Дело № 2-14/2023
УИД 44RS0023-01-2022-000715-96
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 февраля 2023 г. г. Макарьев
Макарьевский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Вишнякова П.З., при секретаре Врабие О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Макарьевского района Костромской области к администрации Макарьевского муниципального района Костромской области о возложении обязанности по организации водоснабжения населенных пунктов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Макарьевского района Костромской области обратился в суд с указанным иском, указав, что прокуратурой на основании обращения ФИО2 от 20.07.2022 проведена проверка исполнения законодательства о водоснабжении и водоотведении, в ходе которой, в деятельности администрации Макарьевского муниципального района Костромской области выявлены нарушения в сфере указанного законодательства. В реестре муниципального имущества Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области, а также Макарьевского муниципального района Костромской области водопроводные сети, колодцы общего пользования, иные гидротехнические сооружения на территории деревень Ярцево и Ильинское Макарьевского района Костромской области отсутствуют.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 13.04.2018 за СПК «Родина» признано право собственности на скважину № глубиной 70 м, год завершения строительства 1986, а также на сети водопровода протяженностью <...> метров, год постройки 1986, расположенные в <адрес>.
СПК «Родина», являющийся собственником скважины и водопроводной сети, расположенных в <адрес>, услуги по водоснабжению населению не оказывает, договоры с населением на водоснабжение не заключаются. Кроме того, СПК «Родина» соответствующей лицензии на пользование недрами не имеет. При этом, лабораторные исследования качества данной воды не производились, то есть ее качество не установлено.
Вместе с тем, установлено, что фактически население, проживающее на территории деревни Ярцево и деревни Ильинское Макарьевского района Костромской области, использует источники водоснабжения, принадлежащие СПК «Родина», поскольку иные источники водоснабжения отсутствуют.
Таким образом, администрацией Макарьевского муниципального района Костромской области полномочия в сфере водоснабжения не исполняются.
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой 18.08.2022 в администрацию Макарьевского муниципального района Костромской области внесено представление. Вместе с тем, до настоящего времени требования прокуратуры не исполнены, выявленные нарушения законодательства не устранены.
Невыполнение указанных требований нарушает право граждан на надлежащее водоснабжение и может повлечь причинение вреда здоровью населения, в том числе может повлечь массовую гибель людей в связи с потреблением воды неудовлетворительного качества, то есть создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Прокурор просит возложить на администрацию Макарьевского муниципального района Костромской области обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать надлежащее водоснабжение населения в деревне Ярцево и деревне Ильинское Макарьевского района Костромской области.
Прокурор Макарьевского района Крюков С.М. исковые требования поддержал, суду пояснил, что на территории Макарьевского района имеется д. Ярцево, в которой проживает более 150 граждан. В ходе проверки установлено, что на территории д. Ярцево каких-либо сооружений направленных на обеспечение населения питьевой водой не имеется. Между тем, имеются скважины и линии водопровода, которые принадлежат на праве собственности СПК «Родина». Вместе с тем, СПК «Родина» ресурсоснабжающей организацией не является, каких-либо договоров с населением на поставку воды не заключалось, соответственно, СПК «Родина» не является лицом имеющим право оказывать услуги населению по водоснабжению.
Обязанности по обеспечению населения сельских поселений водоснабжением возложены на администрацию Макарьевского муниципального района. При этом, администрация вправе сама определить каким способом обеспечить населенные пункты водоснабжением.
На территории деревень Ярцево и Ильинское водоснабжение фактически отсутствует, водопроводные линии, которые принадлежат СПК «Родина» не могут им использоваться для водоснабжения населения в связи с отсутствием лицензии. Ранее СПК «Родина» привлекался к административной ответственности осуществление деятельности без лицензии. Гарантирующая организация МП «Сервисбыт», определенная администрацией, также не выполняет данную функцию, в связи с чем, граждане не обратились в прокуратуру Макарьевского района.
Представитель ответчика Смирнова С.В. исковые требования не признала, суду пояснила, что на органы местного самоуправления возложена обязанность организации водоснабжения и водоотведения, если для этого есть возможность на территории соответствующих поселений. Администрацией создано муниципальное предприятие МП «Сервисбыт», вид деятельности: забор и очистка, распределение воды. Данное предприятие определено, как гарантирующая организация по водоснабжению населения в границах сельских поселений района.
Администрацией района выполнены все требования, предусмотренные законом по организации водоснабжения населенных пунктов, поскольку администрация является органом управления, а не хозяйствующим субъектом. МП «Сервисбыт» имеет свои права и обязанности, администрация не отвечает за деятельность данного предприятия. Кроме того, водоснабжение населенных пунктов осуществляется, на территории поселения есть СПК «Родина» у которого имеются в собственности скважины и водопроводы. Данные водопроводы подсоединены к точкам учета граждан, которые на сегодняшний момент пользуются водой из этих водопроводов. Решением совета народных депутатов Костромской области от 14.02.1985 года № 20 и решением данного органа от 08.03.1988 № 19 для строительства скважин и водопровода протяженностью 720 метров колхозу «Родина» данные объекты были предоставлены для водоснабжения деревень д. Опалихино и д. Ярцево.
Представитель третьего лица СПК «Родина» ФИО5 суду пояснил, что в собственности СПК «Родина» имеются скважины и водопроводные сети в д. Ярцево и д. Ильинское, которые используются предприятием для подачи технической воды на нужды СПК для гаража, здания конторы, комплексного приемного пункта, в котором располагается кочегарка для отопления. У СПК «Родина» отсутствует лицензия на пользование недрами, но водопроводная линия запитана, деревни не отключили по просьбе главы администрации. Администрация сельского поселения обращалась с вопросом о передаче систем водоснабжения в безвозмездное пользование, но так как в отношении СПК идет процедура банкротства, он этого сделать не может. Со своей стороны предлагал заключить договор аренды на 49 лет с правом последующего выкупа. Услуги по водоснабжения населению СПК «Родина» не оказывает, просто люди сами бесконтрольно берут воду, т.е. юридически воруют её. СПК может полностью отключить деревню от водоснабжения, но из человеческих соображений этого не делают.
Представитель третьего лица МП «Сервисбыт» извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, ходатайств не представил.
Заслушав стороны, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение);
В соответствии с ч.ч. 3, 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1 Закона Костромской области от 04.12.2015 №38-6-ЗКО «О закреплении за сельскими поселениями Костромской области вопросов местного значения» организация водоснабжения населения к вопросам местного значения сельских поселений не относится.
В связи с этим, в силу п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1 ч. 1, ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», полномочия по организации водоснабжения населения на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение.
По смыслу приведенных норм закона организация водоснабжения на территории Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области, на которой расположены деревни Ярцево и Ильинское, относится к полномочиям администрации Макарьевского муниципального района Костромской области.
Как следует из материалов дела, населенные пункты д. Ярцево и д. Ильинское находятся на территории Унженского сельского поселения Макарьвского муниципального района. В реестре муниципального имущества Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области, водопроводные сети и колодцы общего пользования отсутствуют.
В реестре муниципального имущества Макарьевского муниципального района Костромской области, водопроводные линии и другие гидротехнические сооружения, на территории д. Ярцево Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области, также отсутствуют. В собственности СПК «Родина» имеются водозаборные сооружения – скважины, а также водопроводные сети на территории населенных пунктов д. Ярцево и д. Ильинское.
Из пояснений представителя СПК «Родина» Соколова М.В. следует, что в собственности СПК «Родина» имеются скважины и водопроводные сети в д. Ярцево и д. Ильинское, которые используются предприятием для подачи технической воды на нужды СПК, лицензии на пользование недрами у СПК не имеется. Услуги по водоснабжения населению СПК «Родина» не оказывает, разбор воды происходит бесконтрольно населением из водоразборных колонок.
Согласно представленным суду сведениям, по состоянию на 23.12.2022 в д. Ярцево зарегистрировано <...> человек, фактически проживают <...>, в д. Ильинское зарегистрировано <...> человек, фактически проживают <...> Информация о количестве абонентов, подключенных к системе водоснабжения СПК «Родина» не имеется. (л.д. 40)
Таким образом, судом установлено, что водоснабжение населенных пунктов д. Ярцево и д. Ильинское Унженского сельского поселения Макарьевского муниципального района Костромской области фактически не организовано в соответствии с требованиями закона.
Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоснабжение абонентов осуществляется с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения.
В соответствии с частью 9 статьи 7 Федерального закона № 416-ФЗ в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из нецентрализованных систем холодного водоснабжения регулируются Правилами холодного водоснабжения и водоотведения утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 644 (далее также Правила).
Так, согласно пункту 72 Правил, органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников. При определении источников водоснабжения преимущество должно быть отдано подземным источникам водоснабжения, содержащим природные примеси, удаляемые с помощью существующих технологий и методов обезжелезивания, обесфторивания, умягчения, удаления сероводорода, метана и микрофлоры. Поверхностные воды для питьевого водоснабжения могут быть использованы только в случаях, если исчерпан весь ресурс подземных источников, транспортировка воды из отдаленных подземных источников экономически нецелесообразна либо имеющегося ресурса подземных вод недостаточно для организации водоснабжения населения соответствующих территорий.
Забор воды для холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения производится из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляются по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 73 Правил).
При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории согласно минимальным нормам, предусмотренным Приложением № 1 (пункту 74 Правил).
Таким образом, орган местного самоуправления вправе организовать водоснабжение по одному из вариантов, предусмотренных Федеральным законом № 416-ФЗ, выбор которого относится к компетенции органа, организующего водоснабжение.
Как следует из материалов дела, указанные в иске территории муниципального образования Унженского сельского поселения нецентрализованными системами водоснабжения не обеспечены. Имеющиеся скважины и водопроводные сети на указанных территориях находятся в собственности СПК «Родина», который не является гарантирующей организацией по организации водоснабжения населенных пунктов, используют свое имущество в целях обеспечения СПК технической водой. Водоснабжение населения д. Ярцево и д. Ильинское не осуществляет, фактически население бесконтрольно использует техническую воду. Кроме того, у СПК «Родина» отсутствует лицензия на пользование недрами, что исключает надлежащее обеспечение жителей населенных пунктов безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу питьевой водой.
Согласно ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.
В силу ч.ч. 1, 3 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Доводы представителя ответчика о том, что администрацией полномочия в сфере водоснабжения исполняются путем определения гарантирующей организации по организации водоснабжения населения в границах сельских поселение МП «Сервисбыт» не могут быть приняты во внимание.
Согласно ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно п. 1.1 ст. 6 Закона № 416-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Доказательств того, определенная администрацией гарантирующая организация по организации водоснабжения населения в границах сельских поселений МП «Сервисбыт» осуществляет водоснабжение д. Ярцево и д. Ильинское, суду не представлено. Водоснабжение населения д. Ярцево и д. Ильинское не организовано в предусмотренном законом порядке, при этом, администрацией, как учредителем МП «Сервисбыт», действенных мер для организации водоснабжения не предпринимается.
Таким образом, администрацией Макарьевского муниципального района Костромской области полномочия в сфере водоснабжения не исполняются, в связи, с чем, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Макарьевского района Костромской области удовлетворить.
Обязать администрацию Макарьевского муниципального района Костромской области в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать надлежащее водоснабжение населения в деревне Ярцево и деревне Ильинское Макарьевского района Костромской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Макарьевский районный суд в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья П.З. Вишняков
Решение в окончательной форме принято 10 февраля 2023 года.