением взамен признанного в установленном порядке непригодным для проживания, в связи с чем находит заявленные требования обоснованными.
В ходе рассмотрения дела также установлено и истцом не оспаривалось, что на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, она не состоит, в установленном законом порядке семья истца малоимущей не признавалась.
Малоимущность определяется на основе оценки реального дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и приходящейся на каждого члена семьи доли совокупной стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
По смыслу закона для признания граждан малоимущими совершеннолетний трудоспособный гражданин в целях признания его малоимущим должен представить в орган, осуществляющий учет, документы, подтверждающие его доходы от трудовой или предпринимательской деятельности, либо, если он является безработным, документальное подтверждение данного статуса органом службы занятости, поскольку такой статус приобретается в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
Из материалов дела следует, что истцу на праве собственности принадлежит комната, расположенная по адресу: <адрес>.
Из объяснений истца, данных в ходе рассмотрения дела, следует, что в общежитии проживать невозможно, ввиду нахождения комнаты в ненадлежащем состоянии, стены в комнате покрыты грибком и плесенью, в общежитии общий туалет и ванная комната, использование которых в силу возраста истца и ее супруга затруднительно. Доказательств обратного суду не предоставлено.
В собственности супруга истца Шахова В.И., дочери Шаховой А.В., внучки Шаховой А.А. недвижимого имущества не имеется. Транспортные средства в собственности истца и ее супруга отсутствуют.
Судом установлено, что третьему лицу Шахову И.В. на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, - где он и проживает со своей семьей.
Из материалов дела следует, что в период с 01.04.2022 по 30.09.2022 семье Шаховой О.В., в состав которой входит Шахов И.В., присваивался статус малоимущей. Указанное свидетельствует, что Шахов И.В. фактически перестал являться членом семьи Шаховой В.П.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Шахова В.П. является получателем мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и республиканской денежной выплаты по категории «ветеран труда РК».
Из предоставленных в материалы дела сведений ОСФР по Республике Коми следует, что Шахова В.П. и Шахов В.И. являются получателями страховой пенсии по старости, размер которой составляет выше прожиточного минимума в Республике Коми. При этом в рассматриваемом случае суд полагает необходимым также учитывать и нахождение на иждивении Шаховой В.П. и Шахова В.И. несовершеннолетней Шаховой А.А., 03.06.2010 года рождения.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что истец не способен самостоятельно приобрести жилое помещение, принимая во внимание, что жилое помещение, в котором зарегистрирован истец, признано в установленном порядке непригодным для проживания, в связи с чем, у органа местного самоуправления возникла обязанность по обеспечению истца жилым помещением, в связи с чем, заявленные исковые требования следует признать обоснованными, что является основанием для предоставления истцу жилого помещения.
При этом, наличие на праве собственности жилого помещения, в котором истец и члены ее семьи проживать не могут, при установленном факте бездействия со стороны администрации по обеспечению истца жилым помещением, не умаляет право истца на предоставление жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания.
Тот факт, что истец не состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма правового значения не имеет, поскольку в данном случае предоставление жилого помещения носит компенсационный характер и осуществляется не в целях улучшения жилищных условий, а в целях переселения из аварийного жилищного фонда в рамках региональной адресной программы.
Учитывая фактические обстоятельства дела, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований и возложении на администрацию обязанности предоставить Шаховой В.П. на условиях социального найма равнозначное жилое помещение взамен ранее занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес>, Сыктывдинский район.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования Шаховой В. П. (паспорт №) удовлетворить.
Возложить на администрацию муниципального района «Сыктывдинский» РК (ОГРН 1021100971352) обязанность предоставить Шаховой В. П. на условиях социального найма равнозначное жилое помещение взамен ранее занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес>, Сыктывдинский район.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 24 января 2024 года.
Судья Ю.В. Рачковская