Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-221/2022 ~ М-5239/2021 от 10.12.2021

                         

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 февраля 2022 года                                     <адрес>

    Сунженский районный суд Республики Ингушетия в составе председательствующего Ярыгина Л.И.,

при секретаре судебного заседания Мухлоеве А-А.Д., с участием ФИО2 истца ФИО3, – ФИО5, действующей на основании доверенности, ФИО2 ответчика ФИО2 <адрес> РИ специалиста опеки и попечительства социального отдела ФИО6-А., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к ФИО2 <адрес> РИ о признании недействительным отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилье,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился в суд с исковым заявлением к ФИО2 <адрес> РИ о признании недействительным отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилье и обязания поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

    Из искового заявления следует, что истец как сирота с 1998 года состоял под опекой в органах опеки и попечительства, где опекуном являлся ФИО1. По достижении совершеннолетия опекун истца должен был подготовить документы и поставить истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. По причине того, что истец на тот момент не знал о совершении таких действий опекуном, истец не был поставлен на учет. Опекун не выполнило свои обязательства как этого требует законодательство, также считает что вина ФИО4 не меньше чем опекуна, так как ФИО4 должна была вести контроль по обеспечению и постановки на учет таких детей как истец, что ими не было сделано, как требует этого закон от органов исполнительной власти. По устному обращению в ФИО4 по вопросу установления информации очередности предоставления жилья, истцу было сказано, что он вообще не состоит на учете как нуждающийся в жилом помещении. В октябре истец подал заявление в ФИО4 о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 отказала истцу в постановке на учет, в связи с тем, что пропущен срок подачи заявления. Просит признать недействительным отказ в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилье и обязать поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

    В судебном заседании ФИО2 ФИО3ФИО5, поддержали исковые требования и просили их удовлетворить.

    ФИО2 <адрес> РИ специалист опеки и попечительства социального отдела ФИО6-А., в судебном заседании пояснила, что действительно истец состоял под опекой, однако после достижения совершеннолетия его опекун не подал заявление о постановке истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи, с чем истцом пропущен срок подачи данного заявления, в части удовлетворения искового заявления не возражаем.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы ФИО2 и ответчика, изучив представленные доказательства, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанностей в натуре; иными способами, предусмотренными законом.

Российская Федерация является социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 7, пункт «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Положения ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Абзац 4 статьи 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Аналогичная норма содержалась и в подпункте 2 пункта 2 статьи 57 ЖК РФ.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №15-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ изменен порядок обеспечения жильем указанной категории лиц путем обязания органов государственной власти субъектов Российской Федерации предоставить им жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений сроком на 5 лет с последующей возможностью продления действия договора еще на 5 лет либо предоставления жилья лицам указанной категории по договору социального найма, в связи с чем статья 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ изложена в иной редакции.

Этим же законом признан утратившим силу пункт 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ, а часть 1 статьи 92 ЖК РФ дополнена таким видом жилых помещений специализированного жилищного фонда, как жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно статье 4 названного Федерального закона действие положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ) и ЖК РФ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до вступления в силу настоящего Федерального закона.

В силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Из пункта 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. Федерального закона № 15-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ) (далее - Федеральный закон) следует, что детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Вышеназванные положения федерального закона закреплены в ст. 2 Закона Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N 31-P3 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и в Постановлении Правительства Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N 164 "О некоторых вопросах предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

В ст. 2 Постановления Правительства Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N 164 "О некоторых вопросах предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" отмечено, что жилые помещения предоставляются гражданам по достижении ими 18 лет, а также в случае их полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Важно отметить позицию Верховного Суда РФ, касающуюся сроков предоставления жилья и очередности его предоставления.

В декабре 2020 <адрес> Верховного Суда РФ утвердил Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа таких детей, жилыми помещениями. Обзор содержит 15 правовых позиций по делам, рассмотренным в 2018-2020 гг.

В п. 5 обзора указано, что по общему правилу специализированные жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении 18 лет. Предоставление жилья указанным лицам ранее данного возраста допустимо в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, а также в случаях, предусмотренных законодательством субъектов Федерации (Определение от ДД.ММ.ГГГГ -КГ19-3).

Обязательными для всех судов на территории РФ являются разъяснения практики применения норм права, изложенные в Постановлениях Пленума Верховного Суда РФ и Президиума Верховного Суда РФ.

Необходимо отметить суждения Верховного Суда РФ по данному вопросу, отраженные в Определении Судебной Коллегии по гражданским делам от ДД.ММ.ГГГГ (дело -КГ 17-9): Таким образом, как следует из содержания приведённых правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации. При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

Из содержания приведенных положений следует, что предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.

Из материалов дела усматривается, что постановлением ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, несовершеннолетнему ФИО3 1985 г.р., назначена опека и попечительство.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, по имеющимся сведениям архива ГУП «БТИ РИ» за ФИО3, домовладение в РИ не значится.

Из ответа заместителя главы ФИО2 <адрес> РИ, адресованного ФИО3, в рамках рассмотрения обращения последнего, следует, что для включения в список лиц на предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения необходимо было обратиться с заявлением до достижения 23 лет, в связи с чем включение ФИО3 в указанный список не представляется возможным.

Указанные фактические обстоятельства установлены в судебном заседании, сторонами не оспаривались и подтверждаются указанными выше и имеющимися в деле письменными доказательствами.

На основании ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как разъяснил ВС РФ в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, являлись следующие:

- ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы;

- незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет;

- состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении;

- установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.

В соответствии с Обзором практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ) в большинстве же случаев вопрос о праве лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилой площадью вне очереди, если до достижения ими возраста 23 лет они не встали (не были поставлены) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, разрешался судами исходя из конкретных обстоятельств, по которым указанные лица не встали на такой учет.

Оценив в совокупности собранные по делу доказательства, учитывая, что истец с 1998 года как сирота состоял под опекой, принимая во внимание бездействие отдела социальной защиты ФИО2 <адрес> РИ, суд приходит к выводу, что до достижения ФИО3 возраста 23 лет он являлся лицом, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в связи с ненадлежащим выполнением обязанностей по защите прав истца в тот период, когда он был несовершеннолетним, его опекуном, органом опеки и попечительства, суд признает причины пропуска срока на подачу заявления, уважительными, и как следствие служащими основанием для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилье.

При таких условиях, рассматривая заявленные исковые требования, принимая во внимание выше изложенное, суд полагает, что решение ФИО2 <адрес> РИ об отказе в постановке на учёт, ФИО3 не соответствующим требованиям ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в связи с чем, с учетом выясненных в судебном заседании действительных обстоятельств по делу, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению как основанные на законе и обоснованные материалами дела.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО3 к ФИО2 <адрес> РИ о признании недействительным отказ в принятии на учет и обязания поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении - удовлетворить.

Признать недействительным отказ ФИО2 муниципального района РИ в принятии ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Признать за ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договору найма специализированных жилых помещений и обязать ФИО2 муниципального района РИ поставить ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня его вынесения, через Сунженский районный суд Республики Ингушетия.

     Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Копия верна:

Судья

ФИО2 районного суда РИ                                                    Л.И. Ярыгин

2-221/2022 ~ М-5239/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Костоев Усман Салманович
Ответчики
Администрация Сунженского района
Суд
Сунженский районный суд Республики Ингушетия
Судья
Ярыгин Лев Исаевич
Дело на сайте суда
sunja--ing.sudrf.ru
10.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.12.2021Передача материалов судье
10.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.01.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
10.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.02.2022Подготовка дела (собеседование)
21.02.2022Подготовка дела (собеседование)
21.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.02.2022Судебное заседание
01.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.01.2023Дело оформлено
17.01.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее