Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-7867/2019 от 10.06.2019

Судья: Болохова О.В. Дело № 33а-7867/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 июля 2019 года г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Вачковой И.Г.,

судей – Сивохина Д.А., Клюева С.Б.,

при секретаре – Моревой Н.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Бумбеишвили Р.З. на решение Ставропольского районного суда Самарской области от 19 апреля 2019 года,

заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., возражения представителя Межрайонной ИФНС России №2 по Самарской области Романовой Е.В. (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная ИФНС России №2 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Бумбеишвили Р.З. недоимки и пени по транспортному налогу за 2014 - 2015 годы в общем размере 51 450 руб. и пени в сумме 226, 38 руб., всего 5 022, 12 руб., ссылаясь на то, что указанная задолженность в добровольном порядке не погашена, ранее выданный судебный приказ о взыскании недоимки отменен по заявлению ответчика.

Решением Ставропольского районного суда Самарской области от 19 апреля 2019 года административное исковое заявление удовлетворено. С Бумбеишвили Р.З. в пользу государства взыскана недоимка по транспортному налогу за 2014 год в размере 2 162 руб. и пени в размере 41,33 руб.; за 2015 год – 2 760 руб. и пени в размере 58,79 руб., также взыскана государственная пошлина в размере 400 руб.

С данным решением Бумбеишвили Р.З. не согласился, в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения как незаконного, постановленного при неправильном применении норм материального права.

Представитель Межрайонной ИФНС России №2 по Самарской области Романова Е.В. (по доверенности) в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Бумбеишвили Р.З. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствии.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя административного истца, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст.287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии со ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

На основании ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

Согласно ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном: порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 362 НК РФ, сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы, органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В соответствии с п.3 ст.363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Согласно п. 2 этой же статьи НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В абз. 3 данного пункта установлено, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Из материалов дела следует, что за 2014 год Бумбеишвили Р.З. начислен транспортный налог в сумме 2 162 руб., в связи с наличием в его собственности объектов налогообложения – автомобилей <данные изъяты> г/н , <данные изъяты>, г/н ; за 2015 год транспортный налог в сумме 2 760 руб., связи с наличием в его собственности объектов налогообложения – автомобилей <данные изъяты>, г/н .

В адрес налогоплательщика направлены налоговое уведомление №162568543 от 12.05.2017 со сроком уплаты недоимки по транспортному налогу за 2015г. до 04.07.2017 и налоговое уведомление №31434869 от 21.09.2017 со сроком уплаты недоимки по транспортному налогу за 2014, 2016 гг. до 01.12.2017.

В связи с неуплатой налога в установленный срок налогоплательщику выставлены требование №43944 по состоянию на 14.09.2017, которым предложено в срок до 17.10.2017 уплатить недоимку по транспортному налогу за 2015 год в размере 2 760 руб., а также начисленные пени в размере 58,79 руб., а также требование №6634 по состоянию на 13.02.2018, которым предложено в срок до 27.03.2018 уплатить недоимку по транспортному налогу за 2014 год в размере 2 162 руб., а также начисленные пени в размере 41,33 руб.,

Указанные требования оставлены без исполнения.

Расчет недоимки и пени по налогам судом проверен и является правильным, административным ответчиком не оспорен. Административный ответчик, надлежаще извещенный о дне слушания дела, доказательств уплаты пени по транспортному налогу суду не представил.

Установив что, недоимка по налогу и начисленным пеням административным ответчиком не уплачена, срок принудительного взыскания обязательных платежей и санкций налоговым органом соблюден, суд пришел к правильному выводу о взыскании с административного ответчика недоимки по налогу, в связи с чем решение подлежит оставлению без изменения. Вопрос о взыскании с административного ответчика государственной пошлины судом разрешен правильно, с учетом положений п. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ.

Доводы апелляционной жалобы о пропуске срока взыскания недоимки за 2014 год судебной коллегией отклоняются как противоречащие материалам дела и основанные на неправильном толковании действующего законодательства.

Установленные по делу обстоятельства подтверждают соблюдение налоговым органом специального судебного порядка взыскания налоговой задолженности, согласно которому требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица предъявляется налоговым органом сначала в порядке приказного производства, и только в случае его отмены - в порядке искового производства.

В силу п. 1 ст. 362 НК РФ обязанность по исчислению суммы транспортного налога, подлежащего уплате физическими лицами, возложена на налоговые органы.

Исходя из содержания положений абз. 2 п. 2 ст. 52, п. 3 ст. 363 НК РФ, налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа по транспортному налогу обязан направить налогоплательщику налоговое уведомление, которое является основанием для уплаты транспортного налога.

При этом налоговое уведомление об уплате транспортного налога за 2015 год с учетом требований, содержащихся в статье 363 (абз. 3 п. 1) НК РФ (в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений), подлежало направлению в адрес налогоплательщика не позднее 01.10.2015.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 N 381-О-П установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов, поэтому допущение неограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Из налогового уведомления №31434869 от 21.09.2017 следует, что транспортный налог за 2014 год пересчитан по налоговому уведомлению №2121688, в рамках ОКТМО.

Право налогового органа производить начисление и перерасчет налога, подлежащего уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, предусмотрено пунктами 2, 2.1 статьи 52 НК РФ.

Требование №6634 по состоянию на 13.02.2018, которым предложено в срок до 27.03.2018 уплатить недоимку, а также начисленные пени за 2014 год, направлено в адрес административного ответчика спустя 5 месяцев.

В соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

При этом, согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении от 01.11.2011 №8330/11, срок, направления требования об уплате налога (сбора, пени, штрафа) не является пресекательным и не исключает возможности принудительного взыскания сумм налога (пени и санкций) при соблюдении иных сроков.

Как отметил Конституционный Суд РФ в Определении от 22.03.2012 N 479-О-О, законодательные правила направления и исполнения требования об уплате налога имеют юридическое значение для исчисления срока на обращение в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Не может осуществляться принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ.

Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Срок исполнения требования №6634, направленного в адрес налогоплательщика, установлен до 27.03.2018. Следовательно, предельным сроком для обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании задолженности является 27.09.2018.

Установлено, подтверждено материалами дела, лицами, участвующими в деле не оспаривается, что 24.08.2018 и.о. мирового судьи судебного участка №156 Ставропольского судебного района Самарской области по заявлению МИФНС России №2 по Самарской области вынес судебный приказ №2а-3142/2018 о взыскании с Бумбеишвили Р.З. недоимки и пени по транспортному налогу за 2014-2015 годы в размере 5 022,12 руб. и государственной пошлины в размере 200 руб.

Определением мирового судьи судебного участка №156 Ставропольского судебного района Самарской области от 14.09.2018 судебный приказ №2а-3142/2018 отменен по заявлению Бумбеишвили Р.З.

С настоящим административным исковым заявлением МИФНС России №2 по Самарской области обратилась в суд 07.03.2019, в связи с чем, с учетом положений пунктом 1 статьи 48 НК РФ, срок обращения в суд административным истцом не пропущен.

Довод апелляционной жалобы ответчика о неполучении налоговых уведомлений и требований об уплате налогов и пени судебной коллегией отклоняется.

Согласно п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. В случае направления налогового уведомления через личный кабинет налогоплательщика налоговое уведомление по почте не направляется,

Согласно данным налогового органа 16.11.2016 Бумбеишвили Р.3. открыл личный кабинет налогоплательщика.

В соответствии со ст.52 НК РФ налоговые уведомления, в том числе и № 31434869 от 21.09.2017 выгружено в личный кабинет налогоплательщика 15.10.2017.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога,

В соответствии с п. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Положениями п. 6 ст. 69 НК РФ установлено, что требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Требования об уплате налога №43944 от 14.09.2017 выгружено в личный кабинет налогоплательщика 15.09.2017, №6634 от 13.02.2018 - 14.02.2018.

Направление, как налоговых уведомлений, так и требований подтверждается представленными в суд апелляционной инстанции реестрами налоговых уведомлений, направленных налогоплательщику, а также скриншотам личного кабинета налогоплательщика Бумбеишвили Р.3.

Таким образом, процедура принудительного взыскания транспортного налога налоговым органом соблюдена в полном объеме.

Доводы жалобы об оплате транспортного налога за автомобиль <данные изъяты>, со ссылкой на квитанцию от 30.09.2015, не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно платежного документа реквизиты оплаты транспортного налога указаны Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области, в связи с чем платеж в Межрайонную ИФНС России № 2 по Самарской области не поступил.

Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, и административное исковое заявление по существу разрешено верно.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда по доводам жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ставропольского районного суда Самарской области от 19 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бумбеишвили Р.З. - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий –

Судьи –

33а-7867/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Межрайонная ИФНС России №2 по Самарской области
Ответчики
Бумбеишвили Р.З.
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
10.06.2019Передача дела судье
02.07.2019Судебное заседание
12.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее