61RS0023-01-2023-002535-47
дело № 2-2894/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 сентября 2023 г.
Шахтинский городской суд Ростовской области
в составе: председательствующего судьи Черепановой Л.Н.,
при секретаре Ларионовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Шахты, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации города Шахты, МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты, 3-и лица Министерство ЖКХ Ростовской области, ООО «Экострой-Дон» об обязании выделить денежные средства, обязании ликвидировать несанкционированный свалочный очаг мусора,
установил:
прокурор города Шахты, действующий в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, ссылаясь на следующее. Прокуратурой г.Шахты в соответствии с полномочиями, предоставленными ст.22 Федерального закона «О прокуратуре РФ», проведена проверка соблюдения Администрацией г.Шахты и МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологическом благополучии.
В соответствии с п.1.3 Правил благоустройства, чистоты и порядка в г. Шахты, утвержденных Решением городской Думы г. Шахты от 30.07.2019 №565, организацию деятельности в части благоустройства, очистки, уборки территорий, обеспечения чистоты и порядка в городе Шахты на подведомственных территориях осуществляет МУП «Департамент городского хозяйства» г. Шахты.
В ходе обследования территорий города выявлены несанкционированные свалочные очаги мусора (отработки строительных материалов, полиэтиленовые пакеты, автомобильные покрышки, обрезанные ветки деревьев) в районе ул. <данные изъяты>
В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой города 17.03.2023 главе Администрации г. Шахты, директору МУП «ДГХ» г. Шахты были внесены представления с требованием устранить вышеуказанные нарушения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологическом благополучии.
Администрацией города и Департаментом городского хозяйства нарушения, отраженные в представлении полностью не устранены, свалочные очаги не ликвидированы.
Просит суд обязать Администрацию г. Шахты в течение 4-месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства на ликвидацию несанкционированных свалочных очагов мусора, расположенных на территории г. Шахты по ул. <данные изъяты> обязать МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты в течение 6-месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать указанные несанкционированные свалочные очаги мусора.
Протокольным определением суда от 08.06.2023 к участию в деле в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика привлечено Министерство ЖКХ Ростовской области (л.д.27).
Протокольным определением суда от 03.08.2023 к участию в деле в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика привлечено ООО «Экострой-Дон».
В судебном заседании прокурор Исабеков Р.Ш. заявленные исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить.
Представитель МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты - Лыткина А.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, пояснила, что свалочный очаг был ликвидирован перед судебным заседанием 107.08.2023.
В судебное заседание явились представители ООО «Экострой-Дон» Тоникян Л.Г. и Ряжских А.Л., просили исковые требования прокурора удовлетворить.
Представители Администрации г. Шахты и Министерства ЖКХ Ростовской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд полагает исковые требования прокурора города Шахты не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Неопределенный круг лиц – это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Указанное исковое заявление подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, так как определить точный и исчерпывающий круг лиц, чьи права и интересы нарушаются в результате не исполнения законодательства требований законодательства в сфере обращения с отходами потребления и санитарно-эпидемиологическом благополучии и привлечь их в процесс в качестве истцов не представляется возможным.
Согласно п.1 ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 N52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», содержание территорий городских поселений должно отвечать санитарным правилам.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п.1 ст.13.4 указанного закона).
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы четвертый и восьмой статьи 42).
В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 ЗК РФ).
Статьей 1 Закона N 89-ФЗ определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником в целях отказаться от права собственности на них.
В соответствии с п.п. 10, 11, 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, участие в организации деятельности по сбору транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В силу ч. 2 ст. 18 Федерального закона № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие и связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Судом установлено, что прокуратурой г.Шахты в соответствии с полномочиями, предоставленными ст.22 Федерального закона «О прокуратуре РФ», проведена проверка соблюдения Администрацией г.Шахты и МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологическом благополучии.
В ходе обследования территорий города выявлены несанкционированные свалочные очаги мусора (отработки строительных материалов, полиэтиленовые пакеты, автомобильные покрышки, обрезанные ветки деревьев) в районе ул. <данные изъяты>
В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой города 17.03.2023 главе Администрации г. Шахты, директору МУП «ДГХ» г. Шахты были внесены представления с требованием устранить вышеуказанные нарушения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологическом благополучии.
В соответствии с п.1.3 Правил благоустройства, чистоты и порядка в г. Шахты, утвержденных Решением городской Думы г. Шахты от 30.07.2019 №565, организацию деятельности в части благоустройства, очистки, уборки территорий, обеспечения чистоты и порядка в городе Шахты на подведомственных территориях осуществляет МУП «Департамент городского хозяйства» г. Шахты.
Согласно п. 5.1.59 Устава МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты обязанность по вывозу несанкционированных свалок на территории г. Шахты возложена органом местного самоуправления на МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты.
Таким образом, работы по ликвидации свалок мусора должны быть организованы и осуществлены МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты, исходя из целей деятельности и полномочий указанного учреждения, предусмотренных его уставом.
В судебном заседании было установлено, что свалочный очаг находился возле контейнерной площадки по сбору ТКО по адресу: <данные изъяты>
В ходе рассмотрения настоящего дела МКУ «ДГХ» г. Шахты очистило прилегающую к мусорным контейнерам территорию и ликвидировало несанкционированный свалочный очаг, что подтверждается представленными в судебное заседание фотографиями.
При таких установленных обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований прокурора города Шахты, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации города Шахты (ИНН <данные изъяты> МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты (ИНН <данные изъяты>), 3-и лица Министерство ЖКХ Ростовской области, ООО «Экострой-Дон» об обязании выделить денежные средства, обязании ликвидировать несанкционированный свалочный очаг мусора отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Л.Н. Черепанова
Решение в окончательной форме изготовлено 12 сентября 2023г.